ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСа
Хотя многие воспринимают режиссера Евгения КАМЕНЬКОВИЧА как ученика Петра Фоменко, строго говоря, закончил он мастерскую Андрея Гончарова, а у Фоменко преподавал (параллельно с мастерской Анатолия Васильева) и ставил спектакли. Школа такого уровня и такого художественного разнообразия во многом определяет его место в сегодняшнем театре: связующее звено между поколениями российской режиссуры века нынешнего и века минувшего. Его постановочный стиль можно сравнить с хорошим домом с соразмерными человеку пропорциями помещений, с сохранившейся парадной, с мебелью из ценных пород деревьев, с вкраплениями унаследованными от предков комодов, буфетов и бюро. Такой интерьер разумный человек не поменяет по случаю смены эпох, тем более, что в него прекрасно вписываются и вкрапления хай-тека. Режиссура Каменьковича исполнена двумя восторгами: перед актерами, которые букетами и клумбами распускаются в создаваемой им атмосфере, и литературным материалом, против которого он не бунтует в поисках скрытого смысла, но исследует с дотошностью реставратора, благоговеющего перед подлинником. Убедиться в этом можно, посмотрев любой из его почти десятка спектаклей, идущих сегодня в Мастерской Петра Фоменко, в «Табакерке», МХТ имени А. П. Чехова и Студии театрального искусства Сергея Женовача (в Мастерской которого он преподает последние шесть лет). Гвоздем прошлого сезона стал его спектакль «Самое важное» у фоменок, нынешний сезон открылся блестящим римейком «Затоваренной бочкотары» (еще в прошлом веке ставшей визитной карточкой «Табакерки»), а постановка «Белого кролика» в МХТ, порицаемая критикой за примитивность устаревшего посыла, дала публике редкую возможность насладиться работой Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской, принадлежащих к категории профессиональных раритетов от театра. Последние несколько месяцев Каменькович вместе с фоменками ищет подходы к «Улиссу» Джойса, но, не ограниченный сроками режиссер, скорой премьеры многочасового (а может, и многосерийного) спектакля не обещает. Евгений Борисович, вы - профессор, выпустили курс в Школе-студии МХАТа, теперь ведете второй в РАТИ, почему не создан свой театр?
Своя труппа самый оптимальный, правильный вариант. Но должно сойтись слишком много обстоятельств. Не знаю, счастливо или не счастливо сложилась моя жизнь, но, поскольку я все время что-то делал, не сильно об этом задумывался. Хотя очень бы хотел, чтобы из моего мхатовского курса, который мне страшно нравился, получился театр. Но, хотя курс был замечательный, у ребят не было внутренней потребности оставаться вместе. Они даже сейчас между собой не очень общаются. Это до сих пор для меня является невероятным потрясением, я все думаю: что же я так неправильно сделал? А может, дело не совсем во мне.
А в Мастерской Фоменко, которую вы так хорошо знаете, бывшие студенты действительно так хотят быть вместе?
Мастерская Фоменко для меня вообще нечто непонятное. Я твердо уверен, что тут работает постулат: «Так сложились звезды». Когда они набирались, их было так мало! В ГИТИСе такого никогда не было курс из девяти актеров. Никто ни про какие театры не думал. Но сразу, как они начали учиться с первых этюдов они стали вылетать в окна.
В каком смысле?
В прямом. Есть такой Андрей Казаков, который в каждом этюде вылетал в окна аудитории ему было мало. Администрация ругалась, психовала: пожарная безопасность и все такое. А он все равно вылетал в окна в буквальном смысле. В это же время Меньшиков поставил «Нижинского», в котором тоже вылетали в окна, так я долго на них ругался: «Вы у нас украли трюк Казакова», забыв, что Нижинский это уже делал давным-давно. С самого начала у меня не было сомнений, что они будут вместе. Я не знал, как, но что-то там было очень правильное. Правильный замес.
И они уже тогда хотели быть вместе?
Я думаю, что тогда никто об этом не задумывался. Просто вместе было хорошо. К тому же шел восемьдесят восьмой год, и все как бы раскрылось. И наш покойный ректор С. Исаев много способствовал тому. Он посылал их повсюду на гастроли, и к концу обучения они полмира объехали. К тому же - это один из немногих курсов, который ходит в другие театры (обычно ведь никто ни к кому не ходит). Когда они ставили «Три сестры», они перечитали всю критическую литературу, обошли все спектакли «Три сестры», которые шли по Москве. (По этому поводу у меня есть еще один хороший постулат: «они все сошли с ума от страсти к совершенству».) Они вообще очень тщательные люди. И «женовачи» выросли, четко видя перед собой пример. Железно! С «фоменками» дружили и дружат до сих пор. Хоть и не впрямую, но повторили путь «фоменок».
