Бывают странные сближенья
Столицы определяют границы, устанавливают правила, стандарты. Провинция даёт шанс не подчиняться классическим эталонам, по разным причинам: от чувства протеста до огромных расстояний между городами нашей необъятной Родины. («Русскоязычный поэт», по собственному определению, «приёмный, но любящий сын / поэзии русской» Борис Рыжий слово это писал с заглавной буквы без колебаний). Поэтические строки Рыжего точнее многих слов могут это передать: «В России друг от друга города / столь далеки, / что вздрагиваю я, шепнув прощай
». Дальность эта в пространстве, а иногда и во времени, делает провинцию столицей надлома, отклонений. Здесь и пространства, и времена искажаются иначе. И поэт-медиум, несущий в себе тяжесть каждого дня, от которой другие прячутся за ежедневной суетой, может появиться на рубеже эпох, в переломные годы, на границе между Европой и Азией. Таковы пространственно-временные приметы, хронотоп гиблых лет и дальних мест. Кажется, Гейне высказал однажды мысль о том, что эпохи заката чреваты субъективизмом. Выразить «минуты роковые», которыми были последние десять-пятнадцать лет XX века, кому-то удаётся только теперь, отжив десятилетие в веке ХХI-м. Субъективный поэт неблагополучия Борис Рыжий мифологизировал последние десятилетия XX века в режиме реального времени, он успевал схватить его ветер: «Внезапный ветр огромную страну / Сдул с карты, словно скатерть на пол
». Эту ткань на полу, легче разглядеть именно с облаков и, собрав по ниточке (событий, лет, людей, других стихов), выткать из них ткань стихов своих. В стихах Рыжего часто проявляются фамилии поэтов: Пушкин, Блок, Пастернак, Ходасевич, Некрасов. Он ставит заголовки «К Овидию», «Памяти Полонского», «На мотив Луговского». Во многих критических статьях сравнивают поэта Рыжего и с Есениным, и с Лермонтовым. Включённость Рыжего в круг классических текстов сравнима с Бродским, которого Ахматова окрестила «Наш рыжий». Наш Рыжий (без кавычек) перепевал жизнь современным ему языком, но строил (или разрушал) жизнь собственную согласно классической традиции. Не дождавшись есенинского возраста на три года, совпал год в год с Лермонтовым. «Подражание Лермонтову» вначале написал, позже исполнил.
«Он весь создан был навыворот он вдруг созрел и возмужал пропел и замолчал» писал А. С. Пушкин о Байроне в письме П. А. Вяземскому в июне 1824 года, через два месяца после смерти Байрона, которому было 37 лет: «Посылаю тебе маленькое поминаньице заупокой души раба божия Байрона я было и целую панихиду затеял, но скучно писать про себя». Как заметил Ю. М. Лотман, у Пушкина как будто включился метроном, начавший отмерять обратный счёт за полтора десятилетия до срока, назначенного судьбой. Пушкину было отмерено так же, как Байрону, 37 лет. Лермонтову и Рыжему 27. Наверное, некоторые просто быстрее живут Вл. Соловьёв в статье о гибели Пушкина фактически цитировал самого Пушкина о Байроне, «о жизненном пределе, который предуказан свыше поэту, после чего его жизнь и смерть становятся объектом творчества, но уже кого-то другого».
В рамках «Фотобиеннале-2010» Московский дом фотографии организовал выставку французского фотографа Франсуазы Югье «Коммуналка», где точно пойманы кадры советской эпохи и 1990-х годов. Выставка расположилась на территории «Руины» МУАРа (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва), где фактура стен из старинного кирпича послужила хорошим фоном для фоторабот, акцентирующих внимание на материальности вещей, на том, какое влияние вещи имеют на поведение людей. Эта выставка прозвучала бы, наверное, совершенно иначе в пространстве из стекла и бетона небоскрёбов «Москва-Сити», где прошла другая выставка этого фотографа, рассказывающая о взгляде на высокую моду из-за кулис. Белые безликие стены, глянцевые поверхности грозили превратить документальные свидетельства ушедшей эпохи в экспонаты, в объекты под музейными стёклами. Историческая же среда поддержала фотографии, и они воспринимались как окна, в которые можно бросить случайный взгляд, и увидеть за неприкрытыми занавесками кусочек чужой жизни.
