Премьера на вилле «Отчаяние»
Афиша «Мастерской Петра Фоменко» напоминает книжную лавку раритетов: «Венерин волос» Шишкина, «Египетская марка» Мандельштама, «Дар» Набокова, «Улисс» Джойса – вкус к многослойной изысканной литературе, игре с культурными кодами давно привит этой труппе. Из того же ряда «Гиганты горы» – новый спектакль мастерской, последняя, недописанная пьеса Луиджи Пиранделло, последняя часть его мифологической трилогии, куда вошли еще «Новая колония» и «Лазарь», своего рода культурное завещание. Финал пьесы Пиранделло надиктовал перед смертью своему сыну Стефано, перевела его для театра сотрудница литчасти Елена Касаткина, преподававшая итальянский в Литинституте. В общем, раритет, как и было сказано, хотя в мире к этой пьесе обращаются довольно часто, а самый известный спектакль по «Гигантам горы» принадлежит великому Джорджо Стрелеру. Сюжет сам по себе звучит как поэма: на вилле «Отчаяние», где правит маг Котроне (Федор Малышев), живут странные люди, раз и навсегда примерившие себе разные роли: карлик, толстушка, вообразившая себя балериной, старушка, уверенная, что она уже мертва. В пространстве «Отчаяния» возможны любые чудеса, воплощение любых снов, возвращение любых утрат. Иными словами, это территория чистого искусства, избавленного от контактов с реальностью. Однажды здесь появится труппа бродячих артистов с графом-импресарио (Юрий Буторин) и графиней-примой (Полина Агуреева). Когда-то из-за нее, очаровательной, взбалмошной, капризной, страстной, нежной, жестокой, актрисы до мозга костей, покончил с жизнью Поэт, и теперь она считает долгом всей жизни сыграть его «Сказку о подменном сыне». Но святая идея не кормит сильно истрепавшуюся и поредевшую труппу, в жертву идее принесена некогда роскошная жизнь графа, но графиня Илсе не может остановиться. Искупление и оправдание театром, игра до полной гибели всерьез – на меньшее героиня Полины Агуреевой не согласна. (Вместе с Евгением Каменьковичем она стала сорежиссером спектакля.) Тем более, что «Отчаяние» вернуло ей Поэта, а духи места готовы стать ее верными партнерами. Тут надо отвлечься на выдающуюся работу художницы Марии Митрофановой: земля на вилле «Отчаяние» изогнулось полусферами, заставляя актеров балансировать между падением и полетом, а духи (парящие платья и маски, в точности воспроизводящие лица актеров) наполнили спектакль настоящим театральным волшебством.
Графиня уйдет играть свою пьесу в реальный далекий мир, к далеким и грубым гигантам горы, которые не поймут ее и убьют. И несчастная труппа побредет дальше, увозя на тележке тело той, кто была их мятущейся и беспокойной душой.
Графиня уйдет играть свою пьесу в реальный далекий мир, к далеким и грубым гигантам горы, которые не поймут ее и убьют. И несчастная труппа побредет дальше, увозя на тележке тело той, кто была их мятущейся и беспокойной душой.
Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014