Эпопея в камерном формате
«Война и мир» в Театре Петра Фоменко
Петр Фоменко примеривался к «Войне и миру» долго репетиции, точнее, читку по ролям, начинали в «Мастерской» еще лет семь назад, задумано все было наверняка и того раньше. Удивительно легко удаются Фоменко спектакли, замысел которых так долго вынашивался. Так было летом с «Одной абсолютно счастливой деревней», и про «Войну и мир» можно сказать то же самое: спектакль именно легкий, даром что идет почти четыре часа.
Многое можно было угадать заранее: конечно, это «сцены» выбранные места из любимого романа; конечно, иногда страницы перелистывают сами персонажи, читая текст по книжке с потертым переплетом; конечно, прочитано это так, словно бы не при электрическом свете, а при свечах, очень внимательно, чуть иронично; нет толстовской тяжеловесности, как не было ее и в осеннем «Семейном счастии», которое смотрится теперь чем-то вроде эскиза потому что эта «Война и мир», хоть и открывается монологом Пьера «Какая сила движет народами? » (и на занавесе карта Европы), а все же про семью, семьи, мир домашний, интимный.
Что-то, напротив, выглядит довольно неожиданно: например, распределение ролей. Кто бы сомневался, что Пьера Безухова будет играть Юрий Степанов актер безуховской комплекции и замечательного трагикомического дара. А вот нет: Пьер Андрей Казаков, игравший когда-то в «Приключении» Казанову. Одет он совершенно богемно: длиннейшая вязаная кофта со свисающими рукавами, просторная накидка и широкополая шляпа. Волосы всклокочены, на кончике носа круглые очки; но смотрится все это отнюдь не нелепо модно. И когда Наташа Ростова все повторяет: «Какой он смешной! », в ее интонации есть уже доля кокетства.
Наташу играет Полина Агуреева, она же Элен Курагина первая жена Пьера. Такие пересечения идут через весь спектакль: Жюли, обмолвившаяся, что увлечена Николаем Ростовым, и Соня, влюбленная в него, одна и та же чудесная Ксения Кутепова. Еще она, впрочем, княгиня Болконская, жена князя Андрея беременная бедная Лиза. Но так или иначе, именно из всех этих деталей кто как одет и кого играет в первом действии, а кого во втором и третьем складывается постепенно сюжет, разделенный формально на три части: «Петербург», «Москва», «Лысые Горы»; действие обрывается отъездом князя Андрея на войну.
Части четко очерчивают три бытовых круга, пересечения которых опять-таки сугубо театральны: здесь царствует (порой кажется, что безраздельно) Галина Тюнина сначала хозяйка петербургского салона Анна Павловна Шерер в костюме a la Зинаида Гиппиус, затем графиня Наталья Ростова в нелепых рюшах, с ее московским радушием и провинциальностью, наконец, в третьем акте тихая княжна Марья; все три роли абсолютно разные! сыграны виртуозно, так, что лучше не бывает. Надо бы еще обязательно вспомнить Мадлен Джабраилову, играющую во втором акте княгиню Друбецкую (что назойливо хлопочет за безуховское наследство), а в третьем гувернантку Болконских мадемуазель Бурьен. И Карэна Бадалова старого князя Николая Андреевича Болконского; образ почти карикатурный, но именно «почти».
Смешной ли роман «Война и мир»? Странный, кажется, вопрос, но вот у актеров «Мастерской» выходит временами очень смешно не то чтоб они играли комедию, все дело в каких-то забавных мелочах, на которых они ловят своих персонажей.
Война, впрочем, все-таки есть как фон, придающий серьезность всей этой семейной кутерьме: и занавес с картой, и разговоры, и недописанные портреты двух императоров по углам, и сборы вечно хмурого и необаятельного князя Андрея (Илья Любимов) его обреченность отыграна, правда, как-то совсем уж старомодно-театрально, с простодушно исполненной песней «Мальбрук в поход собрался, вернется ли бог весть». То есть война пока еще как бы невсамделишная, но уже размыкающая семейный круг. И тут же возвращающая назад, к мысли, что настоящая, серьезная жизнь (то самое «дело», к которому стремится князь Андрей) не там, а здесь, где семья, дом и тысяча мелочей, из которых собран этот спектакль. Остается только повторить, что в «Мастерской», как нигде, умеют превращать хрестоматийный текст в настольную книгу и говорить о простых истинах и традиционных ценностях с минимумом пафоса; потому что смысл театральный, во всяком случае, все же не в пафосе, а в обаянии самой игры, актерства, того, чем более всего и знаменит театр Фоменко.
