RuEn

Форум

Все сообщения пользователя EkaterinaL

Страницы форума: 1

О спектакле "Сон в летнюю ночь" 24 июня с.г.

30 июня 2015, 19:25, EkaterinaL

А доживет ли Тезей до рассвета?
Я очень люблю этот театр. Я люблю этих актеров. И с детства я люблю и очень хорошо знаю эту пьесу.
Я была совершенно уверена - Фоменки это сделают. Сто процентов. Без сомнений.
Я пришла, безгранично им доверяя, готовая принять самую невероятную версию.
От Фоменок всего можно ожидать. Волшебного, захватывающего, увлекательного.
И первое действие полностью меня очаровало. Множество удачных находок, описывать которые сознательно не буду, чтобы не лишать зрителя удовольствия увидеть их самому.
Первый акт сделан практически безупречно. Все продумано. Одно действие плавно переходит в другое. Замечательные, яркие, очень точные актерские работы. Талантливая режиссура. Волшебный художник. Великолепная работа сценографа и мастера по сценическому движению.
Да, есть некоторые вполне узнаваемые творческие заимствования. Но они очень удачно вплетены в действие. Есть собственные находки.
Очень точно решена одна из моих любимейших сцен: Оберон первый раз видит Елену.
Как продумано каждое движение! Как тонко играют актеры! Оберон обращается с Еленой с такой нежностью. Так бережно, заботливо! Актерская игра, сценография, каждое движение, - в полной гармонии.
Сцену хочется пересматривать и пересматривать. Такой восторг испытываешь от того, как она решена.
Радует, что Елену стали играть в другой манере. Без занудства и нытья. А с юмором и озорством. Безусловно удачная работа и актрисы, и режиссера.
Вообще, весь состав подобран очень точно. По крайней мере, три (четыре) влюбленных пары. Не было никакого сомнения. Тюнина, конечно же, Титания, Бадалов - несомненно Оберон. Кабанян - Пак, удача этого спектакля. Все, казалось бы, идеально.
Так хотелось увидеть как ОНИ это сделают. Что ОНИ придумают.
После первого акта паришь себе от счастья в облаках и радуешься, что такой театр все еще у нас есть.
Но... где-то во время этого безаботного полета закрадывается первое сомнение.
На это нельзя не обратить внимания. Оберона не слышно. Периодически совсем. А вот Пака слышно отлично везде и всегда. Вначале, показалось, что может эта перекличка с фильмом "Догма", где Голос - это отдельный персонаж Метатрон (Алан Рикман). А тут Пак - голос Оберона. Но, честно говоря, это решение не стало бы удачным. Самый главный в этой пьесе, после Любви, конечно, Оберон. Он должен заполнять собой всю сцену, все пространство. И когда молчит, и когда говорит.
Но это все не проблема. Все решаемо. Где-то музыку чуть потише, где-то голос чуть погромче.
А вот второй акт, а точнее его вторая половина практически провал. Хотя под авации и смех влюбленного в Фоменок зрителя.
Еще перед началом спектакля меня удивило несколько фраз, сказанных молодой парой, которая сидела за нами.
- Он сказал, что раз мне завтра рано вставать, я могу уйти сразу после первого акта. На второй оставаться необязательно.
Ну ничего себя! Второй акт - это же феерия озарства, юмора, всеобщего триумфа! Три пары, которые страстно ждут брачной ночи. Трое мужчин, которые уже изнывают от нетерпия и желания. И команда мастеровых, которым позарез нужны пожизненные 6 пенсов. Они рискуют, они устраивают спектакль и для них этот спектакль вопрос жизни. Их же могут попросту повесить, если они не угодят. Правда, эти однозначно работали на виселицу.
Во второй части второго акта, наступило мертвое стояние двух разных групп: "народа" и "аристократии". Белое холодное молчание, с редкими репликами, из которых хорошо была слышна, пожалуй, только одна - Ипполиты -Тюниной. Канула в Лету моя любимая - "Даже лучшие из них тени, а худшие - тени теней".
Режиссерская фантазия внезапно иссякла. И актеры, выложившись по полной в первом акте, физически обессилили.
Если первый акт был полон фантазии, легкости, выдумки, то второй напоминал царство Снежной королевы. Началась совершенно другая пьеса.
Никаких страстных, томящихся пар. Будто наступила резко зима, и все превратились в лед. Но вот же только что был страстный, яркий первый акт! Оберон проснись! Взбодри их! Где ты Оберон?! И где Тезей?!
Ну и дальше, понеслось. Не видно вообще, что Тезей любит Ипполиту, а она отвечает ему взаимностью. Нет между ними никаких отношений.
И если некоторая холодность Оберона к Титании была еще объяснима, все-таки был обижен и разгневан, то холодность Тезея к Ипполите вызывает вопросы. Мечом он ее, конечно, завовал. Но она вообще-то из амазонок, может отравить или банально прирезать завоевателя, как только он заснет, а может и ранее.
Или они, по-мнению режисера, незначимые проходные персонажи. Так, что-то вроде декорации. Поставил на катурны, постояли красиво, посидели красиво, ну и ладненько.
Ну тогда, мастеровыми стоило бы заняться тщательнее. А тут - топорная работа. Да, есть стандартные позы и движения, над которыми зритель стопроцентно будет смеяться. Конечно, зритель хохочет на словах "сосок" и "Нанова гробница".
Но для этой пьесы - этого недостаточно. Сейчас уже есть множество возможностей посмотреть и послушать другие постановки. И уже не всегда зрителя легко провести.