Возможно, кто-то скажет, что нельзя тосковать по тем временам. Но ностальгия, как и память, полна туманов, ей свойственно выборочно относиться к прошлому. Партитура воспоминаний написана причудливой рукой. Жанр спектакля музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно уравновешивает дерзкую в своей откровенности и достоверности поэзию Бориса Рыжего. Наполняет музыкой резкую правду слов, от которой как от яркого света хочется прищуриться, дабы не рассеялись туманы ностальгии и памяти.
В основе спектакля блюз-опера Сергея Никитина, который положил на музыку стихи Бориса Рыжего. Позже добавились узнаваемые мотивы и звуки джаз-банда милиционеров, выкрики пионерского горна, мерный стук колёс поезда, какофония городской жизни с автомобильными гудками, трелями милицейских свистков, криками, смехом, разговорами. Стихи пропеваются на разные лады, в разных ритмах, с разными интонациями. Спектакль создан стажёрской группой театра, создающие вместе калейдоскоп разных школ и стран. Сама поэзия Б. Рыжего причудливо музыкальна: она словно построена на умолчаниях, которые звучат душераздирающе громко.
Спектакль обрушивает лавину гиперреальных черт и деталей на тех, для кого 80-е и 90-е годы прошлого века так же далеки как Куликовская битва (для них в программке словарик с переводом непонятных слов другая страна, другой язык). А тем, кто застал ту эру, показывает её как экспонат краеведческого музея, подчёркивая типичное и характерное. Проводница в исполнении юной актрисы из Франции со своеобразной манерой речи, будто привезённой из разных мест, объявляя каждую остановку на нашем пути следования, приоткрывает двери в дома с наклеенными объявлениями и развевающейся бахромой телефонных номеров, окна в квартиры, подъезды общежитий с перегоревшими лампочками, магазины с табличками «учёт», автомобильные дверцы милицейских «воронков».
Возникает знакомое и сумрачное ощущение как от старой одежды на вешалках в пыльном шкафу, который не открывали долгие годы. Она словно помнит силуэты и изгибы тел своих владельцев, но от лёгкого прикосновения это чувство тает под пальцами, рукав, помнящий острый изгиб локтя, падает от тяжести старой выцветшей ткани. Чувственную грань между памятью и вещами, удаётся ухватить немногим. Для этого нужно иметь тонкое ощущение взаимовлияния людей и вещей, их окружающих, чуткость ко времени. «Пустое» пространство, искусственно воссоздающее эпоху, имеет шанс остаться просто декорацией, без собственного лица, без характера, без запахов времени. Должен возникнуть контекст, играющий роль свиты при короле.
Спектакль «Рыжий» обжил один из двух узких залов с массивными колоннами в старом доме Мастерской. «Промышленной зоны красивый и первый певец» Борис Рыжий верил, что « мы живём по кругу, не умираем никогда ». Круг, движение, поезд, возможность уехать, невозможность сбежать. Театр всё это собрал воедино; здесь время не остановлено, Оно течет бесконечно как мелкий песок сквозь пальцы, а сменяющиеся пейзажи хранят образы, ракурсы и силуэты. Владимир Максимов поставил на рельсы амфитеатр, превратив его в поезд. Рельсы идут по кругу, но их обступают всё новые остановки, годы, лица. Марта Шарлай писала о поэзии Бориса Рыжего и жизни как об источниках одного для другого: «Нет ни малейшей театральной ноты [ ] в стихах Рыжего всё здесь настоящее, такое, какое есть, без оговорок и поблажек». Театр балансирует на грани настоящего слова и театральной игры. Путь из Свердловска в Екатеринбург проживает не один, а несколько поэтов. Как в его же стихотворении «три женщины. Три школьницы. Одна / с косичками, другая в платье строгом, / закрашена у третьей седина. / За всех троих отвечу перед богом ».
