Феномен «фоменок» как явление
Запомнилась не дата, а факт. То ли в конце 60 х, то ли в начале 70 х годов прошлого века в Красногвардейское степной крымский поселок с песнями нагрянула группка еще зеленых киевских вокалистов. Как же они выкладывались! Словно выходили на сцену не районного Дома культуры, а по меньшей мере Киевской оперы. Обратил на себя внимание юный Николай Гнатюк. Верно, прорезавшимся уже оригинальным голосом, но больше все таки фамилией: не популярнейшего ли в те годы Дмитрия Гнатюка сын? Нет, однофамилец. Все равно в течение последующих десятилетий и до сих пор слежу за взлетами и падениями Николая. Давняя встреча с ним побудила с тех пор пристально вглядываться в лица творческой молодежи, чем бы она ни занималась. Очень хочется угадать, открыть, не прозевать вспышку новой звезды на небосклоне искусства.
Вот так, наверное, многие севастопольцы вглядывались в молодые лица артистов стажеров Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», когда они в минувшие выходные приехали в наш город на блиц гастроли. Кто то, может, увидел среди гостей достойных наследников Иннокентия Смоктуновского, возможных партнеров Олега Меньшикова.
Молодому театру еще нет и двадцати лет. Его нынешний костяк составили самые талантливые представители трех выпусков мастерской Петра Фоменко.
В нынешнем году, в июле, ему исполнится 80 лет. За плечами-огромный, усеянный шипами и розами творческий путь. Самые замечательные на нем вехи: Центральный детский театр, Театр на Малой Бронной, театральная студия МГУ «Ленинские горы», Московский драматический театр имени В. Маяковского, Театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский театр комедии. ..
Петром Наумовичем поставлены десятки, может, сотни спектаклей классического репертуара и по произведениям современных авторов. Не будет преувеличением сказать о существовании школы Петра Фоменко. Из неё вышла плеяда замечательных актеров и режиссеров.
Мэтру было слегка за 60, когда он создал свой нынешний театр. Из него затем вышло действительно что то стоящее, если правительство Москвы сначала предоставило для выступления коллектива бывший кинотеатр, подвергшийся реконструкции, затем по признанному на профильном конкурсе лучшему проекту подняли специальное здание. (У нас театр для детей и юношества известен под вторым названием-ТБМ-Театр на Большой Морской. Вестимо, временно его втиснули в стены бывшего кинотеатра на проспекте Гагарина. Неужели, в отличие от москвичей, навсегда? В таком случае впору менять название пристанищу Мельпомены на ТПГ-Театр на проспекте Гагарина. Между тем в Севастополе, похоже, нашли кинотеатр еще для одного театрального коллектива).
Нам, живущим в Украине, интересно отметить, что упомянутый кинотеатр назывался «Киев», а здание, которое театр «Мастерская Петра Фоменко» занимает сейчас, расположено в российской столице на набережной Тараса Шевченко.
Готовясь к гастролям в Севастополе, москвичи издали для зрителей и журналистов красочный, со вкусом оформленный буклет. Галерею портретов в нем, понятное дело, открывает Петр Фоменко. А второй идет фотография режиссера Евгения Каменьковича. Надо полагать, в табели о рангах он второй после Петра Наумовича человек в театре, по крайней мере в вопросах, касающихся творчества.
Открытию гастролей в нашем городе предшествовала пресс конференция для представителей местных средств массовой информации. Ее как раз и вел Евгений Борисович. Надо видеть и слышать его в этой роли-не последней в жизни театра. Это молниеносная реакция, искрометная импровизация. Как же он проводит репетиции? Возможно, они замешаны покруче сценического действа. Так вот, Евгений Каменькович сказал, что последняя премьера «Мастерской »-это спектакль по произведению Михаила Булгакова «Театральный роман». Найдется ли у нас среди театралов человек, который отказался бы посмотреть эту работу? «Наша последняя премьера, Театральный роман“,-это предостережение самим себе,-без тени кокетства заявил на пресс конференции Евгений Каменькович. -Этот спектакль не позволит нам забронзоветь. Театр, который может смеяться над собой, мне кажется, этот театр жив».
В этом же году, сообщил Евгений Борисович, мы привезли в Севастополь предпоследний премьерный спектакль «Русский человек на RENDEZ VOUS», созданный по произведению Ивана Тургенева «Тихие аллеи». Неожиданный выбор, но только не для питомцев Петра Фоменко. «Классику уничтожают или относятся к ней излишне почтительно,-заметил режиссер,-мне кажется, у нас золотая середина». Евгений Каменькович продолжал: «Существует простая формула: классику надо ставить, как современную пьесу, современную же пьесу надо ставить, как классику».
