RuEn

Нелёгкое дыхание

В театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Lегкое Dыхание» по пьесе Петра Гладилина «Смерть под парусом»

Петр Гладилин — один из самых востребованных современных драматургов. Его пьесы «Афинские вечера», «Любовь как милитаризм», «Мотылек» и другие с успехом идут более чем в пятидесяти театрах России и за рубежом. Также он пишет сценарии для кино и телевидения. 

Декорация на сцене – стеклянная курилка с дымящимися урнами. Место действия может варьироваться – от гостиничного номера до поезда, но прозрачная резервация для любителей никотина остается неизменной.

Главный герой спектакля «Lегкое Dыхание» — убежденный борец с курением (не случайно первые буквы названия спектакля ассоциируются со старейшей маркой сигарет “LD”). Свою жизнь он посвятил пропаганде о вреде этой привычки. В карманах он постоянно носит антиникотиновые пластыри, которые раздает «страждущим». Правда, это никому не помогает избавиться от пристрастия к табаку.

У действующих лиц спектакля нет имен. Они значатся как исполнители различных социальных функций: пианистка, писательница, проводник, охранник, доктор, надзиратель…

Для героя – он тоже безымянный – все окружающие по большому счету лишены индивидуальности, поскольку делятся на тех, кто курит и тех, кто не курит. Этот показатель становится главным и единственным в его шкале ценностей. Такая вот черно-белая гамма восприятия окружающих. Других цветов и оттенков он не признает.

Поэтому на протяжении действия он последовательно расстается с любителями табачных изделий: сначала рвет отношения с сестрой и матерью, потом с возлюбленной, родную дочь доводит до самоубийства. И даже после смерти своего отца он не может простить его за то, что тот всю жизнь курил. В итоге остается в одиночестве, потому что не может найти ни друзей, ни новую любовь. Как только он встречает женщину, которая вызывает в нем какие-то чувства и вскоре узнает, что она курит или курила в прошлом, то сразу же с ней расстается. А те представительницы прекрасного пола, которые не страдают от пагубной привычки и ведут здоровый образ жизни, очень быстро теряют к нему интерес, поскольку главная тема его разговоров – «о вреде табака». Вполне закономерно то, что герой заканчивает свою жизнь… на необитаемом острове. Но и там он собирает «бычки», оставшиеся от рыбаков, чтобы сжечь этот вредоносный мусор, отравляющий окружающую среду.

Только один раз в жизни герой изменяет своим принципам. Чем это для него обернулось, узнают те, кто посмотрит спектакль. А его стоит увидеть, в том числе и старшим школьникам, и студентам, которым наверняка понравится темпераментная игра молодых артистов, мастерски перевоплощающихся в разные образы и демонстрирующих необыкновенную пластику.

Но главное – это то, что спектакль заставляет задуматься – нет, не только о вреде курения. Прямолинейные трактовки в данном случае неуместны, потому что табачная тема – только предлог, повод для размышлений. 

На самом деле спектакль – о нетерпимости к чужим недостаткам, о неумении и нежелании прислушаться к мнению другого человека. О том, что любое хорошее дело можно довести до абсурда, если перегнуть палку. О благих намерениях, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. О фанатизме, который приводит к преступлению. 

«Мне кажется, это одна из самых болевых точек нашего общества. Люди принимают только свою позицию. Они не допускают, что кто-то может думать по-другому, существовать по-другому,», — говорит режиссер, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович. 

Источник: «Вести образования»