Бешеные бабки
Неожиданно для всех Петр Фоменко поставил в своей «Мастерской» давнюю пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо»
После несомненных шедевров прошлого сезона от Петра Фоменко, само собой, ждали продолжения. Все той же гармонии, нежной прелести, подробного культурного чтения то есть всего того, что давно уже считается фирменным знаком «Мастерской» его имени. В планах театра значился Пушкин («Египетские ночи»), и это умиротворяло поклонников, замерших в ожидании. Концепция если не мира, то отдельно взятого субъекта казалась законченной. Но для Фоменко, видимо, пришла пора показать всем, где раки зимуют. И вместо русского поэта, который, как известно, давно уже наше все, возник на афише безумно словоохотливый француз-интеллектуал, которого, как говорится, без специальных вливаний не поймешь. Фоменко на самом деле большой специалист по части обмана чьих-либо ожиданий. Его просто хлебом не корми, дай покуролесить. Он как истинный лицедей обожает в самый неподходящий момент, люто сверкая глазами, взять да и показать всем язык (хотите верьте, хотите нет, но в фойе его театра висит именно такая фотография мэтра и основателя). И ты уже не знаешь, что и думать, смотря его новый спектакль.
Что увлекло его в этой странной пьесе, полной слов, спотыкающихся друг о друга, литературных метафор, прямых аллюзий и афоризмов всего этого обязательного набора западной социальной драмы? После Льва Толстого, с таким успехом поставленного, зачем эта пьеса, в которой, кажется, и нет ничего, кроме демонстративного, лобового антибуржуазного пафоса? Да вот пришлась. Пришлась тем более, что Фоменко, вопреки скорому на определения критическому мнению, далеко не всегда одни только кружева плетет, очаровательно и тонко. Самое время вспомнить, что в давние советские времена он ставил и «Смерть Тарелкина» (в Москве), и «Мистерию-буфф» (в Ленинграде), и все того же Жироду «Троянской войны не будет». При этом ни диссидентом, ни обличителем Фоменко не был; так уж случилось, что Бог одарил его нежной душой романтика и - одновременно гротескным видением жизни. И в разные времена то одно, то другое берет верх.
Литературную историю о том, как парижская беднота, руководимая безумной старухой, завлекла в канализационные люки местных буржуев (негодяев, обманщиков и врагов народа просто по определению) и замуровала там навсегда ради спасения если не всей Франции, то хотя бы своего района, эту запутавшуюся в собственном остроумии агитку Фоменко превратил в изящнейший, полный горечи и артистизма спектакль, смотреть который одно удовольствие. Превратил так, что начинаешь сомневаться: а ту ли пьесу ты читал и отбросил в раздражении?
Как уж он над ней колдовал загадка, не требующая ответа. Тем более что ответ очевиден. Во все времена, советские и постсоветские, буржуазные и антибуржуазные, у Фоменко был один Бог Театр, во имя которого он творил и творит свои подвиги. С азартом юнца он превращает в театр все, что попадается под руку. Типичное парижское кафе, музыкантов, наяривающих песенку о прекрасной полячке, жонглера, официанта, разносчика и прочий бедный люд, а через антракт, уже в другом зале мрачное подземелье, прибежище юродивой старухи. Абсурд, юмор, нежность и тоска в сочетании с остротой рисунка это и есть «Безумная из Шайо» Петра Фоменко. Создание режиссера, который всю свою сознательную жизнь творил иллюзии и одновременно не верил в них ни на грош.
Социальная ясность, идеологическая четкость оценок Жироду чужды ему, как и все эти банкиры, биржевые маклеры, у которых «в правом глазу наглость, а в левом тревога», инвестиционные компании, пирамиды и деньги, которые делают деньги. У Фоменко в спектакле действуют шуты и уличные комедианты, марионетки, которых дергают за веревочки все кому не лень, и те, кого уважительно зовут безумными. Четыре сумасшедшие старухи, живущие в окружении призраков, тут правят бал и вершат свой скорый суд над мировой буржуазией и эксплуататорами всех мастей. Четыре актрисы, блистательно играющие. Галина Тюнина, Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова, в очередной раз доказавшие, что женщины «Мастерской» ее сила и украшение. И сила мощная, и очарование неистребимое, берут и делают с тобой все, что захотят. В самый неподходящий момент, только ты расслабился и нахохотался вволю, вдруг раз и ударят в самое сердце какой-нибудь историей о мужской измене и невозможном одиночестве. А потом вновь закрутят в стремительном ритме, до которого Фоменко большой охотник.
