RuEn

Форум

Несколько мгновений.

3 марта 2010, 23:29, Дмитрий Бабенко

Всё не может запомнится, остаться в памяти навсегда. Со временем воспоминания тускнеют, меркнут, забываются. Память жестока, но мудра, необъяснима и закономерна одновременно ? мы ей удивляемся! Удивляемся её выборочности и разбросанности. Эмоциональная память ? вещь вообще фантастическая и совсем необязательно испытывать или наблюдать чрезвычайно сильные эмоциональные потрясения: трагические или счастливые.
Порой не стоит орать и надрываться, чтобы тебя услышали; совершать экстравагантные поступки и выпячиваться, чтобы заметили; постоянно пиариться и трубить во всеуслышание: ?Я есть!? А впрочем, кто бы подсказал, как стоит? Просто, шумиха никчёмная, право дело, так утомляет. После неё тишина и пустота. Наверное, это своего рода закон для живой и неживой природы: как только источник искусственного шума пропадает, мы про него забываем, но возникает новый и всё идёт по кругу.
Броскость и эпатаж не единственный критерий заметности. Восприятию, образу мысли сегодняшнего человека, особенно находящегося в пространстве публичных профессий, это непонятно. Если обсуждают: ругают или хвалят ? не важно ? значит помнят; лицо примелькалось ? не имеет значения где и по какому поводу ? хорошо. Медийное лицо ? не ругательство, оказывается, а высшая степень востребованности. Может так и должно быть, допускаю, что это современные требования ? иначе нельзя, ни в коей мере не хочу, да и не имею малейшего права осуждать, сравнивать или противопоставлять. Каждый выбирает сам, как поступать и как прожить свою жизнь ? всегда есть выбор и по крайней мере два пути. Но про второй принято сегодня умалчивать. Так жить в профессии не модно.
Артист Юрий Степанов, каким мы его знали, так жил: неброско и ярко, некрикливо и? непременно таким он запомнится. Как запомнятся созданные им образы Лыняева, Собачкина, сэра Эндрю, Гриши, Ислаева, Бенджи, Чичикова. Мы поговорим и напишем о них ещё и ещё раз ? только уже по памяти. Потом. Непременно? Ещё раз переживём трагедийные и комедийные роли. По памяти сердца?
И конечно же Чебутыкин ? роль мирового репертуара, роль трагическая, как выяснилось сегодня, для Ю.Степанова во всех смыслах?
Разве можно было подумать в 2004 году, год премьеры ?Трёх сестёр?, что всего через шесть лет буду перечитывать рецензию на этот спектакль и в тексте придётся делать исправления на прошедшее время.
Что такое Иван Романович Чебутыкин? Степанов не играет (не играл) его безразличным. Он может равнодушно проговорить: ?? одним бароном больше, одним меньше ? не всё ли равно? Пускай! Всё равно!? Не веришь ему. Говорит он так, только чтобы успокоить окружающих, себя успокоить, Машу. Скроется от наших глаз, завернёт за угол и тогда станет наверняка уговаривать не проводить дуэль, будет искренне умолять, просить, метаться от одного дуэлянта к другому. На виду циничные реплики и внешняя чёрствость... Придёт после, уткнётся в свою вечную газету, сообщит о происшедшем. Но новостью это будет только для него самого. Чебутыкин до последнего не верит в случившееся: как же не смог ничего предпринять, воспротивиться? Даже когда проговаривает ещё раз: ?Не всё ли равно!?, он не вычитывает что-то в газете, а прикрывает ею ? в прямом и переносном смысле ? внутреннюю бурю. Чебутыкину, каким его играет Степанов, давно уже ничего не кажется. Он всё осознаёт наверняка, но только отбрёхивается неуклюжими фразами и поступками.
Подарит своей любимице Ирине на именины самовар, который долгое время будет гордо стоять посередь комнаты и все будут через него спотыкаться. Улучит момент, чтобы угостить младшую из сестёр Прозоровых леденцом на палочке. Ксения Кутепова, притворно надувшись, скажет: ?Иван Романыч, ну что это вы??, при этом возьмётся с удовольствием за лакомство. Она ведь и впрямь дитя. Чебутыкин знает об этом. В трогательной сцене последнего действия, когда Ирина буквально сидит на чемоданах Степанов?Чебутыкин подзовёт её к себе, сделает вид, что конфетку прячет в один из кулаков и просит угадать в каком. Ирина?Ксения Кутепова, наконец, выбирает и угадывает. Ей достаётся леденец. Точно такой же был и в другой руке. Чебутыкин не обманщик, он трогательно её любит?
Пойдёт по аллее устланной осенними листьями своей неповторимой походкой (в последнем действии он станет хромать и опираться на палку), спотыкнётся в самом конце, пробурчит себе под нос что-то вроде: жизнь и так колдобина на колдобине, а здесь ещё коряги какие-то. А может быть, уже нам, зрителям, покажется, что скажет... Степановская манера передвигаться на сцене или в кадре, от спектакля к спектаклю, от фильма к фильму ? эксперимент и точная находка. Характер героя через походку, раскрыть так, чтобы и слов не нужно было ? мало кому удаётся. Это высший пилотаж артистического мастерства. Вспомним его Собачкина из ?Владимира?, Лыняева из ?Волков и овец?, Григория из ?Варваров? или гражданина начальника из одноимённого фильма?
Мы обязательно вспомним? Не пересмотрим в записи, а вспомним несколько мгновений?
Не будем задаваться вопросами: почему он, зачем так рано, за что??? Так произошло. То малое, на что мы способны ? память, воспоминания благодарных зрителей. Несколько мгновений сохранит память сердца. Иначе не может быть.

    ×

    Подписаться на рассылку

    Ознакомиться с условиями конфиденцильности

    Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности