В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу Рощина
«Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Михаила Рощина в постановке худрука «Мастерской» станет четвёртой премьерой премьерой нынешнего сезона — и первой, выходящей на большой сцене театра.
«Седьмой подвиг Геракла» — первая пьеса Михаила Рощина, написанная в 1963 году. История о стране «авгиевых конюшен», жители которой по воле богини лжи Аты убеждены, что живут в процветающем государстве, воспринималась изначально и читается по сей день в контексте «шестидесятнического» мировосприятия, ставящего этическое начало в искусстве вровень, а зачастую и выше сугубо эстетического. Прозрачность аллегории «мифологического» сюжета сделала пьесу неподцензурной: в момент появления «Седьмого подвига Геракла» им заинтересовались несколько режиссёров, в том числе Олег Ефремов, который хотел поставить дебютную комедию Рощина на сцене «Современника», однако этот замысел не осуществился — именно по причине очевидной «антисоветской» направленности пьесы. Текст «Седьмого подвига…» ходил в списках вплоть до «перестроечных» времён, когда в 1987 году пьеса была опубликована в журнале ТЕАТР. , а спустя год впервые поставлена во всех смыслах следующим поколением: спустя четверть века после написания «Седьмого подвига…» постановку осуществил Михаил Ефремов в «Современнике-2».
В «Мастерской Петра Фоменко» жанровым определением «Седьмого подвига Геракла» становится «старомодная комедия»: ироничная формула не только отсылает к известной пьесе другой знаковой фигуры советской драматургии, Алексея Арбузова, но и обозначает принцип восприятия текста, написанного более полувека назад, временную и стилистическую дистанцию, возводимую в принцип. При этом создатели спектакля настаивают на злободневности и не утраченной актуальности текста если не на уровне формы, то на уровне содержания, конфликта, той этической составляющей, которая была значимой для «старомодных» «шестидесятников» (в некрологе ушедшему в 2010 году Рощину Марина Давыдова писала: «Как многие представители его поколения, он верил, что литература — это не просто чёрные знаки на белом листе, но нечто могущее изменить и меняющее нашу жизнь. Что писатель должен не только сочинять, он должен неустанно вычищать авгиевы конюшни — своей страны, своей души. Он воспринимал творчество как седьмой подвиг Геракла»).
Что же касается эстетической составляющей, то «фоменковская» аннотация выбирает для её характеристики цитату из самого Рощина: «…Теперь я думаю, что „Геракл“ во многом был навеян Ануем, Ионеско, но всё же более всего, конечно, тем временем, когда романтический порыв и вера в добро схватились с ложью и хитростью, и схватка была в той стадии, когда ещё неизвестно, чья возьмёт. Лишь через несколько лет я узнал, что примерно в ту же пору писал своего „Геракла“ Дюрренматт».
Как и в предыдущей премьере Каменьковича, спектакле «Король Лир», в «Седьмом подвиге Геракла» будут заняты артисты всех поколений театра — в частности, Геракла сыграет Никита Тюнин, Тезея — Амбарцум Кабанян, а «богиню лжи и обмана» Ату — Мария Большова. Вместе с режиссёром над созданием спектакля работали автор стихов и музыки Герман Бескедов, сценограф Мария Митрофанова, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов.
Источник: «Театр.»
«Седьмой подвиг Геракла» — первая пьеса Михаила Рощина, написанная в 1963 году. История о стране «авгиевых конюшен», жители которой по воле богини лжи Аты убеждены, что живут в процветающем государстве, воспринималась изначально и читается по сей день в контексте «шестидесятнического» мировосприятия, ставящего этическое начало в искусстве вровень, а зачастую и выше сугубо эстетического. Прозрачность аллегории «мифологического» сюжета сделала пьесу неподцензурной: в момент появления «Седьмого подвига Геракла» им заинтересовались несколько режиссёров, в том числе Олег Ефремов, который хотел поставить дебютную комедию Рощина на сцене «Современника», однако этот замысел не осуществился — именно по причине очевидной «антисоветской» направленности пьесы. Текст «Седьмого подвига…» ходил в списках вплоть до «перестроечных» времён, когда в 1987 году пьеса была опубликована в журнале ТЕАТР. , а спустя год впервые поставлена во всех смыслах следующим поколением: спустя четверть века после написания «Седьмого подвига…» постановку осуществил Михаил Ефремов в «Современнике-2».
В «Мастерской Петра Фоменко» жанровым определением «Седьмого подвига Геракла» становится «старомодная комедия»: ироничная формула не только отсылает к известной пьесе другой знаковой фигуры советской драматургии, Алексея Арбузова, но и обозначает принцип восприятия текста, написанного более полувека назад, временную и стилистическую дистанцию, возводимую в принцип. При этом создатели спектакля настаивают на злободневности и не утраченной актуальности текста если не на уровне формы, то на уровне содержания, конфликта, той этической составляющей, которая была значимой для «старомодных» «шестидесятников» (в некрологе ушедшему в 2010 году Рощину Марина Давыдова писала: «Как многие представители его поколения, он верил, что литература — это не просто чёрные знаки на белом листе, но нечто могущее изменить и меняющее нашу жизнь. Что писатель должен не только сочинять, он должен неустанно вычищать авгиевы конюшни — своей страны, своей души. Он воспринимал творчество как седьмой подвиг Геракла»).
Что же касается эстетической составляющей, то «фоменковская» аннотация выбирает для её характеристики цитату из самого Рощина: «…Теперь я думаю, что „Геракл“ во многом был навеян Ануем, Ионеско, но всё же более всего, конечно, тем временем, когда романтический порыв и вера в добро схватились с ложью и хитростью, и схватка была в той стадии, когда ещё неизвестно, чья возьмёт. Лишь через несколько лет я узнал, что примерно в ту же пору писал своего „Геракла“ Дюрренматт».
Как и в предыдущей премьере Каменьковича, спектакле «Король Лир», в «Седьмом подвиге Геракла» будут заняты артисты всех поколений театра — в частности, Геракла сыграет Никита Тюнин, Тезея — Амбарцум Кабанян, а «богиню лжи и обмана» Ату — Мария Большова. Вместе с режиссёром над созданием спектакля работали автор стихов и музыки Герман Бескедов, сценограф Мария Митрофанова, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов.
Источник: «Театр.»
Елена Алдашева, «Театр», 30.01.2020