Феномен Фоменко
Сложно говорить «отдельно» о Петре Наумовиче Фоменко без его «фоменок». Они, в них его ответ, продолжение, прорастание, будущее. В июле 1988-го он набрал первую группу студентов актёрско-режиссёрского факультета в ГИТИСе с того момента отсчитывает ход времени театр Фоменко, которому в следующем году исполнится четверть века. Но официально статус театра был получен курсом Фоменко в 1993-м. А сегодня костяк «Мастерской» представлен уже четырьмя поколениями замечательной плеядой актёров и режиссёров.
Скажи мне, кто твой ученик, и я скажу, кто ты: каждый «фоменок» человек играющий, с непреходящей естественной радостью сотворчества, искренним удовольствием от игры. Это характерное качество студенческого театра принципиально сохранено в профессиональном статусе. «Мастерская» цех ремесленников, где работают вместе, много и долго. Однако время-то им для становления выпало хаотичное, сумасшедшее, когда ломались и топтались традиции, преемственность, авторитет художника. Вопреки общей тенденции к деструктивному расчленению «модному веянию» в современном театре - Фоменко последовательно выстраивает соединения, стремится собрать общность, сохранить соратничество, укрепить духовную близость. Не покачнулась под натиском внешних преобразований эта глыбища, насупившись, прищурившись из-под лохматых бровей, внедряясь в искусство и в жизнь цепким остриём смеющихся глаз. Художник воплощал свою, творческую революцию в каждой постановке, трактовке классической или современной пьесы, в оригинальном прочтении всем известных произведений. При этом оставалась неприкасаемой главная отличительная черта «Мастерской Петра Фоменко» интеллигентное служение романтическому идеалу, с достоинством, ответственностью, благородством, мудростью. И - благодарный современник-зритель, живущий в том же хаосе, не утратил культурный стержень, обретя в пространстве искусства дарящий свет ориентир.
Всего за годы существования театра поставлено 36 спектаклей, но вне его стен Фоменко создал более 60 в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Парижа, Вроцлава, Зальцбурга. Прежде чем основать собственный театр, Фоменко прошёл длинный, усеянный шипами и лепестками роз творческий путь, высоко держа планку русского театра. Народный артист России, Командор ордена искусств Франции, трижды лауреат Госпремии РФ, Мастер награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, удостоен премий Президента РФ, «Триумф», им. Г. Товстоногова… Но прежде всего Фоменко Личность в Искусстве.
Здание его театра, словно каравелла с наполненными попутным ветром парусами, пришвартовано к берегу Москвы-реки. Есть дом, и есть путь. Это добрый символ надежды, которая так необходима и в юности, и в зрелости, и в 80 лет…
Доброго Вам здоровья, Пётр Наумович! И продолжайте заражать нас своим оптимизмом и жизнелюбием!
Скажи мне, кто твой ученик, и я скажу, кто ты: каждый «фоменок» человек играющий, с непреходящей естественной радостью сотворчества, искренним удовольствием от игры. Это характерное качество студенческого театра принципиально сохранено в профессиональном статусе. «Мастерская» цех ремесленников, где работают вместе, много и долго. Однако время-то им для становления выпало хаотичное, сумасшедшее, когда ломались и топтались традиции, преемственность, авторитет художника. Вопреки общей тенденции к деструктивному расчленению «модному веянию» в современном театре - Фоменко последовательно выстраивает соединения, стремится собрать общность, сохранить соратничество, укрепить духовную близость. Не покачнулась под натиском внешних преобразований эта глыбища, насупившись, прищурившись из-под лохматых бровей, внедряясь в искусство и в жизнь цепким остриём смеющихся глаз. Художник воплощал свою, творческую революцию в каждой постановке, трактовке классической или современной пьесы, в оригинальном прочтении всем известных произведений. При этом оставалась неприкасаемой главная отличительная черта «Мастерской Петра Фоменко» интеллигентное служение романтическому идеалу, с достоинством, ответственностью, благородством, мудростью. И - благодарный современник-зритель, живущий в том же хаосе, не утратил культурный стержень, обретя в пространстве искусства дарящий свет ориентир.
Всего за годы существования театра поставлено 36 спектаклей, но вне его стен Фоменко создал более 60 в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Парижа, Вроцлава, Зальцбурга. Прежде чем основать собственный театр, Фоменко прошёл длинный, усеянный шипами и лепестками роз творческий путь, высоко держа планку русского театра. Народный артист России, Командор ордена искусств Франции, трижды лауреат Госпремии РФ, Мастер награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, удостоен премий Президента РФ, «Триумф», им. Г. Товстоногова… Но прежде всего Фоменко Личность в Искусстве.
Здание его театра, словно каравелла с наполненными попутным ветром парусами, пришвартовано к берегу Москвы-реки. Есть дом, и есть путь. Это добрый символ надежды, которая так необходима и в юности, и в зрелости, и в 80 лет…
Доброго Вам здоровья, Пётр Наумович! И продолжайте заражать нас своим оптимизмом и жизнелюбием!
«Литературная газета», 11.07.2012