Кто кого любит?
Сегодня ровно год, как «Мастерская Петра Фоменко» живет без Фоменко
Прошлым летом, 9 августа, ушел из жизни Петр Фоменко, основавший ту самую «Мастерскую», вокруг которой по сей день водят хороводы многочисленные поклонники. И глядя на которую, распоследние скептики, стиснув зубы, вынуждены признать, что русский психологический театр не просто диво дивное из нафталина, он жив и по-прежнему привлекателен.
Не было неожиданностью ни для кого руководить театром после Фоменко стал Евгений Каменькович: многие годы они работали бок о бок. С ним мы и поговорили о том, как «Мастерская Петра Фоменко» прожила этот год, и о том, чего ждать от нее зрителям впредь.
Кто кого любит? с этого вопроса Петр Наумович, говорят, нередко начинал репетиции. Речь шла о персонажах и хитросплетениях смыслов спектакля. Но если перенести этот вопрос на сам театр вам и правда так важны эти нити любви: друг к другу, к миру вокруг, к героям, блуждающим в житейских сюжетах?
Евгений Каменькович: Ну… скажу так. Петр Наумович иногда надо мной смеялся: «Вы проповедуете общество взаимного восхищения». Но я точно помню, что в 88-м году так сложились звезды, что именно такие люди, очень непохожие и разные, собрались вместе, и первый учебный год это было… счастье опасное слово, это было удивление, открытие и, наверное, восхищение друг другом. Молодые люди с разных концов России и Европы собрались вместе и… работая над этюдами, начали вдруг просто летать.
А звезды сложились так из-за личности Петра Наумовича. Он же какой-то такой незапретитель. Мне кажется, ему в жизни как-то так сильно досталось, он не любил про это рассказывать, но вот главным его нравственным законом было он никогда никому ничего не запрещал. Или как-то так умел разговаривать, что люди сами понимали не надо в ту сторону ходить. Не было слова «нет», куда страшнее было когда он молчал. И все тут же само как-то правильно организовывалось.
Он же самый великий руководитель-неруководитель. Он вообще терпеть не мог слов «художественный руководитель», вычеркивал их из всех программок: разве бывает «очень» или «не совсем» художественный руководитель?
Но вы ведь тоже не кажетесь таким «руководителем-руководителем»…
Евгений Каменькович: Мне неохота про себя говорить, я же такой активный, кричащий, громкий. А Петр Наумович такой мудрый, неспешный. Вот что он делал целыми днями? Просто репетировал. Или думал о репетициях. Или отмечал репетиции, успешные или неуспешные… Вот, знаете, часто артисты и режиссеры приходят на репетиции неготовыми. А Фома, мне кажется, специально заболевал, иногда надолго, если точно не знал, чего хочет. Другое дело, что он мог потом все менять по сто раз… Наш с ним учитель Андрей Гончаров говорил, что режиссер должен опережать актера на две недели. Не знаю, откуда эта цифра, но мне кажется что Фома умел опережать всегда, у него был очень большой запас знаний, театральных, жизненных, всяких, и потому ему так доверяли артисты.
Не зря же у нас, мне кажется, пользуются наибольшим успехом спектакли «золотого периода» Фомы, когда он за два года подряд сделал «Семейное счастие», «Войну и мир» и «Одну абсолютно счастливую деревню». Честно говоря, не знаю, кто на Москве до этого уровня дотянулся если говорить о русском театре психологическом. В моем понимании это идеальный образчик. Как у Додина «Братья и сестры». Или вот мне нравится «Захудалый род» у Женовача это примерно такой же уровень. Но это мое личное мнение, конечно.
В театре теперь есть «старики» и «молодежь». Никто не спорит за первенство в понимании и толковании заветов Петра Наумовича?