Похоже, создатели спектакля были поняты и зрителями, и театральными журналистами критиками. Например Ольга Фукс («Вечерняя Москва») пишет:"В этом театре не любят дидактики, но предпочитают обыденности романтический идеал: в отличие от сегодняшнего туриста русский за границей образца XIX в.-камертон благородства и достоинства, а его главный грех-гипертрофированная чувствительность. Кажется, за напоминание об этой почти утраченной человечности публика и приходит в «Мастерскую Петра Фоменко».
На спектакль, поставленный, кстати, режиссером стажером Юрием Буториным под руководством Евгения Каменьковича, откликнулся хор самых читаемых в России и за ее пределами газет и журналов-таких, например, как «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Экран и сцена» Предельно искренне Евгений Борисович признался, что его тревожит «любовь критики к этому спектаклю». «Я бы хотел услышать, может быть, суровые слова»,-сказал Евгений Каменькович.
Где только актеры «Мастерской » не демонстрировали свое высокое искусство: и во Франции, и в Бельгии, и в Японии, и в США, и в Колумбии. .. Наверное, в мире меньше стран, где коллектив еще не был. Но оставалось незыблемым правило: первым после москвичей премьерный спектакль показывали в Санкт Петербурге. Однако из Белокаменной «Русский человек » направился не на север, на берега Невы, а на юг, в Севастополь. «Может быть, такая традиция будет постоянной»,-высказал предположение Евгений Каменькович. Кто против? Севастопольцы-«за».
Уверен, после молниеносных гастролей москвичей любители сценического искусства, как те, кому посчастливилось посмотреть спектакль, так и те, которые не попали в зрительный зал Матросского клуба-сценической площадки драматического театра Черноморского флота Российской Федерации, обратятся к произведениям Ивана Тургенева. В самом деле, почему не вернуться к истории страстной любви русского помещика Дмитрия Санина и пылкой итальянки Джеммы? Сценическое прочтение этой истории молодыми актерами «Мастерской » закрепило то, о чем сказано и писано феноменом «фоменок».
Стать причисленным к ним настолько ответственно, что напрочь забываешь о существовании теплых лучей славы, почета. Автору этих скромных заметок удалось перекинуться словом с Серафимой Огаревой. Чтобы навести мосточек для нашей беседы, я спросил, является ли девушка родственницей поэта, революционера Николая Огарева-того самого, который вместе с Александром Герценом клялся в высоких идеалах на Воробьевых горах.
У Николая Платоновича детей не было, а вот его родной брат-прямой прадед Серафимы. Принадлежность к известному роду побуждает начинающую артистку трудиться, трудиться и трудиться. Пока же, призналась девушка, уровень ни одной из исполненных ролей ее не проявляет. За нее вступилась коллега Екатерина Смирнова:"В студенческом спектакле Серафима по - настоящему блеснула в роли Насти-персонажа пьесы, поставленной по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В «Русском человеке » Серафима Огарева исполнила сразу две роли-Ариадны Данекеровой и Джеммы. Куда выше? Предельно требовательный Евгений Каменькович без риска перехвалить причислил Серафиму к великой тройке: Екатерина Смирнова, Дмитрий Захаров (в спектакле они сыграли соответственно четыре и шесть ролей) и Серафима Огарева. Есть еще Юрий Буторин, Дмитрий Смирнов, которые в театре «собаку съели».
Евгений Каменькович суров:"Актеры стажеры понимают: в течение трех лет они находятся в нормальном «рабстве», когда не могут сниматься в кино, когда обязаны устоять перед соблазном ночных клубов. Им сказано: хотите пахать-пашите. Не хотите-гуляйте. Ребята понимают поставленные задачи, поэтому они такие «жертвы».
Рядом с режиссером во главе стола занял место директор театра Андрей Воробьев. Желая смягчить заявление Евгения Борисовича, дал справку: из минувшего состава стажеров в театре закрепились12 человек из двадцати.
Ирина Золотова (ОАО «Банк ВТБ») дополнила Андрея Михайловича таким образом:"Укрепившееся в московских театральных кругах понятие «феномен фоменок“-не дар неба, а результат титанической работы».
Присутствие на пресс конференции высоких представителей банка ВТБ из Москвы и его Севастопольского отделения выглядело весьма и весьма органично. По этому поводу пресс службой банка выпущен специальный пресс релиз. В нем, в частности, говорится: «ВТБ-давний партнер театра Мастерская Петра Фоменко“. При поддержке банка поставлен ряд спектаклей. Он принял активное участие в освоении и развитии нового здания театра. Значительная часть гастролей Мастерской “ в Украине, Японии, Франции, Бельгии, Америке и других странах прошла при содействии ВТБ».
Поездка в Севастополь-это ежегодная с 2008 года благотворительная акция театра и банка ВТБ. В течение последнего пятилетия партнером творческого коллектива из российской столицы является также МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе».
Акция москвичей носит многоцелевой характер. Коллектив театра «Мастерская Петра Фоменко» изыскивает возможности, чтобы оказать посильную помощь драматическому театру имени Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. По словам директора «Мастерской » Андрея Воробьева, в прошлом году севастопольским коллегам передан дорогой очень необходимый прожектор. На средства москвичей «лавреневцами» поставлен один спектакль, который до сих пор привлекает зрителей. Отвечая на поступивший вопрос, Андрей Михайлович не исключает участия московских режиссеров в постановке спектакля силами артистов флотского театра. Кстати, нынче первый спектакль «Мастерской » был дан для военнослужащих Черноморского флота и членов их семей. На второй спектакль всем желающим продавали билеты. Собранная выручка в качестве помощи передана драмтеатру имени Б. Лавренева Черноморского флота.
Мы не первый раз поступаем именно таким образом,-отметил Андрей Воробьев,-и намерены продолжать гастроли с целью благотворительности, пока у нас будут для этого возможности и силы.
Также добавил, что в большинстве случаев возможности и силы находятся, когда есть желание прийти кому либо на выручку.
В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Дмитрий Смирнов, который, похоже, закрепился уже в актерской семье «Мастерской », впервые приехал в Севастополь, как и многие его молодые партнеры по сцене. Понятное дело, некоторые из них вышли на сцену несколько подгоревшие на южном солнце. Как удержаться, чтобы не окунуться в море?! Дима так и не нашел нужных слов, чтобы выразить восторг от встречи с югом, Севастополем. «Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вашим замечательным городом»,-сказал он.
А вот для Евгения Каменьковича встреча с Севастополем далеко не первая. В возрасте Димы Смирнова он где то на Северной стороне проходил службу в рядах черноморцев. Более того, он выходил также на сцену театра имени Б. Лавренева Черноморского флота. В то время нынешний его главный режиссер Александр Губарев служил актером. В Севастополе Евгений Борисович успел сыграть свыше десяти ролей.
В этом отчете о визите в наш город москвичей уже названы Серафима Огарева, Дмитрий Смирнов, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин. Этот списочек дополним также Амбарцумом Кабаняном, Марией Козяр Запомним имена этих актеров. Нас ждет открытие новых звезд.
Вот так, наверное, многие севастопольцы вглядывались в молодые лица артистов стажеров Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», когда они в минувшие выходные приехали в наш город на блиц гастроли. Кто то, может, увидел среди гостей достойных наследников Иннокентия Смоктуновского, возможных партнеров Олега Меньшикова.
Молодому театру еще нет и двадцати лет. Его нынешний костяк составили самые талантливые представители трех выпусков мастерской Петра Фоменко.
В нынешнем году, в июле, ему исполнится 80 лет. За плечами-огромный, усеянный шипами и розами творческий путь. Самые замечательные на нем вехи: Центральный детский театр, Театр на Малой Бронной, театральная студия МГУ «Ленинские горы», Московский драматический театр имени В. Маяковского, Театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский театр комедии. ..
Петром Наумовичем поставлены десятки, может, сотни спектаклей классического репертуара и по произведениям современных авторов. Не будет преувеличением сказать о существовании школы Петра Фоменко. Из неё вышла плеяда замечательных актеров и режиссеров.
Мэтру было слегка за 60, когда он создал свой нынешний театр. Из него затем вышло действительно что то стоящее, если правительство Москвы сначала предоставило для выступления коллектива бывший кинотеатр, подвергшийся реконструкции, затем по признанному на профильном конкурсе лучшему проекту подняли специальное здание. (У нас театр для детей и юношества известен под вторым названием-ТБМ-Театр на Большой Морской. Вестимо, временно его втиснули в стены бывшего кинотеатра на проспекте Гагарина. Неужели, в отличие от москвичей, навсегда? В таком случае впору менять название пристанищу Мельпомены на ТПГ-Театр на проспекте Гагарина. Между тем в Севастополе, похоже, нашли кинотеатр еще для одного театрального коллектива).
