Наследник по прямой
Новым худруком театра «Мастерская Петра Фоменко» станет режиссер Евгений Каменькович. Он займет место основателя театра Петра Фоменко, скончавшегося больше месяца назад. Комментирует РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Приказа департамента культуры Москвы о назначении режиссера худруком популярного театра пока нет. Но в том, что он вскоре появится, никаких сомнений тоже нет: в начале сентября глава департамента Сергей Капков объявил, что новым руководителем театра «Мастерская Петра Фоменко» станет тот, за кого проголосует творческий коллектив. И вот коллектив собрался и высказал свою волю вести осиротевший театр теперь должен Евгений Каменькович.
Собственно, ни в покладистости департамента, в последнее время радующего жесткими и самостоятельными, без оглядки на мнения «трудовых коллективов», кадровыми решениями, ни в выборе, в данном случае сделанном этим самым коллективом, ничего неожиданного нет.
В отличие от большинства российских театров, претендующих на право почитаться хранителями неких (мифических, как правило) славных традиций, «Мастерская Петра Фоменко» действительно может считаться театром-домом: она создана одним человеком, являвшимся безусловным авторитетом, если не сказать больше, для артистов, почти все из которых и были учениками Петра Фоменко. Когда в таком «доме» умирает «отец», у театрального семейства есть несколько вариантов продолжения жизни. Первый в нашей российской практике довольно распространенный и при этом самый страшный вариант: под предлогом отсутствия на горизонте фигур, равновеликих усопшему мастеру, театром начинает управлять какая-нибудь актерская (а хоть бы и режиссерская) «коллегия», состоящая из лучших учеников основоположника. Для любого театра это не просто верный, но и быстрый путь в творческое небытие можно радоваться, что «Мастерская» на него не встала.
Еще один вариант приглашение сильного «чужака», который изменит лицо театра, попытается начать совершенно новую жизнь. Собственно, никто и не предполагал, что такое может случиться с «Мастерской». Евгений Каменькович (1954 г. р.) давно уже считался у «фоменок» в доме «наследным принцем». Об этом, разумеется, не говорили вслух, но по умолчанию никто не сомневался, что после ухода Петра Фоменко бразды правления возьмет Каменькович. Он активно работал рядом с Фоменко последние три десятилетия сначала как педагог мастерской в ГИТИСе, режиссер дипломных спектаклей, потом как режиссер в «Мастерской», где он поставил около десятка спектаклей. Собственно говоря, Каменькович много преподавал самостоятельно, ставил и в других театрах, так что он известен и вне прямой связи с театром и школой Петра Фоменко.
Так или иначе, но много лет Каменькович в мастерской был вторым (ну или даже одним из вторых, если вспомнить, что педагогом на курсе был и Сергей Женовач), а теперь станет первым. Задача у нового худрука непростая: с одной стороны, он обязан стоять на страже учительского наследия, быть своего рода верховным жрецом культа. С другой стороны, Каменькович не может не понимать, что охранительная позиция для любого театра весьма опасна и что он все равно должен будет по сути создать новый театр под старой вывеской. Каким станет этот театр, зависит от слишком многих обстоятельств, чтобы сейчас браться за прогнозы.
Приказа департамента культуры Москвы о назначении режиссера худруком популярного театра пока нет. Но в том, что он вскоре появится, никаких сомнений тоже нет: в начале сентября глава департамента Сергей Капков объявил, что новым руководителем театра «Мастерская Петра Фоменко» станет тот, за кого проголосует творческий коллектив. И вот коллектив собрался и высказал свою волю вести осиротевший театр теперь должен Евгений Каменькович.
Собственно, ни в покладистости департамента, в последнее время радующего жесткими и самостоятельными, без оглядки на мнения «трудовых коллективов», кадровыми решениями, ни в выборе, в данном случае сделанном этим самым коллективом, ничего неожиданного нет.
В отличие от большинства российских театров, претендующих на право почитаться хранителями неких (мифических, как правило) славных традиций, «Мастерская Петра Фоменко» действительно может считаться театром-домом: она создана одним человеком, являвшимся безусловным авторитетом, если не сказать больше, для артистов, почти все из которых и были учениками Петра Фоменко. Когда в таком «доме» умирает «отец», у театрального семейства есть несколько вариантов продолжения жизни. Первый в нашей российской практике довольно распространенный и при этом самый страшный вариант: под предлогом отсутствия на горизонте фигур, равновеликих усопшему мастеру, театром начинает управлять какая-нибудь актерская (а хоть бы и режиссерская) «коллегия», состоящая из лучших учеников основоположника. Для любого театра это не просто верный, но и быстрый путь в творческое небытие можно радоваться, что «Мастерская» на него не встала.
Еще один вариант приглашение сильного «чужака», который изменит лицо театра, попытается начать совершенно новую жизнь. Собственно, никто и не предполагал, что такое может случиться с «Мастерской». Евгений Каменькович (1954 г. р.) давно уже считался у «фоменок» в доме «наследным принцем». Об этом, разумеется, не говорили вслух, но по умолчанию никто не сомневался, что после ухода Петра Фоменко бразды правления возьмет Каменькович. Он активно работал рядом с Фоменко последние три десятилетия сначала как педагог мастерской в ГИТИСе, режиссер дипломных спектаклей, потом как режиссер в «Мастерской», где он поставил около десятка спектаклей. Собственно говоря, Каменькович много преподавал самостоятельно, ставил и в других театрах, так что он известен и вне прямой связи с театром и школой Петра Фоменко.
Так или иначе, но много лет Каменькович в мастерской был вторым (ну или даже одним из вторых, если вспомнить, что педагогом на курсе был и Сергей Женовач), а теперь станет первым. Задача у нового худрука непростая: с одной стороны, он обязан стоять на страже учительского наследия, быть своего рода верховным жрецом культа. С другой стороны, Каменькович не может не понимать, что охранительная позиция для любого театра весьма опасна и что он все равно должен будет по сути создать новый театр под старой вывеской. Каким станет этот театр, зависит от слишком многих обстоятельств, чтобы сейчас браться за прогнозы.
Роман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012