Евгений Каменькович: Я про это не думал… Ну, если это и происходит, то не оказывает никакого влияния на нашу жизнь. Я просто точно знаю, что некоторые до сих пор не отошли от этой потери, боятся приступать к каким-то новым работам: до фоменковской планки мы уже не доберемся. Пытаешься объяснить, что теперь как-то будет по-другому совместные годы все равно же зря не прошли, он всех многому научил…
За год у вас прошли премьеры набоковского «Дара», хореографических «Моряков и шлюх», возобновленной «Безумной из Шайо»…
Евгений Каменькович: … и «Египетская марка», я очень рад, что мы сделали то, что Фома хотел, Мандельштама, которого вообще поставить невозможно. И практически полностью готова работа по Бунину, мы ее собрали летом, она называется «Последние свидания». Премьера будет сыграна в сентябре я это называю «дипломный спектакль второй стажерской группы», там главный закоперщик Юра Титов, художница Валя Останькович, «золотомасочница», выпускница Крымова. Петр Наумович видел два показа, полгода последних они этим занимались…
Каждая премьера, каждая новая работа у вас теперь сопровождается словами: «благословил Фоменко»…
Евгений Каменькович: Ну, в этом нет никакого лукавства. Знаете, у нас всегда бывали такие странные сборы труппы Петр Наумович то не называет вообще ни одного названия, а то столько, что жизни не хватит. Очень много такой внутренней работы в театре, много такого прекрасного, что вот мы сами внутри посмотрели, а публика не видит…
Вот и тем проклятым прошлым летом он всех отпустил в отпуск, оставил двух человек и занимался с ними… «Возмездием» Блока Блок у нас еще будет обязательно Есть две новых вещи. Мы сделали сами внутри театра перевод «Гигантов горы» Пиранделло. И Оля Мухина написала специально для нас пьесу «Олимпия». Это то, что Петр Наумович не знал но у нас еще много долгов по его спискам…
Как вы формируете эти списки, что отсеиваете, за что беретесь в первую очередь?
Евгений Каменькович: У нас вообще очень большая литературная часть, четыре человека, они читают, я читаю. Театр у нас читающий, это известно. Артисты приносят красивые названия мне так нравится, что можно похвастаться: «Витязь в тигровой шкуре», например. Это невероятно, но вот есть группа во главе с Олегом Любимовым, которая может быть рискнет. Женя Цыганов на наших «Пробах и ошибках» делал замечательную «Даму с собачкой» я не понимаю, почему он не довел это до ума. Но сейчас Женя предлагает сделать Тикамацу Мондзаэмона, «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей». Да, и я буду рад, если Юлий Черсанович Ким поможет нам сделать одну историю, которую Фоменко несколько лет рассказывал о памятнике Пушкина. Понятно, что Петр Наумович был хулиган, но это уже гиперхулиганство…
Кстати, Полина Агуреева тоже рассказывала мне однажды о своих планах…
Евгений Каменькович: Полина будет делать чеховскую «Душечку». Для Полины принципиальна компания. Я говорю, тебе режиссер-то нужен? Она нет, мы пока сами. Ну это же - кто откажется от Полины Агуреевой и «Душечки»? Она же одна из инициаторов одной из версий Блока, она уже оформление придумала. Но вот пока «Душечка».
Что за подарок театр решил сделать себе 13 июля, в день рождения Фоменко?
Евгений Каменькович: Я признателен нашему выдающемуся директору, Андрею Воробьеву, с его помощью мы закончили сезон (и всегда будем заканчивать его в этот день) подарком. В этот раз Миша Крылов со товарищи сделали процентов 70«Руслана и Людмилы», у нас это прошло под такой гомерический хохот, что даже страшновато… Теперь думаем, останется это внутренним делом или будем идти на спектакль. Каждый раз в день рождения Фомы мы будем показывать что-то пушкинское.
«Фоменки» не любят современные пьесы но вы охотно беретесь их ставить. Что вы, Евгений Борисович, упорно в них ищете?
Евгений Каменькович: Ищу и буду искать упорно. Я в конце концов «Язычников» у Олега Меньшикова недавно поставил. Надо сказать, что Фоменко читал «Язычников», я ему подбрасывал и Дурненковых, и Пресняковых, и Сорокина. И однажды я все-таки свою любимую пьесу “Dostoevsky-trip” Сорокина начинал репетировать, но чувствую, репетируют, потому что так надо. Через месяц остановились никто не выразил сожаления. Это меня расстраивает. Но постепенно, думаю, нас жизнь заставит, так мне кажется… Оля Мухина уже наша, сейчас вот мы заинтересовались «Ворошиловградом», есть такой украинский автор, Сергей Жадан…
А что для вашего театра все-таки актуальность и современность?
Евгений Каменькович: Тут же все давно открыто, театры должны быть разные. Должен быть Театр.doc, который реагирует на все события на следующий день и я их бесконечно уважаю, восхищаюсь и так далее. Но мы какой-то другой театр. По мне, так «Семейное счастие» все равно современнее всего самого актуального Потом, театр все равно никогда не успеет за временем, чтобы срежиссировать качественную постановку, не фельетон, не памфлет, нужно полгода, год, а жизнь уже убежала дальше. Как сказал Малевич Хармсу: Идите и останавливайте прогресс". По-моему, так и должно быть.
