RuEn

Извечный приют влюбленных и гениев: «Мастерская Петра Фоменко» удивляет 25-м кадром

В «Мастерской Петра Фоменко» – премьера «поэтической мистерии в двух сериях» под названием «4 дня в 25 кадре» (16+). Спектакль поставил худрук театра Евгений Каменькович. В основу легла пьеса современного драматурга Оли Мухиной, написавшей ее прицельно для коллектива этого театра.

Данный спектакль – уже четвертый по счету, поставленный в «Мастерской» по пьесам Мухиной. Все произведения драматурга так или иначе вращаются вокруг самой главной темы – темы любви. И нынешняя постановка не исключение. Хотя действие и разворачивается в не совсем обычном месте: в элитной психиатрической клинике «Зябликово».

На первый взгляд в «Зябликове» царит благоденствие и безмятежность, а будни пациентов напоминают отдых в дорогом пятизвездочном санатории. Здесь на смену рыбалке приходит йога на райских полянках безупречно ухоженного сада, а арт-терапия сменяется дружными походами в лес по грибы.

Но очень быстро пытливый зрительский взгляд улавливает тревожные «звоночки», не соответствующие идеалистической картинке: стоит пациенту переступить (причем как в прямом, так и в переносном смысле) некую невидимую черту, как тут же раздается оглушительная сирена, взрывающая тишину, и начинают мигать сигнальные огни. К чему бы это? Ведь пациенты тут вроде находятся добровольно?..

Главный герой спектакля – молодой человек Борис Бабочкин оказался в клинике благодаря заботе родителей, которые хотят вылечить парня от айфонной зависимости. Состоятельные родители Бориса – те еще персонажи. Не случайно в сознании героя его мать Таня ассоциируется с порхающей «бабочкой», которая уверена, что все на свете влюблены в нее, а отец с говорящей фамилией Подлецов ассоциируется с «нарциссом», ну… и с деньгами. Оба постоянно любуются собой, громко выясняют отношения, ревнуя, флиртуя с кем попало, ходят «налево» и грозятся друг друга придушить. Создается ощущение, что телефонная зависимость главного героя Бориса – не что иное, как подсознательный «побег» на безопасное расстояние от опекающего родительского «внимания».

По словам самого Бориса Бабочкина, он занят «наукой о последовательности букв» и больше всего на данный момент его волнует буква И. Именно с этой буквы начинается волшебное имя «Ирина» – имя женщины, которую он почитает за святую, которая живет в клинике и умеет одним своим существованием трансформировать бессилие и депрессию Бориса в здоровые светлые чувства.

Постановка приправлена изрядной долей здорового юмора, характерного для большинства спектаклей Евгения Каменьковича. В коллизиях непростого сюжета есть место утопленникам, крокодилам, газовым атакам, корпоративным стервам, искусственному интеллекту, философствующим докторам, дрязгам в женском коллективе, возникающим из-за единственного мужчины, и прочим «забавным» подробностям нашего жития. 

По ходу спектакля его пространство постепенно оборачивается некой метафорой коллективного сознания. В сумасшедшем доме «Зябликово» живут специалист по кибербезопасности, мастер спорта по гребле, бывшая стюардесса, продавщица мороженного, охранник, на стороне имеющий большие склады овощей, и прочие странноватые персонажи. Зритель в гремучем переплетения осколков реальности и абсурда с удивлением узнает приметы его собственной жизни, в котором порой как протуберанцы вспыхивают важные истины.

Слово «мистерия» в подзаголовок своего спектакля режиссер ввел не случайно. Сутью древних мистерий были действия посвященных адептов, в которых каждый (на свой лад, конечно) надеялся на получение инициации от высших сил и на гармоничное объединение человечества с этими самими вышними силами. В случае с Борисом таковой мистерией становится молитва, которая совершенно неожиданно рождается в сердце героя в момент, когда он оказывается на краю пропасти. И – о чудо! – начинает эта же самая молитва звучать в нем и за близких ему людей… – Мы знаем, что в мистерии всегда есть спаситель, который всех спасет, что любовь победит и так далее, – размышляет режиссер Евгений Каменькович. – Но только вот когда это все происходит в сумасшедшем доме, где, с одной стороны, люди лежат добровольно? И это – какой-то удивительный дом, где всё вроде внешне очень хорошо, но на самом деле там очень много подводных камней. С этим мы пытаемся разобраться… Ну а 25-й кадр у нас – это диковинные вещи и мгновения из нашей жизни, о которых мы, может быть, не говорим, но мы о них думаем всегда…

В спектакле «4 дня в 25 кадре» заняты артисты, уже участвовавшие ранее в «мухинских» постановках «Мастерской», но основная часть актерского состава – представители младших поколений театра. Главного героя — «сумасшедшего красавца Бориса Бабочкина» играют в очередь Александр Моровов и Борис Яновский. По две роли отведены Елизавете Бойко и Александре Кесельман: первая вместе с Марией Геращенко играет «мастера спорта по гребле Раю», вторая в состав с Екатериной Новокрещеновой — «святую женщину Ирину». И обе в очередь играют героиню, обозначенную в программке как «Женщина в шапке (Таня), продавщица мороженого». Также в премьере заняты Иван Верховых, Галина Кашковская, Серафима Огарёва, Амбарцум Кабанян, Роза Шмуклер, Игорь Войнаровский, Лилия Егорова и Иван Герасимов.

В команде создателей необычного спектакля – художник по свету Владислав Фролов и художник по костюмам Мария Боровская, хореограф Виталий Довгалюк. Замечательную музыку написал композитор Александра Кесельман.

Источник: «Московская правда»
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.