Другая четверка, квартет жестоких эксплуататоров Андрей Казаков, Алексей Колубков, Рустэм Юскаев и Олег Нирян, сыграна отлично, но безумных дам переиграть им было не дано. Так и не поняв, «зачем им эта вонючая реальность», они спустились в люк и тут же вышли из него с блаженной улыбкой новообращенных. На том свете у Фоменко все так же весело наигрывают «Прекрасную полячку» и так же легко улыбаются.
Что увлекло его в этой странной пьесе, полной слов, спотыкающихся друг о друга, литературных метафор, прямых аллюзий и афоризмов всего этого обязательного набора западной социальной драмы? После Льва Толстого, с таким успехом поставленного, зачем эта пьеса, в которой, кажется, и нет ничего, кроме демонстративного, лобового антибуржуазного пафоса? Да вот пришлась. Пришлась тем более, что Фоменко, вопреки скорому на определения критическому мнению, далеко не всегда одни только кружева плетет, очаровательно и тонко. Самое время вспомнить, что в давние советские времена он ставил и «Смерть Тарелкина» (в Москве), и «Мистерию-буфф» (в Ленинграде), и все того же Жироду «Троянской войны не будет». При этом ни диссидентом, ни обличителем Фоменко не был; так уж случилось, что Бог одарил его нежной душой романтика и - одновременно гротескным видением жизни. И в разные времена то одно, то другое берет верх.
Литературную историю о том, как парижская беднота, руководимая безумной старухой, завлекла в канализационные люки местных буржуев (негодяев, обманщиков и врагов народа просто по определению) и замуровала там навсегда ради спасения если не всей Франции, то хотя бы своего района, эту запутавшуюся в собственном остроумии агитку Фоменко превратил в изящнейший, полный горечи и артистизма спектакль, смотреть который одно удовольствие. Превратил так, что начинаешь сомневаться: а ту ли пьесу ты читал и отбросил в раздражении?
Как уж он над ней колдовал загадка, не требующая ответа. Тем более что ответ очевиден. Во все времена, советские и постсоветские, буржуазные и антибуржуазные, у Фоменко был один Бог Театр, во имя которого он творил и творит свои подвиги. С азартом юнца он превращает в театр все, что попадается под руку. Типичное парижское кафе, музыкантов, наяривающих песенку о прекрасной полячке, жонглера, официанта, разносчика и прочий бедный люд, а через антракт, уже в другом зале мрачное подземелье, прибежище юродивой старухи. Абсурд, юмор, нежность и тоска в сочетании с остротой рисунка это и есть «Безумная из Шайо» Петра Фоменко. Создание режиссера, который всю свою сознательную жизнь творил иллюзии и одновременно не верил в них ни на грош.
Социальная ясность, идеологическая четкость оценок Жироду чужды ему, как и все эти банкиры, биржевые маклеры, у которых «в правом глазу наглость, а в левом тревога», инвестиционные компании, пирамиды и деньги, которые делают деньги. У Фоменко в спектакле действуют шуты и уличные комедианты, марионетки, которых дергают за веревочки все кому не лень, и те, кого уважительно зовут безумными. Четыре сумасшедшие старухи, живущие в окружении призраков, тут правят бал и вершат свой скорый суд над мировой буржуазией и эксплуататорами всех мастей. Четыре актрисы, блистательно играющие. Галина Тюнина, Наталья Курдюбова, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова, в очередной раз доказавшие, что женщины «Мастерской» ее сила и украшение. И сила мощная, и очарование неистребимое, берут и делают с тобой все, что захотят. В самый неподходящий момент, только ты расслабился и нахохотался вволю, вдруг раз и ударят в самое сердце какой-нибудь историей о мужской измене и невозможном одиночестве. А потом вновь закрутят в стремительном ритме, до которого Фоменко большой охотник.
Другая четверка, квартет жестоких эксплуататоров Андрей Казаков, Алексей Колубков, Рустэм Юскаев и Олег Нирян, сыграна отлично, но безумных дам переиграть им было не дано. Так и не поняв, «зачем им эта вонючая реальность», они спустились в люк и тут же вышли из него с блаженной улыбкой новообращенных. На том свете у Фоменко все так же весело наигрывают «Прекрасную полячку» и так же легко улыбаются.
«Итоги», 8.04.2002