Нам, живущим в Украине, интересно отметить, что упомянутый кинотеатр назывался «Киев», а здание, которое театр «Мастерская Петра Фоменко» занимает сейчас, расположено в российской столице на набережной Тараса Шевченко.
Готовясь к гастролям в Севастополе, москвичи издали для зрителей и журналистов красочный, со вкусом оформленный буклет. Галерею портретов в нем, понятное дело, открывает Петр Фоменко. А второй идет фотография режиссера Евгения Каменьковича. Надо полагать, в табели о рангах он второй после Петра Наумовича человек в театре, по крайней мере в вопросах, касающихся творчества.
Открытию гастролей в нашем городе предшествовала пресс конференция для представителей местных средств массовой информации. Ее как раз и вел Евгений Борисович. Надо видеть и слышать его в этой роли-не последней в жизни театра. Это молниеносная реакция, искрометная импровизация. Как же он проводит репетиции? Возможно, они замешаны покруче сценического действа. Так вот, Евгений Каменькович сказал, что последняя премьера «Мастерской »-это спектакль по произведению Михаила Булгакова «Театральный роман». Найдется ли у нас среди театралов человек, который отказался бы посмотреть эту работу? «Наша последняя премьера, Театральный роман“,-это предостережение самим себе,-без тени кокетства заявил на пресс конференции Евгений Каменькович. -Этот спектакль не позволит нам забронзоветь. Театр, который может смеяться над собой, мне кажется, этот театр жив».
В этом же году, сообщил Евгений Борисович, мы привезли в Севастополь предпоследний премьерный спектакль «Русский человек на RENDEZ VOUS», созданный по произведению Ивана Тургенева «Тихие аллеи». Неожиданный выбор, но только не для питомцев Петра Фоменко. «Классику уничтожают или относятся к ней излишне почтительно,-заметил режиссер,-мне кажется, у нас золотая середина». Евгений Каменькович продолжал: «Существует простая формула: классику надо ставить, как современную пьесу, современную же пьесу надо ставить, как классику».
Похоже, создатели спектакля были поняты и зрителями, и театральными журналистами критиками. Например Ольга Фукс («Вечерняя Москва») пишет:"В этом театре не любят дидактики, но предпочитают обыденности романтический идеал: в отличие от сегодняшнего туриста русский за границей образца XIX в.-камертон благородства и достоинства, а его главный грех-гипертрофированная чувствительность. Кажется, за напоминание об этой почти утраченной человечности публика и приходит в «Мастерскую Петра Фоменко».
На спектакль, поставленный, кстати, режиссером стажером Юрием Буториным под руководством Евгения Каменьковича, откликнулся хор самых читаемых в России и за ее пределами газет и журналов-таких, например, как «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Экран и сцена» Предельно искренне Евгений Борисович признался, что его тревожит «любовь критики к этому спектаклю». «Я бы хотел услышать, может быть, суровые слова»,-сказал Евгений Каменькович.
Где только актеры «Мастерской » не демонстрировали свое высокое искусство: и во Франции, и в Бельгии, и в Японии, и в США, и в Колумбии. .. Наверное, в мире меньше стран, где коллектив еще не был. Но оставалось незыблемым правило: первым после москвичей премьерный спектакль показывали в Санкт Петербурге. Однако из Белокаменной «Русский человек » направился не на север, на берега Невы, а на юг, в Севастополь. «Может быть, такая традиция будет постоянной»,-высказал предположение Евгений Каменькович. Кто против? Севастопольцы-«за».
Уверен, после молниеносных гастролей москвичей любители сценического искусства, как те, кому посчастливилось посмотреть спектакль, так и те, которые не попали в зрительный зал Матросского клуба-сценической площадки драматического театра Черноморского флота Российской Федерации, обратятся к произведениям Ивана Тургенева. В самом деле, почему не вернуться к истории страстной любви русского помещика Дмитрия Санина и пылкой итальянки Джеммы? Сценическое прочтение этой истории молодыми актерами «Мастерской » закрепило то, о чем сказано и писано феноменом «фоменок».
Стать причисленным к ним настолько ответственно, что напрочь забываешь о существовании теплых лучей славы, почета. Автору этих скромных заметок удалось перекинуться словом с Серафимой Огаревой. Чтобы навести мосточек для нашей беседы, я спросил, является ли девушка родственницей поэта, революционера Николая Огарева-того самого, который вместе с Александром Герценом клялся в высоких идеалах на Воробьевых горах.