А ваш курс к «фоменкам» не ходил?
Ходил. Но самое главное отличие в том, что в ГИТИСе режиссерский факультет. Мастерской Фоменко не было бы не только без педагогов и актеров, но и без студентов-режиссеров (среди них, кстати, были Олег Рыбкин и Андрей Приходько). Их влияние на творческий процесс было колоссальным. Другое дело, что они разбежались не захотели оставаться. Или не смогли неважно. Важно, что факультет был режиссерским. Потому что на актерском факультете, как бы он ни был прекрасен, как-то все иначе. И если это правда, что Кирилл Серебренников набирает курс смешанный, то я очень рад, это правильно. Когда у меня был курс в Школе-студии МХАТа, параллельно занимался курс Гинкаса. И, мне кажется, студентов обоих курсов это соседство сильно взбодрило. Они репетировали ночами им ректор Смелянский разрешал. Я надеюсь, что путь «фоменок» и «женовачей» повторит и замечательный курс Кудряшова. Я не очень понимаю их официальный статус в Театре Наций, но мне кажется, что со стороны Жени Миронова дать им площадку, это самый мудрый поступок.
С начала февраля вы с «фоменками» репетируете «Улисса»
Ровно десять лет тому назад, когда мы делали «Варваров» (тогда в Мастерской работало два первых поколения «фоменок»), я их всех собрал, мы сели в 12 часов дня и встали в 9 вечера. С часовым перерывом. Все это время я читал им свою первую сумасшедшую инсценировку «Улисса». Они мне тогда похлопали и деликатно сказали: «Евгений Борисович, может быть, мы еще поработаем чуть-чуть » Не могу утверждать, что все десять лет я занимался этой инсценировкой. Но мне кажется, что в «Улиссе» отображены все законы искусства, все этапы, все стили и все техники, и четко понятно, зачем это делать, не зря Эйзенштейн им так восхищался. Вдруг, в период начала жизни «Самого важного», Петр Наумович позвонил и сказал: «Пора!» мне очень приятно, что он все десять лет об этом помнил.
Вы покусились на весь роман?
Мы взяли шестнадцать глав из восемнадцати. Это принципиально. Понятно, что это будет не четыре и не шесть часов. И нам дан карт-бланш на исследования. Не каждый театр может себе это позволить.
А с кастингом уже разобрались?
Тут как раз все понятно. У нас представлены все поколения. Знаете, мы сейчас, проходя с вами по зданию театра, ни через одно тело не переступили только потому, что сейчас обед, и Фоменко их недавно отпустил. Вообще, пока новую сцену не открыли, в это здание всегда было сложно войти приходилось переступать через репетирующие тела. Как это было в ГИТИСе, когда был курс у Эфроса. Им было негде заниматься, и это было счастьем ходить по ГИТИСу и переступать через репетирующих. И в Мастерскую Фоменко такие замечательные времена вернулись здесь сегодня активно работает еще и стажировка. И в новом спектакле мы пробуем несколько человек из нее.
А стажировка это чей курс?
Это не курс. Поскольку Петр Наумович, к сожалению, не преподает в ГИТИСе, он устроил себе ГИТИС здесь. Объявил набор, это получило поддержку Правительства Москвы. Такая группа есть еще у Козака в Театре Пушкина. У нас представлены все училища Щепка, Щука, много саратовских, много питерских, есть студенты Додина. Вместо того чтобы зарабатывать деньги, эти люди занимаются только театром для сегодняшней Москвы это удивительно.
В начале сезона вы показали ремейк собственной «Затоваренной бочкотары», поставленной вами же в «Табакерке» же двадцать лет назад. За эти двадцать лет вы наверняка нашли какие-то новые смыслы, что-то захотели переделать.
Мне бы в жизни не пришло в голову ставить это заново, первая «Бочкотара» далась мне очень большой кровью. Много было перипетий, скандалов, я, помню, на несколько дней исчезал, Табаков меня находил, одного замечательного человека сняли с роли, потом через десять лет я извинялся было весело. Все были молодые, максималисты. Мне настолько дорог был тот спектакль, что я хотел продлить его жизнь: мечтал снять кино по «Бочкотаре» и даже писал сценарий. (Хорошего человека играл бы Табаков!) Но мне никогда не приходило в голову делать то же самое во второй раз, и это целиком заслуга Табакова. Я категорически отказывался, я не представлял, как Сашу Марина можно заменить!
Марина, а не Безрукова?
Марина. Хотя Серега совершил подвиг. Я вообще считаю его технически самым оснащенным актером в этой стране. Было очень трудно ввестись. Он вообще вводился без всех, мы сидели с ним вдвоем. Но сочинял-то роль все равно Марин.
