Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»
Режиссер московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович, недавно поставивший «Дар» Владимира Набокова, привез в Калининград спектакль по пьесе Бернарда Шоу и рассказал «Афише Нового Калининграда.Ru» о том, почему в провинции никогда не увидят «Улисса», ради чего создавался спектакль «Дар» и почему он ставил бы всю жизнь только Бернарда Шоу.
Почему именно «Дом, где разбиваются сердца» был выбран для показа на «Балтийских сезонах» он наиболее смотрибельный и понятный для провинциального зрителя?
Я к этому выбору не имею отношения. На это влияет колоссальное количество факторов, например, то, что сейчас репетируется в театре, и что можно безболезненно вырвать, потому что каждый гастрольный выезд это достаточно болезненная вещь. А для нас она вдвойне болезненная, потому что мы живем в новой квартире: новое помещение нашего театра чудовищно удобное, и не зря практически все зарубежные гастролеры и наши лучшие, додинцы и так далее, всегда рвутся к нам. На новых площадках мы сталкиваемся с кучей технических проблем, которые преодолеваем. Потому что, ну вы же понимаете, что любая гастроль это встреча с новым зрителем, и это как переливание крови для любого театра. Мне кажется, что когда театр не хочет ездить на гастроли это признак его старения. Мы много раз бывали в Калининграде, и здесь зрители принимают нас очень толково.
Толково это как?
Мы были на гастролях в Китае с «Волками и овцами» нашей «Чайкой», нашим знаменем. Это комедия, которая, несмотря на перевод и все такое, прошла при гробовом молчании зала. Ну хлопали зрители потом двадцать минут, но у актеров была истерика. В гро-бо-вом молчании! Ну, может, они так приучены… Японцы тоже слушают молча. Петр Наумович (художественный руководитель театра Петр Фоменко, скончавшийся в августе 2012 года прим. «Нового Калининграда.Ru») очень не любил гастроли зарубежные, а гастроли в России, наоборот, очень любил. Он справедливо считал, что вне языка драматический театр это что-то неполноценное. Как же он говорил… «Поцелуй через стекло», что ли… Он всегда афористично выражался. Конечно, было бы лучше и правильнее, если бы сюда привезли спектакль самого Петра Наумовича. Я не знаю, почему выбрали именно «Дом». Но, поскольку, в этом спектакле играют все прямые ученики Петра Фоменко, три поколения «фоменковцев», и многие из них популярны не только в театре, но и в кино, то метод их игры будет близок к нашим лучшим образцам. И еще одна важная вещь: «Дом, где разбиваются сердца» это настолько изумительная пьеса, и-зу-ми-тель-на-я, что люди получат представление о нас, а в принципе, мне кажется, чтобы что-то понять о нашем театре, нужно смотреть не один наш спектакль. У нас настолько гигантский репертуар, что я уже боюсь того, что наступает время, когда нам, к сожалению, придется от чего-то отказываться. У нас же спектакли своей смертью не умирают: обычно или кто-то уходит из актеров или этот спектакль показывают так часто, что его просто невозможно играть. Так, «Египетские ночи» «ушли». Хотя они были абсолютно живые, и это был спектакль самого Фоменко, и если его сейчас восстановить, то будет успех. У нас же есть такая традиция: в прошлом году в Севастополе мы сыграли «Приключение» это спектакль Ивана Поповски по Цветаевой, который не играли лет десять. И поверьте, что это было великолепно. И сегодня в том же Севастополе, несмотря на смерть актера Юры Степанова мы сыграли «Двенадцатую ночь» наш первый спектакль, двадцать два года прошло, и, честное слово, это не устарело, мы могли бы играть его и дальше, но это невозможно, поскольку мы должны развиваться.
Спектакля «Дом, где разбиваются сердца» достаточно, чтобы зритель мог понять, что вот эта постановка такого режиссера Евгения Каменьковича? И вообще есть ли среди поставленных вами спектаклей такой, который, на ваш взгляд, наиболее показателен, который говорит о вас, как о режиссере, больше, нежели остальные?
Откуда я знаю, это достаточно или недостаточно? Я не знаю я не господь бог. Вообще хорошо, что мы приехали, потому что у нас такой сумасшедший график, что тяжело выкроить время на поездку. Не знаю! Я нахожусь сейчас совершенно на другом этапе, я верю, что любой режиссер должен развиваться, что надо, как у Пикассо, иметь разные периоды, сейчас я, например, ставлю Яблонскую «Язычников», а недавно я выпустил «Дар» Набокова. Но если вы мне завтра скажете: ставьте Бернарда Шоу, я бы ставил его всю жизнь. Потому что огромное количество пьес выдающихся для нас кажутся неподъемными. Я бы завтра же начал ставить «Пигмалиона», я все время Полину Агурееву уговариваю: давай сыграем «Пигмалиона» или «Мою прекрасную леди». Я бы с удовольствием поставил бы «Кандиду» или «Тележку с яблоками»! Я еще в институте играл «Август выполняет свой долг», причем на английском языке. Мне кажется, что таких имен, как Бернард Шоу в мировой драматургии человек пять: Шекспир, Мольер, Ибсен, Брехт и Шоу! И Шоу можно ставить всю жизнь. И это одна из его знаменитых пьес, которая очень часто ставится во все мире.
Как вообще приходит решение и чем вызван такой интерес к постановке, казалось бы, совершенно не поставимых прозаических текстов, постмодернистских, насыщенных, наполненных языковой игрой? Как из текста, в котором, грубо говоря, «ничего не происходит», хотя на самом деле все происходит, достать этот возможный театр? Потому что Джойс, Соколов, Набоков, Шишкин, произведения которых вы ставите, кажутся совершенно не театральными писателями.
Наш театр был изначально так «заварен» на любви Петра Наумовича к Слову, именно к Слову. И мы так много по началу делали прозы, что сейчас нам достаточно сложно находить пьесы. Вот сейчас открыли нового автора и были в шоке, и дали себе слово, что теперь только этого автора несколько лет и будем ставить. Ну что сделать, если проза сильнее драматургии? Что делать, если восемьдесят, да нет, не восемьдесят, а девяносто пять процентов современных пьес это мат-перемат? И благо, если бы это был мат со смыслом… Для меня это иногда странно… Вот как мы открыли Олю Мухину, так мы и считаем, что Оля это правильно, потому что Оля поэт, хотя она и пишет прозой. И мы ждем, что, может быть, она, несмотря на огромное количество своих детей, напишет что-то для нас. Но если появится пьеса, которую мы все прочтем, и она нам понравится, то мы ее поставим. А проблемы как визуализировать то или иное ее уже давно нет, ее давным-давно решили Немирович-Данченко и Станиславский. Театр на Таганке, еще до отъезда Любимова, во время своего расцвета, очень много работал над постановкой прозы. И много семестров посвящено тому, как переносить прозу в театр. Мне кажется, что поставлено может быть все. Вот сейчас мы на полном серьезе собираемся ставить «Песню песен». И проблема не в том, как перенести, а в том, получится это у тебя или нет. Способов существует миллионы. Фокус в том, что в театре каждый год нужно изобретать новый способ. Мой учитель и учитель Петра Наумовича Фоменко Александр Гончаров, великий режиссер и педагог, говорил, что театральная эстетика меняется каждые пять лет, и то, что было хорошо для «таганки» в 60-х и 70-х, может быть не хорошо для нас. Мы стараемся не повторяться. Хотя, наверное, где-то, все же, повторяемся. У нас было две параллельные группы: одна делала «Театральный роман» с Кириллом Пироговым и Петром Наумычем, а другая группа делала «Дар», и у нас хохот стоял и там, и там. Потому что очень часто задачи по преодолению прозы совпадали. И мы боялись, что пойдем одним путем. Но нет, смею думать, что все у нас получилось по-разному.
Мне кажется очень удачным решение с пробками, рассыпанными по полу в «Доме», как родилась такая метафора?
Петр Наумович никогда ничего не запрещает, но когда он принимал макет «Дома, где разбиваются сердца», то сказал: а не могли бы вы сделать так, чтобы актеры ходили, покачиваясь, как на корабле. И нам пришла счастливая идея с пробками, и весь театр пил пять месяцев, но набрал всего пятьсот пробок. Потом на принесли 30 000 пробок, и вот мы возим их с собой, и пьем, и собираем еще пробки. Я горжусь такой находкой, мне кажется, что это хорошая метафора зыбкости человеческого бытия.
Возвращаясь к «Дару» на него уже выходят рецензии. ..
Да, и в основном разгромные. Я знаю, как принят этот спектакль МГУ, Бауманским, политехническим и мнение этих людей мне важно, а критики пусть пишут, что хотят. Но ведь не было ни одного серьезного анализа. Они просто сравнивают с Фоменко, пишут, что при Фоменко было лучше, а сейчас хуже. Ну пусть. Критикам скучно ну что я могу с этим поделать, застрелиться мне теперь, что ли? Я верю, что в мире есть не один Остермайер (немецкий театральный режиссер Томас Остермайер прим. «Нового Калининграда.Ru»). Я «Даром» безумно горжусь. Бе-зум-но. Мне кажется, что тема, на что мы свой дар тратим, и как этот человек берег себя, и рос, и жил вопреки среде, в которой он существовал, так важна, и мы сделали то, ради чего мы это делаем. И полные залы, я надеюсь, важнее, чем мнение критиков.
У нестоличных зрителей есть шанс увидеть «Дар» или «Улисса» у себя в городе?
Мало таких шансов. Мы не вывозим «Улисса», потому что очень много технических проблем и, как правило, сцен, технически приспособленных для наших спектаклей в стране мало, а у нас еще световое оборудование специальное, ведь свет в театре играет такую же важную роль, как в кино вы же всегда видите разницу между дешевым сериалом и дорогим, прежде всего, по свету. В «Доме» свет достаточно компактный, нет такого количества переходов, как в «Даре», «Улиссе» и «Бесприданнице», а все оборудование с собой не повезешь.
Почему именно «Дом, где разбиваются сердца» был выбран для показа на «Балтийских сезонах» он наиболее смотрибельный и понятный для провинциального зрителя?
Я к этому выбору не имею отношения. На это влияет колоссальное количество факторов, например, то, что сейчас репетируется в театре, и что можно безболезненно вырвать, потому что каждый гастрольный выезд это достаточно болезненная вещь. А для нас она вдвойне болезненная, потому что мы живем в новой квартире: новое помещение нашего театра чудовищно удобное, и не зря практически все зарубежные гастролеры и наши лучшие, додинцы и так далее, всегда рвутся к нам. На новых площадках мы сталкиваемся с кучей технических проблем, которые преодолеваем. Потому что, ну вы же понимаете, что любая гастроль это встреча с новым зрителем, и это как переливание крови для любого театра. Мне кажется, что когда театр не хочет ездить на гастроли это признак его старения. Мы много раз бывали в Калининграде, и здесь зрители принимают нас очень толково.
Толково это как?
Мы были на гастролях в Китае с «Волками и овцами» нашей «Чайкой», нашим знаменем. Это комедия, которая, несмотря на перевод и все такое, прошла при гробовом молчании зала. Ну хлопали зрители потом двадцать минут, но у актеров была истерика. В гро-бо-вом молчании! Ну, может, они так приучены… Японцы тоже слушают молча. Петр Наумович (художественный руководитель театра Петр Фоменко, скончавшийся в августе 2012 года прим. «Нового Калининграда.Ru») очень не любил гастроли зарубежные, а гастроли в России, наоборот, очень любил. Он справедливо считал, что вне языка драматический театр это что-то неполноценное. Как же он говорил… «Поцелуй через стекло», что ли… Он всегда афористично выражался. Конечно, было бы лучше и правильнее, если бы сюда привезли спектакль самого Петра Наумовича. Я не знаю, почему выбрали именно «Дом». Но, поскольку, в этом спектакле играют все прямые ученики Петра Фоменко, три поколения «фоменковцев», и многие из них популярны не только в театре, но и в кино, то метод их игры будет близок к нашим лучшим образцам. И еще одна важная вещь: «Дом, где разбиваются сердца» это настолько изумительная пьеса, и-зу-ми-тель-на-я, что люди получат представление о нас, а в принципе, мне кажется, чтобы что-то понять о нашем театре, нужно смотреть не один наш спектакль. У нас настолько гигантский репертуар, что я уже боюсь того, что наступает время, когда нам, к сожалению, придется от чего-то отказываться. У нас же спектакли своей смертью не умирают: обычно или кто-то уходит из актеров или этот спектакль показывают так часто, что его просто невозможно играть. Так, «Египетские ночи» «ушли». Хотя они были абсолютно живые, и это был спектакль самого Фоменко, и если его сейчас восстановить, то будет успех. У нас же есть такая традиция: в прошлом году в Севастополе мы сыграли «Приключение» это спектакль Ивана Поповски по Цветаевой, который не играли лет десять. И поверьте, что это было великолепно. И сегодня в том же Севастополе, несмотря на смерть актера Юры Степанова мы сыграли «Двенадцатую ночь» наш первый спектакль, двадцать два года прошло, и, честное слово, это не устарело, мы могли бы играть его и дальше, но это невозможно, поскольку мы должны развиваться.
Спектакля «Дом, где разбиваются сердца» достаточно, чтобы зритель мог понять, что вот эта постановка такого режиссера Евгения Каменьковича? И вообще есть ли среди поставленных вами спектаклей такой, который, на ваш взгляд, наиболее показателен, который говорит о вас, как о режиссере, больше, нежели остальные?
Откуда я знаю, это достаточно или недостаточно? Я не знаю я не господь бог. Вообще хорошо, что мы приехали, потому что у нас такой сумасшедший график, что тяжело выкроить время на поездку. Не знаю! Я нахожусь сейчас совершенно на другом этапе, я верю, что любой режиссер должен развиваться, что надо, как у Пикассо, иметь разные периоды, сейчас я, например, ставлю Яблонскую «Язычников», а недавно я выпустил «Дар» Набокова. Но если вы мне завтра скажете: ставьте Бернарда Шоу, я бы ставил его всю жизнь. Потому что огромное количество пьес выдающихся для нас кажутся неподъемными. Я бы завтра же начал ставить «Пигмалиона», я все время Полину Агурееву уговариваю: давай сыграем «Пигмалиона» или «Мою прекрасную леди». Я бы с удовольствием поставил бы «Кандиду» или «Тележку с яблоками»! Я еще в институте играл «Август выполняет свой долг», причем на английском языке. Мне кажется, что таких имен, как Бернард Шоу в мировой драматургии человек пять: Шекспир, Мольер, Ибсен, Брехт и Шоу! И Шоу можно ставить всю жизнь. И это одна из его знаменитых пьес, которая очень часто ставится во все мире.
Как вообще приходит решение и чем вызван такой интерес к постановке, казалось бы, совершенно не поставимых прозаических текстов, постмодернистских, насыщенных, наполненных языковой игрой? Как из текста, в котором, грубо говоря, «ничего не происходит», хотя на самом деле все происходит, достать этот возможный театр? Потому что Джойс, Соколов, Набоков, Шишкин, произведения которых вы ставите, кажутся совершенно не театральными писателями.