Да зритель смеялся. Это часть пьесы так и написана, чтобы было максимально смешно. Только вот игра актеров, представляющих подмастерьев была скучна и предсказуема!
А ведь год назад театр Глобус привозил в Москву именно этот спектакль. И в кино его все еще показывают. И залы - битком!
Неужели трудно было посмотреть другие постановки, а их предостаточно, а потом придумать самим что-нибудь свое. Попробывать играть этюдами, поискать, где уместна импровизация. И объединить развалившуюся на части сцену и второй акт.
Зритель смеется и апплодирует. Потому что он их любит и им доверяет. И, к сожалению, не всегда достаточно подготовлен, чтобы увидеть, где его банально морочат, выдавая залежавшийся товар за свежий, явную халтуру за оригинальное решение.
Но и это можно было бы выдержать. Действительно, комедии Шекспира в Москве не всегда удается поставить смешно. И уж, совсем тяжко идут эти сцены с простолюдинами.
Но самым шокирующим оказался финал спектакля.
Я отказывалась верить в происходщее! Тезей, Ипполита и Филострат остались на сцене! После очень славного и милого танца, просто начались поклоны. Зритель ничего не заметил и радостно апплодировал. Будто бы ничего не произошло.
В это невозможно было поверить. Первый раз я видела спектакль БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ!!! Для тех, кто так и не догадался, в чем дело поясняю. Оберон и Титания прилетели благословить свадьбу Тезея и Ипполиты. Собственно, это была основная цель их визита в Афины. А потому в пьесе и во всех спектаклях, фильмах и радиопостановках, которые я до этого момента видела и слышала, в конце пьесы Оберон и Титания БЛАГОСЛОВЛЯЮТ три пары, их ложе, их детей и все поколения, которые пойдут потом от них. А так как чаще всего Оберона-Тезея, Титанию-Ипполиту и Пака-Филострата играют одни и те же актеры, то в определенный момент со сцены исчезают Тезей, Ипполита и Филострат, чтобы вновь появиться в более высоких ипостасях.
А вот по этой самой постановке в любимом театре П.Н.Фоменко получается, что Оберон и Титания улетели, так и не благословив три пары влюбленных. Уж не знаю, что по мнению режиссера, они, окаянные такого натворили, чтобы Оберон и Титания внезапно изменили цель своего визита.
Для лучшего понимания, приведу простой пример. Вы можете представить, что в финале спектакля "Двенадцатая ночь" Орсино не подходит к Виоле, вообще не обращается к ней, а просто разворачивается и уходит ?
А зрители после этого радостно апплодируют и актеры делают вид, что так и должно быть?
Эта была бы уже другая история. Вот и здесь, без благословения это уже другая история.
А главное, я не предполагаю, я ЗНАЮ, что именно эти актеры все могут сделать блестяще! И второй акт может стать таким же озорным, ярким, волшебным, как и первый!
Но и таким, как есть спектакль зрителю нравится. И в этом кроется опасность. Так незаметно, шаг за шагом, спектакль за спектаклем можно постепенно начать терять уровень профессионального мастерства, которым так феерично всегда владели Фоменки. Ведь зрителю все нравится...
Я не стала бы писать о моих впечатлениях. Сейчас, к счастью, есть множество возможностей посмотреть яркие, талантливые, увлекательные постановки с актерами, которые обладают фантастическим уровнем мастерства и профессионализма. Режиссерами, которые умудряются сочетать несочетаемое, и там, где могла воцариться скука, создают уникальные спектакли. Чего только стоит, например, "Привычка творить искусство".
А Фоменки - они ЛЮБИМЫЕ! У них и в таком виде спектакль будет иметь успех...
Я согласна с неизвестной мне молодой парой - после первого акта можно смело уходить.
Но я обязательно приду посмотреть этот спектакль еще раз. И возможно еще раз.
Скорее всего на Рождество. Когда они уже достаточно спектакль наиграют. И возможно Тезей полюбит свою Ипполиту.
И каждый раз буду для себе решать остаться на второй акт или уйти. И каждый раз буду оставаться. Потому что в сердце живет это наивная детская надежда, что полуфабрикат и их не устроит, что они все-таки вдохнут жизнь, настоящую яркую, и во второй акт. Это так просто сделать. Тем более, при нынешних технических возможностях театра. Все действительно просто. Замрет ли танец, появятся ли в зале или на лестницах по краям сцены Оберон и его Титания, устремится ли в зал легкий занавес, раздувемый мощным ветром. И Оберону хватит голоса произнести то, ради чего он прилетел в эти места. А потом танец продолжится к всеобщему удовольствию... Вариантов, идей может быть множество...
А иначе у Тезея из этого спектакля нет шансов дожить до рассвета.
Постсриптум.

После этого спектакля я пересмотрела "Двенадцатую ночь" Фоменок. Прошло лет двадцать, а то и двадцть пять, а спектакль по-прежнему интересен, уникален и ни в чем не уступает другим постановкам. Нашим и зарубежным.
Тогда не было особых технических возможностей. Тогда были актеры и зритель. Тет-а-тет. Почти как в "Глобусе". А какой был спектакль. От первой до последней сцены.
#сонвлетнююночь #двенадцатаяночь #карэнбадалов #амбарцумкабанян #галинатюнина

Страницы форума: 1
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности