«Современная идиллия» в театре Петра Фоменко
В «Мастерской Петра Фоменко» идут премьеры нового спектакля по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Рассказываем, почему вам не стоит его пропускать
Постановка с одноименным названием обещает совсем не идиллию, а несколько часов фантасмагории, если быть точными — «фантасмагории в 11 явлениях, с прологом, антрактом и эпилогом». Салтыков-Щедрин, который за полтора века в актуальности ничуть не потерял, сейчас так и вообще кажется героем нашего времени. Начинается действо с мира реки, если не сказать болота, где судят пискаря (Михаил Крылов), — не явился в уху, изволь отчитаться. Судят с пристрастием, разбрызгивая воду, так что до приговора последний не доживает. Через несколько минут почивший пискарь превратится в Либерала и в компании друга Глумова (Федор Малышев), тоже либерала, начнет «годить».
Этим коротким «годить» Салтыков-Щедрин, а за ним и постановщик Евгений Каменькович, описывает обратную эволюцию своих героев от образованных и вполне себе приличных господ до двух не совсем вменяемых потребителей ветчины, окороков и калачей. Они отучают себя от вредной привычки думать и рассуждать, а в квартире, где они живут, полки с книгами сменяются на ободранные обои — отличный способ показать, что было и что стало. Под квартирой же бродит сыщик с польским выговором (Игорь Войнаровский), который к концу первого действия затащит попустившихся либералов к квартальному надзирателю. После этого река в прямом смысле слова превращается в каток, и начинаются танцы на льду. К слову, поэффектнее, чем на Первом канале. Недавние либералы приходят в себя и вступают в светлый мир российской государственности, где подлогом и двоеженством вряд ли кого-то удивишь.
В «Современной идиллии» никто не старается быть актуальным по заказу, и тем заметнее своевременность постановки. На сценографию и хореографию спектакля не засмотреться невозможно, а музыкальное сопровождение — песни группы «АукцЫон» — гарантированно не отпустит вас, как минимум, до выхода из театра, потому что все в очереди в гардероб будут напевать «там дам даром туда-сюда». И мы, признаемся, не исключение.
Этим коротким «годить» Салтыков-Щедрин, а за ним и постановщик Евгений Каменькович, описывает обратную эволюцию своих героев от образованных и вполне себе приличных господ до двух не совсем вменяемых потребителей ветчины, окороков и калачей. Они отучают себя от вредной привычки думать и рассуждать, а в квартире, где они живут, полки с книгами сменяются на ободранные обои — отличный способ показать, что было и что стало. Под квартирой же бродит сыщик с польским выговором (Игорь Войнаровский), который к концу первого действия затащит попустившихся либералов к квартальному надзирателю. После этого река в прямом смысле слова превращается в каток, и начинаются танцы на льду. К слову, поэффектнее, чем на Первом канале. Недавние либералы приходят в себя и вступают в светлый мир российской государственности, где подлогом и двоеженством вряд ли кого-то удивишь.
В «Современной идиллии» никто не старается быть актуальным по заказу, и тем заметнее своевременность постановки. На сценографию и хореографию спектакля не засмотреться невозможно, а музыкальное сопровождение — песни группы «АукцЫон» — гарантированно не отпустит вас, как минимум, до выхода из театра, потому что все в очереди в гардероб будут напевать «там дам даром туда-сюда». И мы, признаемся, не исключение.
Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015