«Бочкотара» обрушилась на «Табакерку» очень неожиданно. У всех же есть какие-то планы, съемки. Было страшно приятно, что те месяцы, когда мы репетировали, огромная группа людей ходила ко мне каждый день. Поверьте, сегодня это большая проблема. Я думаю, что к «Бочкотаре» я необъективен. Потому что у меня такой щенячий восторг перед этим текстом! Я помню, что в прежние годы приходившие на спектакль физики иногда закрывали глаза и шептали текст. Мне кажется, что это какое-то божественное произведение. И что эта притча про сейчас. (Писатель Евгений Попов, который очень дружит с Аксеновым и который видел все «Бочкотары», к семидесятилетию Венедикта Ерофеева написал пьесу о его жизни, смешав ее с повестью «Москва-Петушки». У меня с этим текстом роман не сложился, но я был очень готов к этому. «Москва-Петушки» тоже ведь Знамя.) Когда я был совсем молодым студентом-режиссером, мне настолько нравились ранние рассказы Аксенова, что я мучил совсем молодого и никому тогда не известного Александра Боровского, заставляя рисовать мне рисунки по ранним рассказам Аксенова. А с Антоном Табаковым мы играли великий рассказ Аксенова «Победа». Там в поезде жлоб играет с Гроссмейстером в шахматы. Весь смысл в том, что жлоб у гроссмейстера выигрывает. И говорит: «Ну что, гроссмейстер, струхнул?» А гроссмейстер открывает чемоданчик, спрашивает: «Как ваша фамилия?», достает из чемоданчика заготовку, на которой уже значится «Податель сего выиграл у гроссмейстера », и гравирует фамилию жлоба. Я воплощал, естественно, гроссмейстера.
Нынешняя команда «Бочкотары» вам понравилась?
Мне было с ними очень легко. Хотя я так нервничал! Надо сказать, что они в отличие от потрясающих прежних исполнителей жутко музыкальны. Я твердо уверен, что у Табакова одной из следующих премьер должен стать мюзикл. Не знаю, будут ли они ставить Бабеля (Паулс написал музыку к «Одесским рассказам»). В «Табакерке» сейчас работает группа мужиков совершенно фантастических, которые играют чуть ли не на всех музыкальных инструментах, прекрасно поют, двигаются. И вообще, мне кажется важным приход в «Табакерку» таких двух людей «со стороны», как Ваня Шибанов и Женя Миллер,- много знающих, много хлебнувших; эти два человека вообще время на муру не тратят, если работают, значит работают. Очень нравятся мне эти два позитивных человека. Хотя в «Табакерке» все люди очень толковые.
Вас в основном ругали критики за «Бочкотару»?
Сказать, что я не обращаю внимания на критику, было бы неправдой. Но мне все равно, что они пишут, потому что я знаю, как это принимает зритель. И мне очень дорого, как новую постановку приняли бывшие участники спектакля. Саша Воробьев (мне кажется, что он - первый артист сегодня в «Табакерке») подошел и обиженно сказал: «А почему мы не играли на музыкальных инструментах?» (он в первом спектакле гениально играл маленькую роль милиционера). Поэтому пусть критика пишет что угодно.
Ваш спектакль «Самое важное» чрезвычайно урожайный: только родившись, стал получать все возможные призы, вот и «Золотую Маску» получил его женский состав.
Потому что это очень и очень хорошая литература. Я любой ценой пытался втащить Шишкина в театр. Но Шишкин сразу отказался писать инсценировку, сказав, что не умеет. Я даже сделал ему не скажу какое, но сумасшедшее предложение, от которого не отказываются, и он отказался.
А в процессе работы произошла такая обидная история. В «Венерином волосе» есть очень важная глава о милиционере: мент, который пытается быть честным, его подставляют, насилуют в тюрьме. Удивительная по пронзительности. И мы сделали эту главу. Но артисту, который его играл, не нравился Шишкин. Хотя он замечательно сыграл. Мы полюбовно расстались. Он ушел в работу, которую делал тогда Фоменко, но меня эта история до сих пор свербит. Потому что Шишкин, когда я из него все-таки вытащил какие-то замечания про спектакль, сделал всего одно, но важное: «У меня черное и белое уравновешены. А у вас убраны горькие места. Света больше». Вот с той главой как раз бы все и сбалансировалось. Но тогда спектакль длился бы пять часов.
В спектакль ведь, и кроме этой главы, не вошло много сделанного. Вы не подумываете о том, что с этим делать?
