Объяснение в любви
«Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Петра Фоменко»
Повесть о том, как простой деревенский парень Михеев полюбил простую деревенскую девушку Полину, пошел на войну и был там убит, написанная покойным ленинградским писателем Борисом Вахтиным в 1965 г., легла в основу очень неожиданного спектакля Петра Фоменко.
С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом).
На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает».
Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина».
Автор повести, положенной в основу спектакля китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства).
Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина».
Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет.
Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом).
На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает».
Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина».
Автор повести, положенной в основу спектакля китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства).
Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина».
Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет.
Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
Полина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000