Форум
Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.
Забытый пароль можно восстановить.
Посмотрев спектакль "Рыцарь. Моцарт. Пир"
К юбилею великого русского поэта А.С.Пушкина, телеканал «Культура» показал спектакль театра «Мастерская П. Н. Фоменко» по мотивам «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина «Рыцарь. Моцарт. Пир» (Сценическая композиция по произведениям А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», режиссёр Фёдор Малышев).
Известно, что «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина идут в таком порядке: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». И это не случайно! Этот спектакль начался с «Пира во время чумы» с монолога мальчика, который прокричала нервно женщина. Ни одного слова я не поняла. (Видимо, театр забыл или не знает, что слово поэта – Поступок). Дальше небольшой фрагмент из «Пира во время чумы». Что-то говорил Председатель, но тоже невнятно. Стихи произносить актёры не умеют. Тут даже плохой декламации не было. Был ещё монолог Барона из «Скупого рыцаря», всё так же невнятно. Потом – «Моцарт и Сальери». И тут начинается беспредел.
В.С.Непомнящий, советский и российский литературовед-пушкинист, доктор филологических наук, в своей работе «Кошка, которая смотрела на короля» так написал: «Существует понятие «творческая свобода» толкуют эту вещь по-разному. Мне кажется, например, что настоящая свобода, в том числе творческая, не в органическом функционировании индивидуальности, а в устремлении к Идеалу. Такая свобода не присвоена в готовом виде, как прислужница хотения, а творится тобой самим, твоей устремленностью к тому, что выше и больше тебя».
Беспредел, допущенный в «Моцарте и Сальери», явно, цинично представлял функционирование индивидуальности. А Сальери А.Пушкина – фигура трагическая. Он в напряжении, в борьбе со своей завистью и потрясением гения Моцарта. Здесь же беспринципный, циник, который не ценит ни своих усилий, ни чужих. Он травит Моцарта легко и просто, а потом почему-то вынимает из кармана яйцо и, облупив его, жуёт, посмеиваясь над мыслью Моцарта, что гений и злодейство - две вещи несовместные.
Да, это вошедший в моду обычай современной режиссуры: представлять не автора, а себя. Как я понимаю сейчас, в двадцать первом веке. А Пушкин? Это далекий век. Сейчас – он только текстовка.
А.С. Пушкин написал космическую трагедию на все века. Его «Маленькие трагедии» имеют ясную и точную сверхзадачу. Его ужасали моральные и нравственные уродства человека. Он верил в идеал и стремился поднять сознание человека перед Космосом, Богом, который задумал Человека, как существо, способное хранить, охранять, творить.
В финале этого спектакля всё возвращается в «Пир во время чумы». Председатель поёт свой гимн Чуме, появляется Священник, пытается устыдить гуляющих, его прогоняют цинично и зло, и опять появляется гимн Чуме. Театр говорит нам: «Нам ничего не остается. Жизнь – чума, и мы можем только есть, пить и петь песни. Продолжать жизнь».
А у А.С. Пушкина?
Священник: Спаси тебя господь!
Прости, мой сын.
Уходит.
Пир продолжается.
Председатель остается, погруженный
в глубокую задумчивость.
6-10 июня 2024г. г.Нижний Новгород
Театр драмы и поэзии «Белый Мост»
Режиссёр Зоя Куликовская и труппа театра.
#рыцарьмоцартпир #фёдормалышев