Тут, видимо, важно еще, что это «сцены», что только начало романа, что все намечено штрихами: этюдность, незавершенность счастливый для Фоменко и его актеров метод. В их «Войне и мире» нет никакой глобальности, ничего такого, что давило бы и не давало вздохнуть: воздуха достаточно, пространство романа открыто, персонажи живые, страницы перелистываются свободно и легко; хочется читать дальше.
Многое можно было угадать заранее: конечно, это «сцены» выбранные места из любимого романа; конечно, иногда страницы перелистывают сами персонажи, читая текст по книжке с потертым переплетом; конечно, прочитано это так, словно бы не при электрическом свете, а при свечах, очень внимательно, чуть иронично; нет толстовской тяжеловесности, как не было ее и в осеннем «Семейном счастии», которое смотрится теперь чем-то вроде эскиза потому что эта «Война и мир», хоть и открывается монологом Пьера «Какая сила движет народами? » (и на занавесе карта Европы), а все же про семью, семьи, мир домашний, интимный.
Что-то, напротив, выглядит довольно неожиданно: например, распределение ролей. Кто бы сомневался, что Пьера Безухова будет играть Юрий Степанов актер безуховской комплекции и замечательного трагикомического дара. А вот нет: Пьер Андрей Казаков, игравший когда-то в «Приключении» Казанову. Одет он совершенно богемно: длиннейшая вязаная кофта со свисающими рукавами, просторная накидка и широкополая шляпа. Волосы всклокочены, на кончике носа круглые очки; но смотрится все это отнюдь не нелепо модно. И когда Наташа Ростова все повторяет: «Какой он смешной! », в ее интонации есть уже доля кокетства.
Наташу играет Полина Агуреева, она же Элен Курагина первая жена Пьера. Такие пересечения идут через весь спектакль: Жюли, обмолвившаяся, что увлечена Николаем Ростовым, и Соня, влюбленная в него, одна и та же чудесная Ксения Кутепова. Еще она, впрочем, княгиня Болконская, жена князя Андрея беременная бедная Лиза. Но так или иначе, именно из всех этих деталей кто как одет и кого играет в первом действии, а кого во втором и третьем складывается постепенно сюжет, разделенный формально на три части: «Петербург», «Москва», «Лысые Горы»; действие обрывается отъездом князя Андрея на войну.
Части четко очерчивают три бытовых круга, пересечения которых опять-таки сугубо театральны: здесь царствует (порой кажется, что безраздельно) Галина Тюнина сначала хозяйка петербургского салона Анна Павловна Шерер в костюме a la Зинаида Гиппиус, затем графиня Наталья Ростова в нелепых рюшах, с ее московским радушием и провинциальностью, наконец, в третьем акте тихая княжна Марья; все три роли абсолютно разные! сыграны виртуозно, так, что лучше не бывает. Надо бы еще обязательно вспомнить Мадлен Джабраилову, играющую во втором акте княгиню Друбецкую (что назойливо хлопочет за безуховское наследство), а в третьем гувернантку Болконских мадемуазель Бурьен. И Карэна Бадалова старого князя Николая Андреевича Болконского; образ почти карикатурный, но именно «почти».
Смешной ли роман «Война и мир»? Странный, кажется, вопрос, но вот у актеров «Мастерской» выходит временами очень смешно не то чтоб они играли комедию, все дело в каких-то забавных мелочах, на которых они ловят своих персонажей.
Война, впрочем, все-таки есть как фон, придающий серьезность всей этой семейной кутерьме: и занавес с картой, и разговоры, и недописанные портреты двух императоров по углам, и сборы вечно хмурого и необаятельного князя Андрея (Илья Любимов) его обреченность отыграна, правда, как-то совсем уж старомодно-театрально, с простодушно исполненной песней «Мальбрук в поход собрался, вернется ли бог весть». То есть война пока еще как бы невсамделишная, но уже размыкающая семейный круг. И тут же возвращающая назад, к мысли, что настоящая, серьезная жизнь (то самое «дело», к которому стремится князь Андрей) не там, а здесь, где семья, дом и тысяча мелочей, из которых собран этот спектакль. Остается только повторить, что в «Мастерской», как нигде, умеют превращать хрестоматийный текст в настольную книгу и говорить о простых истинах и традиционных ценностях с минимумом пафоса; потому что смысл театральный, во всяком случае, все же не в пафосе, а в обаянии самой игры, актерства, того, чем более всего и знаменит театр Фоменко.
Тут, видимо, важно еще, что это «сцены», что только начало романа, что все намечено штрихами: этюдность, незавершенность счастливый для Фоменко и его актеров метод. В их «Войне и мире» нет никакой глобальности, ничего такого, что давило бы и не давало вздохнуть: воздуха достаточно, пространство романа открыто, персонажи живые, страницы перелистываются свободно и легко; хочется читать дальше.
Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001