Наш театр был изначально так «заварен» на любви Петра Наумовича к Слову, именно к Слову. И мы так много по началу делали прозы, что сейчас нам достаточно сложно находить пьесы. Вот сейчас открыли нового автора и были в шоке, и дали себе слово, что теперь только этого автора несколько лет и будем ставить. Ну что сделать, если проза сильнее драматургии? Что делать, если восемьдесят, да нет, не восемьдесят, а девяносто пять процентов современных пьес это мат-перемат? И благо, если бы это был мат со смыслом… Для меня это иногда странно… Вот как мы открыли Олю Мухину, так мы и считаем, что Оля это правильно, потому что Оля поэт, хотя она и пишет прозой. И мы ждем, что, может быть, она, несмотря на огромное количество своих детей, напишет что-то для нас. Но если появится пьеса, которую мы все прочтем, и она нам понравится, то мы ее поставим. А проблемы как визуализировать то или иное ее уже давно нет, ее давным-давно решили Немирович-Данченко и Станиславский. Театр на Таганке, еще до отъезда Любимова, во время своего расцвета, очень много работал над постановкой прозы. И много семестров посвящено тому, как переносить прозу в театр. Мне кажется, что поставлено может быть все. Вот сейчас мы на полном серьезе собираемся ставить «Песню песен». И проблема не в том, как перенести, а в том, получится это у тебя или нет. Способов существует миллионы. Фокус в том, что в театре каждый год нужно изобретать новый способ. Мой учитель и учитель Петра Наумовича Фоменко Александр Гончаров, великий режиссер и педагог, говорил, что театральная эстетика меняется каждые пять лет, и то, что было хорошо для «таганки» в 60-х и 70-х, может быть не хорошо для нас. Мы стараемся не повторяться. Хотя, наверное, где-то, все же, повторяемся. У нас было две параллельные группы: одна делала «Театральный роман» с Кириллом Пироговым и Петром Наумычем, а другая группа делала «Дар», и у нас хохот стоял и там, и там. Потому что очень часто задачи по преодолению прозы совпадали. И мы боялись, что пойдем одним путем. Но нет, смею думать, что все у нас получилось по-разному.
Мне кажется очень удачным решение с пробками, рассыпанными по полу в «Доме», как родилась такая метафора?
Петр Наумович никогда ничего не запрещает, но когда он принимал макет «Дома, где разбиваются сердца», то сказал: а не могли бы вы сделать так, чтобы актеры ходили, покачиваясь, как на корабле. И нам пришла счастливая идея с пробками, и весь театр пил пять месяцев, но набрал всего пятьсот пробок. Потом на принесли 30 000 пробок, и вот мы возим их с собой, и пьем, и собираем еще пробки. Я горжусь такой находкой, мне кажется, что это хорошая метафора зыбкости человеческого бытия.
Возвращаясь к «Дару» на него уже выходят рецензии. ..
Да, и в основном разгромные. Я знаю, как принят этот спектакль МГУ, Бауманским, политехническим и мнение этих людей мне важно, а критики пусть пишут, что хотят. Но ведь не было ни одного серьезного анализа. Они просто сравнивают с Фоменко, пишут, что при Фоменко было лучше, а сейчас хуже. Ну пусть. Критикам скучно ну что я могу с этим поделать, застрелиться мне теперь, что ли? Я верю, что в мире есть не один Остермайер (немецкий театральный режиссер Томас Остермайер прим. «Нового Калининграда.Ru»). Я «Даром» безумно горжусь. Бе-зум-но. Мне кажется, что тема, на что мы свой дар тратим, и как этот человек берег себя, и рос, и жил вопреки среде, в которой он существовал, так важна, и мы сделали то, ради чего мы это делаем. И полные залы, я надеюсь, важнее, чем мнение критиков.
У нестоличных зрителей есть шанс увидеть «Дар» или «Улисса» у себя в городе?
Мало таких шансов. Мы не вывозим «Улисса», потому что очень много технических проблем и, как правило, сцен, технически приспособленных для наших спектаклей в стране мало, а у нас еще световое оборудование специальное, ведь свет в театре играет такую же важную роль, как в кино вы же всегда видите разницу между дешевым сериалом и дорогим, прежде всего, по свету. В «Доме» свет достаточно компактный, нет такого количества переходов, как в «Даре», «Улиссе» и «Бесприданнице», а все оборудование с собой не повезешь.
Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993