Мне 53 года, и я думаю, что я наконец-то научился просчитывать, чтобы не делать лишнего. Я, к сожалению, очень жадный человек и очень тяжело расстаюсь с текстом. Надо у Фоменко учиться. В моем любимом спектакле «Семейное счастье» он оставил столько воздуха зрителям, чтобы они могли сами думать! Не знаю, как этому научиться. А у меня текст, текст, текст Люблю буквы, люблю слово. Будем учиться может быть, в следующей работе это удастся.
Не так давно я пересмотрела спектакль «Искусство», поставленный вами в «Табакерке» 10 лет назад. Удивительно свежий спектакль, ощущение молодого режиссера. Как вы это делаете? Вы периодически возвращаетесь к этой работе?
Это очень большая проблема: держать спектакль в тонусе. Человек, до которого никто не дотянется, это Юрий Петрович Любимов. Таганка мой любимый театр. Я пересматриваю спектакли и наблюдаю за дирижированием Любимова фонариком; он для меня Караян в театре. Вы даже не можете себе представить, сколько репетирует и смотрит спектакли Фоменко! Это, конечно, отдельное искусство. А мой учитель Гончаров доводил дело до генерального прогона, уходил и больше никогда не смотрел спектакль. Может быть, Андрей Александрович поэтому и прожил так долго, хотя Любимову лет еще больше. Это страшная дилемма. «Искусство» в этом смысле самый легкий для меня спектакль, поскольку там заняты три мастера, и они держат спектакль так, что я за него не беспокоюсь. Как-то попытался сделать замечание, но они меня прогнали. Знаете, как определяется ценность спектакля? По тому, на какой из них водишь своих врачей. Я знаю точно, что на «Искусство» до сих пор водят врачей. Я думаю, что в этом случае два фактора сработали. Во-первых, Табаков, когда к нему попадает пьеса, он перво-наперво спрашивает: «Права?..» А права тогда были у той группы, которая ставила параллельно с Костолевским и Филипповым. И мы работали как бы полуподпольно. Второй фактор то, что художник Саша Боровский так замечательно придумал, что картину, вокруг которой идет действие, никто не видит. Реза приехала, одобрила то, что мы сделали, но не разрешила играть раньше группы Костолевского. И в «Табакерке» пьесу полгода играли бесплатно.
У вас есть обыкновение прислушиваться к эпохе, читать газеты, выяснять, какие социальные проблемы сегодня актуальны? Вы ориентируетесь на это в выборе материала?
Я читаю газеты не очень давно, но научился все-таки общаться с Интернетом, работать с текстом на компьютере. Но самое приятное время было, когда, еще в детстве, сидел я дома, в городе Киеве, в огромном кресле. Если у тебя интересная книга в руках, тебе больше ничего и не надо. У меня так сложилось. А Гончаров нас еще все время мучил, что бы мы ни делали Достоевского ли, Островского ли, вопросом: «Где современные пьесы?» Я, кстати, очень люблю современную литературу и драматургию. Я опечален, что Мухина, в силу каких-то житейских причин, не пишет. Это просто преступление. У нее такое перо ясное, не чернушное, не гадкое, она поэт в драматургии. Почему никого в этой стране не волнует, что она не пишет. Я когда-то старался ей помочь, как мог, но я же не миллионер. Мне кажется, что ей надо взять и создать такие условия, чтобы она писала на благо русского театра. В моем понимании, она явление.
Какая из полученных наград стала для вас самой важной?
Знаете, я человек сентиментальный. И для меня стало откровением присутствие на открытии нового здания Мастерской Фоменко, 13 января, одно из самых сильных моих театральных впечатлений. «Фоменки» вообще тяжело рождают капустники. Это вообще не капустники, а что-то другое. Два раза у меня просто навернулась слеза. Поставили трибуну, вышел Фоменко и начал читать какую-то публицистическую статью. Все между собой: «Луначарский? Не Луначарский?» А он прочитал статью Блока о государственных театрах 1918 года. Фоменко ведь великий актер, он это так прочитал! И это задало какой-то мощный фон этому вечеру, на котором были представлены все жанры. Это был вечер, который запоминается очень надолго. И дает толчок к дальнейшему развитию театра. И я возгордился, что имею к этому какое-то отношение. Ежегодно 13 января в театре собираются «фоменки», которые работают в мастерской и в других театрах, приходят «женовачи», а теперь вот пришел еще и мой курс с Дмитрием Крымовым. Собираются, на мой взгляд, мощнейшие творческие силы. Поэтому разговоров о кризисе театра я не понимаю. Например, я очень жду, что вытворит группа щукинцев, которая осталась с Рощиным, А. Р. Т. О.
Вы научаетесь чему-то у молодого поколения режиссеров?
Я на любом спектакле чему-то учусь. Вот Валерию Шадрину за Лепажа на чеховском фестивале надо поставить памятник. Я своим абитуриентам тогда сказал: «Кто не попадет на Лепажа даже не приходите на конкурс». Все попали.