Из зарисовок с натуры: «Он обладал неуловимой зековской пластикой, приблатнённой походкой и агрессивной манерой выражаться», и рядом: «сухощавый, элегантный, мнительно самолюбивый, как молодой Д'Артаньян, и в то же время приветливый, он был обаятелен и хорош собой». Должен ли театр пытаться это показать? и да и нет. Настолько, насколько внешнее отсвечивает сущностное, наносит рубец внутри, по сердцу. Как шрам обозначен вскользь брошенным жестом руки, вытирающей слезу. Играющие поэта делают этот жест именно вскользь, «без ножа», словно в дрёме отгоняя комара. В спектакле говорится о смерти через тягу к жизни. Но смерть следует по тем же рельсам с большей скоростью. «У вас 6 минут» сообщает проводница на следующей станции. За жёсткой структурой спектакля, рассчитанной по минутам, кроется такая же структура каждой человеческой жизни. На каждую сцену отведено столько-то времени. Ни минутой больше. Дальше «осторожно, двери закрываются». И опять полетят бетонные заборы с неизменным во все времена «Цой жив». Следующая остановка, а там атакующие поезд тётки с клетчатыми сумками, торгующие всем чем угодно, от алкоголя до огромных мягких игрушек. Они сами напоминают замученного медведя на привязи у фотографа. Их шкуры-шубы, за одну свою жизнь перенесли множество трансформаций. Побывали новенькими, на которые копили годами деньги, потом были перешиты для ребёнка, позже превратились в шапки и воротники, возможно, побывали хвостами лисичек и ушками зайчиков для детских утренников, но снова, как ртуть, собрались из всех шкафов, антресолей и ящиков, воедино и стали большой шкурой уставшего зверя, пережившего много жизней. Этот круговорот вещей в природе оставляет на них отпечаток многих рук и жизней, отяжеляя их памятью. Они висят поникшими сумками-авоськами в руках у очереди, стоящей неизвестно зачем. Хвост очереди змеей извивается, устало вздыхает и отпадает от страшного удара «учёт». В эти очереди стремились, даже не зная, что их там ждёт. В этих очередях можно разглядеть всех жителей города Бориса Рыжего: женщин, проживших всю жизнь в общежитии, соседей, ментов, слесарей, их жён, самого Рыжего на вокзале, у общаги, в парке, в промзоне, в психушке, на крыше, во сне и в полёте.
В стихах у Бориса Рыжего много неба. Его любимый персонаж печальный Ангел. И особое место в стихах заполняют облака (обычно синие) и чаще всего они «летят»: «И те, кого я сочинил, / плюс эти, кто взаправду жил, / и этот двор, и этот дом / летят на фоне голубом, / летят неведомо куда / красивые как никогда». Ощущение полёта театр передаёт с горькой иронией, чуть по-детски когда достаточно оказаться на плечах отца, чтобы земля осталась далеко внизу; а полёт на качелях заставляет забыть о земном притяжении. Горькая она потому, что тяга к небу у поэта Бориса Рыжего закончилась полётом, длинной в секунду (он повесился на своём балконе в апреле 2002 года). Балконы, крыши, карнизы, облака это и есть мир тонко и остро чувствующих юношей, полирующих свою кровь до кровотечения.
Столетие назад стихи писались об ожидании Прекрасной дамы, незнакомой и далёкой. Борис Рыжий о возлюбленной (земной и реальной) вспоминает, расставшись. Поэзия Рыжего нескончаемое оглядывание на свою жизнь. Нет не только будущего, но и настоящего. Настоящего нет потому, что оно стремительно проносится мимо.
Как надписи с названиями станций на перронах.
«Он весь создан был навыворот он вдруг созрел и возмужал пропел и замолчал» писал А. С. Пушкин о Байроне в письме П. А. Вяземскому в июне 1824 года, через два месяца после смерти Байрона, которому было 37 лет: «Посылаю тебе маленькое поминаньице заупокой души раба божия Байрона я было и целую панихиду затеял, но скучно писать про себя». Как заметил Ю. М. Лотман, у Пушкина как будто включился метроном, начавший отмерять обратный счёт за полтора десятилетия до срока, назначенного судьбой. Пушкину было отмерено так же, как Байрону, 37 лет. Лермонтову и Рыжему 27. Наверное, некоторые просто быстрее живут Вл. Соловьёв в статье о гибели Пушкина фактически цитировал самого Пушкина о Байроне, «о жизненном пределе, который предуказан свыше поэту, после чего его жизнь и смерть становятся объектом творчества, но уже кого-то другого».