У Николая Платоновича детей не было, а вот его родной брат-прямой прадед Серафимы. Принадлежность к известному роду побуждает начинающую артистку трудиться, трудиться и трудиться. Пока же, призналась девушка, уровень ни одной из исполненных ролей ее не проявляет. За нее вступилась коллега Екатерина Смирнова:"В студенческом спектакле Серафима по - настоящему блеснула в роли Насти-персонажа пьесы, поставленной по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В «Русском человеке » Серафима Огарева исполнила сразу две роли-Ариадны Данекеровой и Джеммы. Куда выше? Предельно требовательный Евгений Каменькович без риска перехвалить причислил Серафиму к великой тройке: Екатерина Смирнова, Дмитрий Захаров (в спектакле они сыграли соответственно четыре и шесть ролей) и Серафима Огарева. Есть еще Юрий Буторин, Дмитрий Смирнов, которые в театре «собаку съели».
Евгений Каменькович суров:"Актеры стажеры понимают: в течение трех лет они находятся в нормальном «рабстве», когда не могут сниматься в кино, когда обязаны устоять перед соблазном ночных клубов. Им сказано: хотите пахать-пашите. Не хотите-гуляйте. Ребята понимают поставленные задачи, поэтому они такие «жертвы».
Рядом с режиссером во главе стола занял место директор театра Андрей Воробьев. Желая смягчить заявление Евгения Борисовича, дал справку: из минувшего состава стажеров в театре закрепились12 человек из двадцати.
Ирина Золотова (ОАО «Банк ВТБ») дополнила Андрея Михайловича таким образом:"Укрепившееся в московских театральных кругах понятие «феномен фоменок“-не дар неба, а результат титанической работы».
Присутствие на пресс конференции высоких представителей банка ВТБ из Москвы и его Севастопольского отделения выглядело весьма и весьма органично. По этому поводу пресс службой банка выпущен специальный пресс релиз. В нем, в частности, говорится: «ВТБ-давний партнер театра Мастерская Петра Фоменко“. При поддержке банка поставлен ряд спектаклей. Он принял активное участие в освоении и развитии нового здания театра. Значительная часть гастролей Мастерской “ в Украине, Японии, Франции, Бельгии, Америке и других странах прошла при содействии ВТБ».
Поездка в Севастополь-это ежегодная с 2008 года благотворительная акция театра и банка ВТБ. В течение последнего пятилетия партнером творческого коллектива из российской столицы является также МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе».
Акция москвичей носит многоцелевой характер. Коллектив театра «Мастерская Петра Фоменко» изыскивает возможности, чтобы оказать посильную помощь драматическому театру имени Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. По словам директора «Мастерской » Андрея Воробьева, в прошлом году севастопольским коллегам передан дорогой очень необходимый прожектор. На средства москвичей «лавреневцами» поставлен один спектакль, который до сих пор привлекает зрителей. Отвечая на поступивший вопрос, Андрей Михайлович не исключает участия московских режиссеров в постановке спектакля силами артистов флотского театра. Кстати, нынче первый спектакль «Мастерской » был дан для военнослужащих Черноморского флота и членов их семей. На второй спектакль всем желающим продавали билеты. Собранная выручка в качестве помощи передана драмтеатру имени Б. Лавренева Черноморского флота.
Мы не первый раз поступаем именно таким образом,-отметил Андрей Воробьев,-и намерены продолжать гастроли с целью благотворительности, пока у нас будут для этого возможности и силы.
Также добавил, что в большинстве случаев возможности и силы находятся, когда есть желание прийти кому либо на выручку.
В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Дмитрий Смирнов, который, похоже, закрепился уже в актерской семье «Мастерской », впервые приехал в Севастополь, как и многие его молодые партнеры по сцене. Понятное дело, некоторые из них вышли на сцену несколько подгоревшие на южном солнце. Как удержаться, чтобы не окунуться в море?! Дима так и не нашел нужных слов, чтобы выразить восторг от встречи с югом, Севастополем. «Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вашим замечательным городом»,-сказал он.
А вот для Евгения Каменьковича встреча с Севастополем далеко не первая. В возрасте Димы Смирнова он где то на Северной стороне проходил службу в рядах черноморцев. Более того, он выходил также на сцену театра имени Б. Лавренева Черноморского флота. В то время нынешний его главный режиссер Александр Губарев служил актером. В Севастополе Евгений Борисович успел сыграть свыше десяти ролей.
В этом отчете о визите в наш город москвичей уже названы Серафима Огарева, Дмитрий Смирнов, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин. Этот списочек дополним также Амбарцумом Кабаняном, Марией Козяр Запомним имена этих актеров. Нас ждет открытие новых звезд.
А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993