Может ли режиссер сознательно повлиять на собственный почерк? Чтобы не повторяться?
Знаете, почему я так боюсь «Улисса»? Потому что понимаю, что уже многое сделал, и приходится бить себя по рукам, чтобы не повторять какие-то ходы. Почему я так люблю Мухину? Потому что Мухина не поддается анализу нормальному. Это поэзия, она не раскладывается. Знаете, как тяжело и мучительно рождалась «Таня, Таня» пока не пришел Фоменко и во всем этом не разобрался. Здесь проверенные ходы не работают. Вот мы сделали «Страх и трепет» на новом курсе Женовача: зрители крутятся на своих стульях, а действие идет по стенам, по потолкам (оригинальное название пьесы «Летит»). А Саша Боровский пришел и предложил другое решение. Хотя мне казалось, что другого не может быть. И теперь я бы страшно хотел проверить его ход.
Вообще, по моему глубокому убеждению, все самое интересное в Москве происходит сегодня на третьем этаже ГИТИСа.
Своя труппа самый оптимальный, правильный вариант. Но должно сойтись слишком много обстоятельств. Не знаю, счастливо или не счастливо сложилась моя жизнь, но, поскольку я все время что-то делал, не сильно об этом задумывался. Хотя очень бы хотел, чтобы из моего мхатовского курса, который мне страшно нравился, получился театр. Но, хотя курс был замечательный, у ребят не было внутренней потребности оставаться вместе. Они даже сейчас между собой не очень общаются. Это до сих пор для меня является невероятным потрясением, я все думаю: что же я так неправильно сделал? А может, дело не совсем во мне.
А в Мастерской Фоменко, которую вы так хорошо знаете, бывшие студенты действительно так хотят быть вместе?
Мастерская Фоменко для меня вообще нечто непонятное. Я твердо уверен, что тут работает постулат: «Так сложились звезды». Когда они набирались, их было так мало! В ГИТИСе такого никогда не было курс из девяти актеров. Никто ни про какие театры не думал. Но сразу, как они начали учиться с первых этюдов они стали вылетать в окна.
В каком смысле?
В прямом. Есть такой Андрей Казаков, который в каждом этюде вылетал в окна аудитории ему было мало. Администрация ругалась, психовала: пожарная безопасность и все такое. А он все равно вылетал в окна в буквальном смысле. В это же время Меньшиков поставил «Нижинского», в котором тоже вылетали в окна, так я долго на них ругался: «Вы у нас украли трюк Казакова», забыв, что Нижинский это уже делал давным-давно. С самого начала у меня не было сомнений, что они будут вместе. Я не знал, как, но что-то там было очень правильное. Правильный замес.
И они уже тогда хотели быть вместе?
Я думаю, что тогда никто об этом не задумывался. Просто вместе было хорошо. К тому же шел восемьдесят восьмой год, и все как бы раскрылось. И наш покойный ректор С. Исаев много способствовал тому. Он посылал их повсюду на гастроли, и к концу обучения они полмира объехали. К тому же - это один из немногих курсов, который ходит в другие театры (обычно ведь никто ни к кому не ходит). Когда они ставили «Три сестры», они перечитали всю критическую литературу, обошли все спектакли «Три сестры», которые шли по Москве. (По этому поводу у меня есть еще один хороший постулат: «они все сошли с ума от страсти к совершенству».) Они вообще очень тщательные люди. И «женовачи» выросли, четко видя перед собой пример. Железно! С «фоменками» дружили и дружат до сих пор. Хоть и не впрямую, но повторили путь «фоменок».
А ваш курс к «фоменкам» не ходил?
Ходил. Но самое главное отличие в том, что в ГИТИСе режиссерский факультет. Мастерской Фоменко не было бы не только без педагогов и актеров, но и без студентов-режиссеров (среди них, кстати, были Олег Рыбкин и Андрей Приходько). Их влияние на творческий процесс было колоссальным. Другое дело, что они разбежались не захотели оставаться. Или не смогли неважно. Важно, что факультет был режиссерским. Потому что на актерском факультете, как бы он ни был прекрасен, как-то все иначе. И если это правда, что Кирилл Серебренников набирает курс смешанный, то я очень рад, это правильно. Когда у меня был курс в Школе-студии МХАТа, параллельно занимался курс Гинкаса. И, мне кажется, студентов обоих курсов это соседство сильно взбодрило. Они репетировали ночами им ректор Смелянский разрешал. Я надеюсь, что путь «фоменок» и «женовачей» повторит и замечательный курс Кудряшова. Я не очень понимаю их официальный статус в Театре Наций, но мне кажется, что со стороны Жени Миронова дать им площадку, это самый мудрый поступок.