В рамках «Фотобиеннале-2010» Московский дом фотографии организовал выставку французского фотографа Франсуазы Югье «Коммуналка», где точно пойманы кадры советской эпохи и 1990-х годов. Выставка расположилась на территории «Руины» МУАРа (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва), где фактура стен из старинного кирпича послужила хорошим фоном для фоторабот, акцентирующих внимание на материальности вещей, на том, какое влияние вещи имеют на поведение людей. Эта выставка прозвучала бы, наверное, совершенно иначе в пространстве из стекла и бетона небоскрёбов «Москва-Сити», где прошла другая выставка этого фотографа, рассказывающая о взгляде на высокую моду из-за кулис. Белые безликие стены, глянцевые поверхности грозили превратить документальные свидетельства ушедшей эпохи в экспонаты, в объекты под музейными стёклами. Историческая же среда поддержала фотографии, и они воспринимались как окна, в которые можно бросить случайный взгляд, и увидеть за неприкрытыми занавесками кусочек чужой жизни.
Возможно, кто-то скажет, что нельзя тосковать по тем временам. Но ностальгия, как и память, полна туманов, ей свойственно выборочно относиться к прошлому. Партитура воспоминаний написана причудливой рукой. Жанр спектакля музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно уравновешивает дерзкую в своей откровенности и достоверности поэзию Бориса Рыжего. Наполняет музыкой резкую правду слов, от которой как от яркого света хочется прищуриться, дабы не рассеялись туманы ностальгии и памяти.
В основе спектакля блюз-опера Сергея Никитина, который положил на музыку стихи Бориса Рыжего. Позже добавились узнаваемые мотивы и звуки джаз-банда милиционеров, выкрики пионерского горна, мерный стук колёс поезда, какофония городской жизни с автомобильными гудками, трелями милицейских свистков, криками, смехом, разговорами. Стихи пропеваются на разные лады, в разных ритмах, с разными интонациями. Спектакль создан стажёрской группой театра, создающие вместе калейдоскоп разных школ и стран. Сама поэзия Б. Рыжего причудливо музыкальна: она словно построена на умолчаниях, которые звучат душераздирающе громко.
Спектакль обрушивает лавину гиперреальных черт и деталей на тех, для кого 80-е и 90-е годы прошлого века так же далеки как Куликовская битва (для них в программке словарик с переводом непонятных слов другая страна, другой язык). А тем, кто застал ту эру, показывает её как экспонат краеведческого музея, подчёркивая типичное и характерное. Проводница в исполнении юной актрисы из Франции со своеобразной манерой речи, будто привезённой из разных мест, объявляя каждую остановку на нашем пути следования, приоткрывает двери в дома с наклеенными объявлениями и развевающейся бахромой телефонных номеров, окна в квартиры, подъезды общежитий с перегоревшими лампочками, магазины с табличками «учёт», автомобильные дверцы милицейских «воронков».
Возникает знакомое и сумрачное ощущение как от старой одежды на вешалках в пыльном шкафу, который не открывали долгие годы. Она словно помнит силуэты и изгибы тел своих владельцев, но от лёгкого прикосновения это чувство тает под пальцами, рукав, помнящий острый изгиб локтя, падает от тяжести старой выцветшей ткани. Чувственную грань между памятью и вещами, удаётся ухватить немногим. Для этого нужно иметь тонкое ощущение взаимовлияния людей и вещей, их окружающих, чуткость ко времени. «Пустое» пространство, искусственно воссоздающее эпоху, имеет шанс остаться просто декорацией, без собственного лица, без характера, без запахов времени. Должен возникнуть контекст, играющий роль свиты при короле.
Спектакль «Рыжий» обжил один из двух узких залов с массивными колоннами в старом доме Мастерской. «Промышленной зоны красивый и первый певец» Борис Рыжий верил, что « мы живём по кругу, не умираем никогда ». Круг, движение, поезд, возможность уехать, невозможность сбежать. Театр всё это собрал воедино; здесь время не остановлено, Оно течет бесконечно как мелкий песок сквозь пальцы, а сменяющиеся пейзажи хранят образы, ракурсы и силуэты. Владимир Максимов поставил на рельсы амфитеатр, превратив его в поезд. Рельсы идут по кругу, но их обступают всё новые остановки, годы, лица. Марта Шарлай писала о поэзии Бориса Рыжего и жизни как об источниках одного для другого: «Нет ни малейшей театральной ноты [ ] в стихах Рыжего всё здесь настоящее, такое, какое есть, без оговорок и поблажек». Театр балансирует на грани настоящего слова и театральной игры. Путь из Свердловска в Екатеринбург проживает не один, а несколько поэтов. Как в его же стихотворении «три женщины. Три школьницы. Одна / с косичками, другая в платье строгом, / закрашена у третьей седина. / За всех троих отвечу перед богом ».
