«Театральный роман»: еще раз про любовь
«Мастерская Петра Фоменко» готовится к премьере булгаковского «Театрального романа». Авторы спектакля режиссер Петр Фоменко и актер Кирилл Пирогов.
Вряд ли хоть кому-нибудь накануне этой премьеры придет в голову осведомиться у Фоменко: «Почему вы, Петр Наумович, выбрали эту вещь Булгакова?» Если чему и следует удивляться, то только тому, что спектакль не появился на свет много раньше. Всем очевидно: «Театральный роман» идеальный материал и для самого Петра Фоменко, и для его актеров. О том, что актеры это лучшие люди на свете, способные в коллективном творческом порыве преобразить паскудную действительность, по-разному доказывалось и в вахтанговском шедевре Петра Фоменко «Без вины виноватые», и в «Сказке Арденнского леса», и в «Египетских ночах». Как же было не встроить в этот впечатляющий контекст постановку по едва ли не лучшему отечественному роману о людях театра?..
Говоря о Фоменко, можно прибегнуть к высокопарным выражениям: большой режиссер, который во многих спектаклях воспевает актерское братство. А можно по-другому: едва ли не единственный режиссер в России, который сумел сколотить в своем театре это самое братство. «Фоменки» это, конечно же, не просто трудовой коллектив, выполняющий указания своего худрука. Это и есть настоящий автор всех спектаклей Петра Фоменко. Рождению на свет спектакля «Театральный роман» тоже способствовал коллективный замысел. Да, Петр Наумович сам давно подбирался к книге Булгакова. Но неизвестно, вышло ли бы что-нибудь из этой затеи, если бы не Кирилл Пирогов, которому сильно захотелось сыграть главного героя романа, литератора Сергея Максудова. Настолько захотелось, что поневоле впервые в жизни пришлось самому стать
режиссером.
Полтора года назад Пирогов показал небольшой фрагмент будущего спектакля на так называемом «вечере проб и ошибок» (на таких вечерахв театре попробовать что-то сыграть или поставить может каждый участник труппы). Фоменко дал добро: репетируйте, дескать, сами, а там поглядим, что получится. Они и репетировали. Самостоятельно подбирали костюмы, подключали к работе над романом своего давнего сотоварища, режиссера Ивана Поповски. Вначале думали, что это будет камерная постановка для крохотного старого зала «фоменок», но потом поняли: тесно. Зато теперь, к моменту премьеры, размахнулись настолько, что при содействии сценографа Владимира Максимова актеры осваивают и глубину большой новой сцены, и вертикаль, говорят, даже от зрительного зала «оттяпали» кусочек.
В масштабной истории, рассказанной Булгаковым, у каждого персонажа, как известно, имеется реальный прототип. Под Независимым театром подразумевался Художественный, а за фигурами его директоров Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича стоят Станиславский и Немирович-Данченко. Ивана Васильевича у «фоменок» играет не стремящийся к портретному сходству со Станиславским Максим Литовченко, а вот Аристарха Платоновича мы не увидим ведь он в Индии. Его письма с указаниями актерам будет зачитывать секретарь Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая в исполнении Галины Тюниной.
Нет сомнений, что в этом спектакле будет много смешного, но вряд ли обойдется и без горечи. Недописанный Михаилом Булгаковым «Театральный роман» обрывается на полуслове. Один из его последних пассажей фраза Максудова: «Иссушаемый любовью к Независимому театру, прикованный теперь к нему, как жук к пробке, я вечерами ходил на спектакли». Спектакль «фоменок» как раз об этой иссушающей любви-ненависти.
Говоря о Фоменко, можно прибегнуть к высокопарным выражениям: большой режиссер, который во многих спектаклях воспевает актерское братство. А можно по-другому: едва ли не единственный режиссер в России, который сумел сколотить в своем театре это самое братство. «Фоменки» это, конечно же, не просто трудовой коллектив, выполняющий указания своего худрука. Это и есть настоящий автор всех спектаклей Петра Фоменко. Рождению на свет спектакля «Театральный роман» тоже способствовал коллективный замысел. Да, Петр Наумович сам давно подбирался к книге Булгакова. Но неизвестно, вышло ли бы что-нибудь из этой затеи, если бы не Кирилл Пирогов, которому сильно захотелось сыграть главного героя романа, литератора Сергея Максудова. Настолько захотелось, что поневоле впервые в жизни пришлось самому стать
режиссером.
Полтора года назад Пирогов показал небольшой фрагмент будущего спектакля на так называемом «вечере проб и ошибок» (на таких вечерахв театре попробовать что-то сыграть или поставить может каждый участник труппы). Фоменко дал добро: репетируйте, дескать, сами, а там поглядим, что получится. Они и репетировали. Самостоятельно подбирали костюмы, подключали к работе над романом своего давнего сотоварища, режиссера Ивана Поповски. Вначале думали, что это будет камерная постановка для крохотного старого зала «фоменок», но потом поняли: тесно. Зато теперь, к моменту премьеры, размахнулись настолько, что при содействии сценографа Владимира Максимова актеры осваивают и глубину большой новой сцены, и вертикаль, говорят, даже от зрительного зала «оттяпали» кусочек.
В масштабной истории, рассказанной Булгаковым, у каждого персонажа, как известно, имеется реальный прототип. Под Независимым театром подразумевался Художественный, а за фигурами его директоров Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича стоят Станиславский и Немирович-Данченко. Ивана Васильевича у «фоменок» играет не стремящийся к портретному сходству со Станиславским Максим Литовченко, а вот Аристарха Платоновича мы не увидим ведь он в Индии. Его письма с указаниями актерам будет зачитывать секретарь Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая в исполнении Галины Тюниной.
Нет сомнений, что в этом спектакле будет много смешного, но вряд ли обойдется и без горечи. Недописанный Михаилом Булгаковым «Театральный роман» обрывается на полуслове. Один из его последних пассажей фраза Максудова: «Иссушаемый любовью к Независимому театру, прикованный теперь к нему, как жук к пробке, я вечерами ходил на спектакли». Спектакль «фоменок» как раз об этой иссушающей любви-ненависти.
Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012