С начала февраля вы с «фоменками» репетируете «Улисса»
Ровно десять лет тому назад, когда мы делали «Варваров» (тогда в Мастерской работало два первых поколения «фоменок»), я их всех собрал, мы сели в 12 часов дня и встали в 9 вечера. С часовым перерывом. Все это время я читал им свою первую сумасшедшую инсценировку «Улисса». Они мне тогда похлопали и деликатно сказали: «Евгений Борисович, может быть, мы еще поработаем чуть-чуть » Не могу утверждать, что все десять лет я занимался этой инсценировкой. Но мне кажется, что в «Улиссе» отображены все законы искусства, все этапы, все стили и все техники, и четко понятно, зачем это делать, не зря Эйзенштейн им так восхищался. Вдруг, в период начала жизни «Самого важного», Петр Наумович позвонил и сказал: «Пора!» мне очень приятно, что он все десять лет об этом помнил.
Вы покусились на весь роман?
Мы взяли шестнадцать глав из восемнадцати. Это принципиально. Понятно, что это будет не четыре и не шесть часов. И нам дан карт-бланш на исследования. Не каждый театр может себе это позволить.
А с кастингом уже разобрались?
Тут как раз все понятно. У нас представлены все поколения. Знаете, мы сейчас, проходя с вами по зданию театра, ни через одно тело не переступили только потому, что сейчас обед, и Фоменко их недавно отпустил. Вообще, пока новую сцену не открыли, в это здание всегда было сложно войти приходилось переступать через репетирующие тела. Как это было в ГИТИСе, когда был курс у Эфроса. Им было негде заниматься, и это было счастьем ходить по ГИТИСу и переступать через репетирующих. И в Мастерскую Фоменко такие замечательные времена вернулись здесь сегодня активно работает еще и стажировка. И в новом спектакле мы пробуем несколько человек из нее.
А стажировка это чей курс?
Это не курс. Поскольку Петр Наумович, к сожалению, не преподает в ГИТИСе, он устроил себе ГИТИС здесь. Объявил набор, это получило поддержку Правительства Москвы. Такая группа есть еще у Козака в Театре Пушкина. У нас представлены все училища Щепка, Щука, много саратовских, много питерских, есть студенты Додина. Вместо того чтобы зарабатывать деньги, эти люди занимаются только театром для сегодняшней Москвы это удивительно.
В начале сезона вы показали ремейк собственной «Затоваренной бочкотары», поставленной вами же в «Табакерке» же двадцать лет назад. За эти двадцать лет вы наверняка нашли какие-то новые смыслы, что-то захотели переделать.
Мне бы в жизни не пришло в голову ставить это заново, первая «Бочкотара» далась мне очень большой кровью. Много было перипетий, скандалов, я, помню, на несколько дней исчезал, Табаков меня находил, одного замечательного человека сняли с роли, потом через десять лет я извинялся было весело. Все были молодые, максималисты. Мне настолько дорог был тот спектакль, что я хотел продлить его жизнь: мечтал снять кино по «Бочкотаре» и даже писал сценарий. (Хорошего человека играл бы Табаков!) Но мне никогда не приходило в голову делать то же самое во второй раз, и это целиком заслуга Табакова. Я категорически отказывался, я не представлял, как Сашу Марина можно заменить!
Марина, а не Безрукова?
Марина. Хотя Серега совершил подвиг. Я вообще считаю его технически самым оснащенным актером в этой стране. Было очень трудно ввестись. Он вообще вводился без всех, мы сидели с ним вдвоем. Но сочинял-то роль все равно Марин.
«Бочкотара» обрушилась на «Табакерку» очень неожиданно. У всех же есть какие-то планы, съемки. Было страшно приятно, что те месяцы, когда мы репетировали, огромная группа людей ходила ко мне каждый день. Поверьте, сегодня это большая проблема. Я думаю, что к «Бочкотаре» я необъективен. Потому что у меня такой щенячий восторг перед этим текстом! Я помню, что в прежние годы приходившие на спектакль физики иногда закрывали глаза и шептали текст. Мне кажется, что это какое-то божественное произведение. И что эта притча про сейчас. (Писатель Евгений Попов, который очень дружит с Аксеновым и который видел все «Бочкотары», к семидесятилетию Венедикта Ерофеева написал пьесу о его жизни, смешав ее с повестью «Москва-Петушки». У меня с этим текстом роман не сложился, но я был очень готов к этому. «Москва-Петушки» тоже ведь Знамя.) Когда я был совсем молодым студентом-режиссером, мне настолько нравились ранние рассказы Аксенова, что я мучил совсем молодого и никому тогда не известного Александра Боровского, заставляя рисовать мне рисунки по ранним рассказам Аксенова. А с Антоном Табаковым мы играли великий рассказ Аксенова «Победа». Там в поезде жлоб играет с Гроссмейстером в шахматы. Весь смысл в том, что жлоб у гроссмейстера выигрывает. И говорит: «Ну что, гроссмейстер, струхнул?» А гроссмейстер открывает чемоданчик, спрашивает: «Как ваша фамилия?», достает из чемоданчика заготовку, на которой уже значится «Податель сего выиграл у гроссмейстера », и гравирует фамилию жлоба. Я воплощал, естественно, гроссмейстера.