Из зарисовок с натуры: «Он обладал неуловимой зековской пластикой, приблатнённой походкой и агрессивной манерой выражаться», и рядом: «сухощавый, элегантный, мнительно самолюбивый, как молодой Д'Артаньян, и в то же время приветливый, он был обаятелен и хорош собой». Должен ли театр пытаться это показать? и да и нет. Настолько, насколько внешнее отсвечивает сущностное, наносит рубец внутри, по сердцу. Как шрам обозначен вскользь брошенным жестом руки, вытирающей слезу. Играющие поэта делают этот жест именно вскользь, «без ножа», словно в дрёме отгоняя комара. В спектакле говорится о смерти через тягу к жизни. Но смерть следует по тем же рельсам с большей скоростью. «У вас 6 минут» сообщает проводница на следующей станции. За жёсткой структурой спектакля, рассчитанной по минутам, кроется такая же структура каждой человеческой жизни. На каждую сцену отведено столько-то времени. Ни минутой больше. Дальше «осторожно, двери закрываются». И опять полетят бетонные заборы с неизменным во все времена «Цой жив». Следующая остановка, а там атакующие поезд тётки с клетчатыми сумками, торгующие всем чем угодно, от алкоголя до огромных мягких игрушек. Они сами напоминают замученного медведя на привязи у фотографа. Их шкуры-шубы, за одну свою жизнь перенесли множество трансформаций. Побывали новенькими, на которые копили годами деньги, потом были перешиты для ребёнка, позже превратились в шапки и воротники, возможно, побывали хвостами лисичек и ушками зайчиков для детских утренников, но снова, как ртуть, собрались из всех шкафов, антресолей и ящиков, воедино и стали большой шкурой уставшего зверя, пережившего много жизней. Этот круговорот вещей в природе оставляет на них отпечаток многих рук и жизней, отяжеляя их памятью. Они висят поникшими сумками-авоськами в руках у очереди, стоящей неизвестно зачем. Хвост очереди змеей извивается, устало вздыхает и отпадает от страшного удара «учёт». В эти очереди стремились, даже не зная, что их там ждёт. В этих очередях можно разглядеть всех жителей города Бориса Рыжего: женщин, проживших всю жизнь в общежитии, соседей, ментов, слесарей, их жён, самого Рыжего на вокзале, у общаги, в парке, в промзоне, в психушке, на крыше, во сне и в полёте.
В стихах у Бориса Рыжего много неба. Его любимый персонаж печальный Ангел. И особое место в стихах заполняют облака (обычно синие) и чаще всего они «летят»: «И те, кого я сочинил, / плюс эти, кто взаправду жил, / и этот двор, и этот дом / летят на фоне голубом, / летят неведомо куда / красивые как никогда». Ощущение полёта театр передаёт с горькой иронией, чуть по-детски когда достаточно оказаться на плечах отца, чтобы земля осталась далеко внизу; а полёт на качелях заставляет забыть о земном притяжении. Горькая она потому, что тяга к небу у поэта Бориса Рыжего закончилась полётом, длинной в секунду (он повесился на своём балконе в апреле 2002 года). Балконы, крыши, карнизы, облака это и есть мир тонко и остро чувствующих юношей, полирующих свою кровь до кровотечения.
Столетие назад стихи писались об ожидании Прекрасной дамы, незнакомой и далёкой. Борис Рыжий о возлюбленной (земной и реальной) вспоминает, расставшись. Поэзия Рыжего нескончаемое оглядывание на свою жизнь. Нет не только будущего, но и настоящего. Настоящего нет потому, что оно стремительно проносится мимо.
Как надписи с названиями станций на перронах.
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993