Амазонки неавангарда
Всегда считалось (и считается до сих пор), что театральная Москва с рубежа 80 90-х существует между полюсами двух режиссерских, педагогических воль: Анатолия Васильева и Петра Фоменко. И что стремящийся к аскезе эзотеризм первого и простодушная открытость второго не придут к общему знаменателю. С появлением «Войны и мира» возникло ощущение, что разница эта совсем не так велика. Что после окончательного ухода Васильева в лабиринт лабораторных, скрытых от глаз посторонних, исследований, Фоменко, выпускающий по три премьеры в год, продолжает демонстрировать публике одно из главных достижений Школы драматического искусства: то, чего может достичь одаренный актер, если он готов и ему позволяют работать над ролью без суеты. Необязательно знать длительную историю появления на сцене «Войны и мира», чтобы понять: виртуозность Тюниной, Кутеповой, Джабраиловой результат не внезапно налетевшего вдохновения, но очень необычного в современном театре процесса, когда режиссер целиком подчиняет себя актеру, а актер поставленной режиссером задаче.
За то, как существуют в этой постановке актрисы, спектаклю можно простить все: и длинноты, и банально сыгранные «мужские» сцены, и каэспэшную глубокомысленность песенки про Мальбрука, пафосно прозвучавшей в финале.
«Война и мир» бенефис фоменковских актрис, про которых давно известно, что они среди лучших в Москве, хотя широкой нетеатральной публике почти не известны. У Галины Тюниной в ее 33 всего две крупные роли в кино (у одного режиссера Алексея Учителя), у Ксении Кутеповой, Мадлен Джабраиловой и младшей из всех Полины Агуреевой ни одной. Уникальная сосредоточенность на театре именно то, что всегда отличало лучших васильевских исполнителей, Наталью Коляканову в первую очередь. Странно, но кинематограф за редчайшим исключением будто боится этих актрис не знает, что делать с их школой, которой действительно равных нет.
Режиссер Алексей Учитель однажды признался, что хотел предложить Галине Тюниной сыграть в «Дневнике его жены» все главные женские роли понимая, что другой такой исполнительницы ему все равно не найти. То, что природе кинематографа не показано, в театре удается вполне: Тюнина сыграла в «Войне и мире» три роли кажется, подобранные по принципу максимальной удаленности друг от друга. Сыграла, безжалостно экспериментируя со своей внешностью, возрастом, темпераментом со всем тем, из чего складывается понятие «культовая актриса».
На фоменковскую «Войну и мир», несмотря на ее четыре с лишним часа, будут ходить по многу раз как ходят балетоманы и меломаны на оперу и балет: смотреть, как сегодня исполняется партия, как на глазах оттачивается виртуозность...
«Это все хорошо, но я не понимаю, к чему, ведь движения театральной мысли здесь нет», заметил после премьеры один театральный критик. И он абсолютно прав как ни печально это признать поклонникам фоменковской студии. Но правда и то, что высота актерской игры единственное, неизменно остающееся в остатке: после всех бурь, свершений и разрушений движения режиссерской мысли к очередным ею намеченным рубежам.
За то, как существуют в этой постановке актрисы, спектаклю можно простить все: и длинноты, и банально сыгранные «мужские» сцены, и каэспэшную глубокомысленность песенки про Мальбрука, пафосно прозвучавшей в финале.
«Война и мир» бенефис фоменковских актрис, про которых давно известно, что они среди лучших в Москве, хотя широкой нетеатральной публике почти не известны. У Галины Тюниной в ее 33 всего две крупные роли в кино (у одного режиссера Алексея Учителя), у Ксении Кутеповой, Мадлен Джабраиловой и младшей из всех Полины Агуреевой ни одной. Уникальная сосредоточенность на театре именно то, что всегда отличало лучших васильевских исполнителей, Наталью Коляканову в первую очередь. Странно, но кинематограф за редчайшим исключением будто боится этих актрис не знает, что делать с их школой, которой действительно равных нет.
Режиссер Алексей Учитель однажды признался, что хотел предложить Галине Тюниной сыграть в «Дневнике его жены» все главные женские роли понимая, что другой такой исполнительницы ему все равно не найти. То, что природе кинематографа не показано, в театре удается вполне: Тюнина сыграла в «Войне и мире» три роли кажется, подобранные по принципу максимальной удаленности друг от друга. Сыграла, безжалостно экспериментируя со своей внешностью, возрастом, темпераментом со всем тем, из чего складывается понятие «культовая актриса».
На фоменковскую «Войну и мир», несмотря на ее четыре с лишним часа, будут ходить по многу раз как ходят балетоманы и меломаны на оперу и балет: смотреть, как сегодня исполняется партия, как на глазах оттачивается виртуозность...
«Это все хорошо, но я не понимаю, к чему, ведь движения театральной мысли здесь нет», заметил после премьеры один театральный критик. И он абсолютно прав как ни печально это признать поклонникам фоменковской студии. Но правда и то, что высота актерской игры единственное, неизменно остающееся в остатке: после всех бурь, свершений и разрушений движения режиссерской мысли к очередным ею намеченным рубежам.
Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001