Нынешняя команда «Бочкотары» вам понравилась?
Мне было с ними очень легко. Хотя я так нервничал! Надо сказать, что они в отличие от потрясающих прежних исполнителей жутко музыкальны. Я твердо уверен, что у Табакова одной из следующих премьер должен стать мюзикл. Не знаю, будут ли они ставить Бабеля (Паулс написал музыку к «Одесским рассказам»). В «Табакерке» сейчас работает группа мужиков совершенно фантастических, которые играют чуть ли не на всех музыкальных инструментах, прекрасно поют, двигаются. И вообще, мне кажется важным приход в «Табакерку» таких двух людей «со стороны», как Ваня Шибанов и Женя Миллер,- много знающих, много хлебнувших; эти два человека вообще время на муру не тратят, если работают, значит работают. Очень нравятся мне эти два позитивных человека. Хотя в «Табакерке» все люди очень толковые.
Вас в основном ругали критики за «Бочкотару»?
Сказать, что я не обращаю внимания на критику, было бы неправдой. Но мне все равно, что они пишут, потому что я знаю, как это принимает зритель. И мне очень дорого, как новую постановку приняли бывшие участники спектакля. Саша Воробьев (мне кажется, что он - первый артист сегодня в «Табакерке») подошел и обиженно сказал: «А почему мы не играли на музыкальных инструментах?» (он в первом спектакле гениально играл маленькую роль милиционера). Поэтому пусть критика пишет что угодно.
Ваш спектакль «Самое важное» чрезвычайно урожайный: только родившись, стал получать все возможные призы, вот и «Золотую Маску» получил его женский состав.
Потому что это очень и очень хорошая литература. Я любой ценой пытался втащить Шишкина в театр. Но Шишкин сразу отказался писать инсценировку, сказав, что не умеет. Я даже сделал ему не скажу какое, но сумасшедшее предложение, от которого не отказываются, и он отказался.
А в процессе работы произошла такая обидная история. В «Венерином волосе» есть очень важная глава о милиционере: мент, который пытается быть честным, его подставляют, насилуют в тюрьме. Удивительная по пронзительности. И мы сделали эту главу. Но артисту, который его играл, не нравился Шишкин. Хотя он замечательно сыграл. Мы полюбовно расстались. Он ушел в работу, которую делал тогда Фоменко, но меня эта история до сих пор свербит. Потому что Шишкин, когда я из него все-таки вытащил какие-то замечания про спектакль, сделал всего одно, но важное: «У меня черное и белое уравновешены. А у вас убраны горькие места. Света больше». Вот с той главой как раз бы все и сбалансировалось. Но тогда спектакль длился бы пять часов.
В спектакль ведь, и кроме этой главы, не вошло много сделанного. Вы не подумываете о том, что с этим делать?
Мне 53 года, и я думаю, что я наконец-то научился просчитывать, чтобы не делать лишнего. Я, к сожалению, очень жадный человек и очень тяжело расстаюсь с текстом. Надо у Фоменко учиться. В моем любимом спектакле «Семейное счастье» он оставил столько воздуха зрителям, чтобы они могли сами думать! Не знаю, как этому научиться. А у меня текст, текст, текст Люблю буквы, люблю слово. Будем учиться может быть, в следующей работе это удастся.
Не так давно я пересмотрела спектакль «Искусство», поставленный вами в «Табакерке» 10 лет назад. Удивительно свежий спектакль, ощущение молодого режиссера. Как вы это делаете? Вы периодически возвращаетесь к этой работе?
