Спасатели из «Мастерской»
Петр Фоменко представил новый спектакль «Безумная из Шайо»
Изысканный, как старинное кружево, изящный, как все работы Фоменко. Три с половиной часа (в «Мастерской Фоменко» свой отсчет сценического времени) летят как один миг.
Вместе с фантасмагорической пьесой Жана Жироду, написанной в период оккупации, впервые во Франции поставленной уже после освобождения в 45-м году, тогда казавшейся остро социальной, теперь глубоко философской.
Шулера, мошенничеством составившие свое состояние, создатели всевозможных акционерных обществ и промышленных компаний, своими деньгами разрушающие душевность, собрались перекопать и уничтожить квартал Парижа Шайо в поисках нефти и заодно избавиться от его обитателей. Миром правят их деньги пришло время изменить мир. Безумная разорившаяся графиня Орели из Шайо Галина Тюнина с полуреальными старухами из прошлого встает на защиту своего города. Пусть они немного не в себе. Пусть упорно путают настоящее с прошлым. Пусть их оружие истлевшие зонтики, а помощники иллюзии, причуды, бедняки Парижа и люди, существующие лишь в их памяти. Им удается образумить мир. Гротеск сплетается с абсурдом, и мировое зло оказывается погребенным в парижской канализации. Добро торжествует.
Однако утопия у Фоменко получается грустной. Прежде чем спуститься в приготовленную для них ловушку, дельцы загадывают: как только мы отсюда выйдем, вызовем для старухи санитарную машину из психбольницы. У Жироду они не выйдут и ничего для Орели не вызовут. У Фоменко по решающей суть дела оговорке или же по умыслу они выйти тоже не выйдут, но «скорая» для погубившей их старухи уже вызвана. Читай: мир спасен, но его спасатели обречены. Современный акцент, уничтожающий все счастливые иллюзии, или незначительная деталь? В любом случае итог от спектакля утешительный и в исполнении женского цвета «фоменок» очень убедительный: достаточно найтись одной здравомыслящей старухе, чтобы враги человечества обломали себе зубы, и решимости четырех добрых безумных старух для окончательного избавления мира от зла. Если бы только Жироду был прав┘
Вместе с фантасмагорической пьесой Жана Жироду, написанной в период оккупации, впервые во Франции поставленной уже после освобождения в 45-м году, тогда казавшейся остро социальной, теперь глубоко философской.
Шулера, мошенничеством составившие свое состояние, создатели всевозможных акционерных обществ и промышленных компаний, своими деньгами разрушающие душевность, собрались перекопать и уничтожить квартал Парижа Шайо в поисках нефти и заодно избавиться от его обитателей. Миром правят их деньги пришло время изменить мир. Безумная разорившаяся графиня Орели из Шайо Галина Тюнина с полуреальными старухами из прошлого встает на защиту своего города. Пусть они немного не в себе. Пусть упорно путают настоящее с прошлым. Пусть их оружие истлевшие зонтики, а помощники иллюзии, причуды, бедняки Парижа и люди, существующие лишь в их памяти. Им удается образумить мир. Гротеск сплетается с абсурдом, и мировое зло оказывается погребенным в парижской канализации. Добро торжествует.
Однако утопия у Фоменко получается грустной. Прежде чем спуститься в приготовленную для них ловушку, дельцы загадывают: как только мы отсюда выйдем, вызовем для старухи санитарную машину из психбольницы. У Жироду они не выйдут и ничего для Орели не вызовут. У Фоменко по решающей суть дела оговорке или же по умыслу они выйти тоже не выйдут, но «скорая» для погубившей их старухи уже вызвана. Читай: мир спасен, но его спасатели обречены. Современный акцент, уничтожающий все счастливые иллюзии, или незначительная деталь? В любом случае итог от спектакля утешительный и в исполнении женского цвета «фоменок» очень убедительный: достаточно найтись одной здравомыслящей старухе, чтобы враги человечества обломали себе зубы, и решимости четырех добрых безумных старух для окончательного избавления мира от зла. Если бы только Жироду был прав┘
Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002