Это очень большая проблема: держать спектакль в тонусе. Человек, до которого никто не дотянется, это Юрий Петрович Любимов. Таганка мой любимый театр. Я пересматриваю спектакли и наблюдаю за дирижированием Любимова фонариком; он для меня Караян в театре. Вы даже не можете себе представить, сколько репетирует и смотрит спектакли Фоменко! Это, конечно, отдельное искусство. А мой учитель Гончаров доводил дело до генерального прогона, уходил и больше никогда не смотрел спектакль. Может быть, Андрей Александрович поэтому и прожил так долго, хотя Любимову лет еще больше. Это страшная дилемма. «Искусство» в этом смысле самый легкий для меня спектакль, поскольку там заняты три мастера, и они держат спектакль так, что я за него не беспокоюсь. Как-то попытался сделать замечание, но они меня прогнали. Знаете, как определяется ценность спектакля? По тому, на какой из них водишь своих врачей. Я знаю точно, что на «Искусство» до сих пор водят врачей. Я думаю, что в этом случае два фактора сработали. Во-первых, Табаков, когда к нему попадает пьеса, он перво-наперво спрашивает: «Права?..» А права тогда были у той группы, которая ставила параллельно с Костолевским и Филипповым. И мы работали как бы полуподпольно. Второй фактор то, что художник Саша Боровский так замечательно придумал, что картину, вокруг которой идет действие, никто не видит. Реза приехала, одобрила то, что мы сделали, но не разрешила играть раньше группы Костолевского. И в «Табакерке» пьесу полгода играли бесплатно.
У вас есть обыкновение прислушиваться к эпохе, читать газеты, выяснять, какие социальные проблемы сегодня актуальны? Вы ориентируетесь на это в выборе материала?
Я читаю газеты не очень давно, но научился все-таки общаться с Интернетом, работать с текстом на компьютере. Но самое приятное время было, когда, еще в детстве, сидел я дома, в городе Киеве, в огромном кресле. Если у тебя интересная книга в руках, тебе больше ничего и не надо. У меня так сложилось. А Гончаров нас еще все время мучил, что бы мы ни делали Достоевского ли, Островского ли, вопросом: «Где современные пьесы?» Я, кстати, очень люблю современную литературу и драматургию. Я опечален, что Мухина, в силу каких-то житейских причин, не пишет. Это просто преступление. У нее такое перо ясное, не чернушное, не гадкое, она поэт в драматургии. Почему никого в этой стране не волнует, что она не пишет. Я когда-то старался ей помочь, как мог, но я же не миллионер. Мне кажется, что ей надо взять и создать такие условия, чтобы она писала на благо русского театра. В моем понимании, она явление.
Какая из полученных наград стала для вас самой важной?
Знаете, я человек сентиментальный. И для меня стало откровением присутствие на открытии нового здания Мастерской Фоменко, 13 января, одно из самых сильных моих театральных впечатлений. «Фоменки» вообще тяжело рождают капустники. Это вообще не капустники, а что-то другое. Два раза у меня просто навернулась слеза. Поставили трибуну, вышел Фоменко и начал читать какую-то публицистическую статью. Все между собой: «Луначарский? Не Луначарский?» А он прочитал статью Блока о государственных театрах 1918 года. Фоменко ведь великий актер, он это так прочитал! И это задало какой-то мощный фон этому вечеру, на котором были представлены все жанры. Это был вечер, который запоминается очень надолго. И дает толчок к дальнейшему развитию театра. И я возгордился, что имею к этому какое-то отношение. Ежегодно 13 января в театре собираются «фоменки», которые работают в мастерской и в других театрах, приходят «женовачи», а теперь вот пришел еще и мой курс с Дмитрием Крымовым. Собираются, на мой взгляд, мощнейшие творческие силы. Поэтому разговоров о кризисе театра я не понимаю. Например, я очень жду, что вытворит группа щукинцев, которая осталась с Рощиным, А. Р. Т. О.
Вы научаетесь чему-то у молодого поколения режиссеров?
Я на любом спектакле чему-то учусь. Вот Валерию Шадрину за Лепажа на чеховском фестивале надо поставить памятник. Я своим абитуриентам тогда сказал: «Кто не попадет на Лепажа даже не приходите на конкурс». Все попали.
Может ли режиссер сознательно повлиять на собственный почерк? Чтобы не повторяться?
Знаете, почему я так боюсь «Улисса»? Потому что понимаю, что уже многое сделал, и приходится бить себя по рукам, чтобы не повторять какие-то ходы. Почему я так люблю Мухину? Потому что Мухина не поддается анализу нормальному. Это поэзия, она не раскладывается. Знаете, как тяжело и мучительно рождалась «Таня, Таня» пока не пришел Фоменко и во всем этом не разобрался. Здесь проверенные ходы не работают. Вот мы сделали «Страх и трепет» на новом курсе Женовача: зрители крутятся на своих стульях, а действие идет по стенам, по потолкам (оригинальное название пьесы «Летит»). А Саша Боровский пришел и предложил другое решение. Хотя мне казалось, что другого не может быть. И теперь я бы страшно хотел проверить его ход.
Вообще, по моему глубокому убеждению, все самое интересное в Москве происходит сегодня на третьем этаже ГИТИСа.
Светлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993