Вы не раз повторяли если что, в театре у вас уже есть смена, Кирилл Пирогов…
Евгений Каменькович: … или Иван Поповски. Ну, что касается Кирилла, в последние годы он совершает просто какой-то подвиг нравственный. При своих уникальных данных и внешность, и голос, и музыкальность, и мозги, и талант, он пять лет занимался с Фомой «Триптихом» и «Театральным романом», выпускали вместе. Пять лет когда он мог сниматься, у него колоссальное количество предложений, он фактически живет в театре… Все это, мне кажется, результат гигантской душевной работы, которую проделал с Фомой весь театр. Они все такие слухачи и Кирилл, и барышни наши замечательные… Мейерхольд говорил, режиссер должен быть музыкантом вот и Фоменко был абсолютный музыкант в режиссуре.
Вы поставили «Язычников» у Меньшикова уже став руководителем театра. А сейчас не ставите ничего на стороне?
Евгений Каменькович: Нет-нет, сейчас это нереально. Я все у Петра Наумовича хочу спросить, как же он руководил. Вот и Галиной Борисовной Волчек восхищаюсь я все-таки поставил в «Современнике» два спектакля, видел, как она этот корабль огромный ведет. Это чудовищная какая-то ответственность… Вольному стрелку намного приятней.
Но в футбол играть по-прежнему успеваете?
Евгений Каменькович: Конечно, у нас же своя команда. Правда, мы опростоволосились на последнем турнире. Но… зато главный наш футбольный театр «Квартет И» включил меня и Кирилла Пирогова в «театральную сборную всех времен и народов». Это, конечно, шутка, но мне в моем возрасте (Каменьковичу 58 Ред.) очень приятно.
Кстати
Что рассказывал писатель и бард Юлий Ким о задумке Фоменко про спектакль о памятнике Пушкину:
Фома задумывал спектакль «Наше все». Стоит Пушкин на своем постаменте, к нему подходит несчастный человек и говорит: «Александр Сергеевич, разрешите представиться… Маяковский». И вот Маяковский дальше начинает по знаменитому своему стихотворению… Мы с Петей цитировали друг другу по телефону: «У тебя и у меня в запасе вечность, что там потерять часок-другой» Не успел Маяковский разговориться с Пушкиным, как его отталкивает в сторону другой молодой человек, тоже несчастный Есенин. Который тоже читает какие-то свои обращения к Пушкину. Вдруг они оба видят, идет какая-то дама, подходит, это Марина Ивановна. Марина Ивановна отбирает у Есенина Пушкина и несет его на своих руках. Потом другая царственная дама отбирает Пушкина, берет на руки. Подходит еще и Булат Шавлович Окуджава, и еще кто-то, и все они целуют Пушкина. А приходит время возвращать его на пьедестал они никак не могут понять, кто же должен это сделать
Не было неожиданностью ни для кого руководить театром после Фоменко стал Евгений Каменькович: многие годы они работали бок о бок. С ним мы и поговорили о том, как «Мастерская Петра Фоменко» прожила этот год, и о том, чего ждать от нее зрителям впредь.
Кто кого любит? с этого вопроса Петр Наумович, говорят, нередко начинал репетиции. Речь шла о персонажах и хитросплетениях смыслов спектакля. Но если перенести этот вопрос на сам театр вам и правда так важны эти нити любви: друг к другу, к миру вокруг, к героям, блуждающим в житейских сюжетах?
Евгений Каменькович: Ну… скажу так. Петр Наумович иногда надо мной смеялся: «Вы проповедуете общество взаимного восхищения». Но я точно помню, что в 88-м году так сложились звезды, что именно такие люди, очень непохожие и разные, собрались вместе, и первый учебный год это было… счастье опасное слово, это было удивление, открытие и, наверное, восхищение друг другом. Молодые люди с разных концов России и Европы собрались вместе и… работая над этюдами, начали вдруг просто летать.
А звезды сложились так из-за личности Петра Наумовича. Он же какой-то такой незапретитель. Мне кажется, ему в жизни как-то так сильно досталось, он не любил про это рассказывать, но вот главным его нравственным законом было он никогда никому ничего не запрещал. Или как-то так умел разговаривать, что люди сами понимали не надо в ту сторону ходить. Не было слова «нет», куда страшнее было когда он молчал. И все тут же само как-то правильно организовывалось.
Он же самый великий руководитель-неруководитель. Он вообще терпеть не мог слов «художественный руководитель», вычеркивал их из всех программок: разве бывает «очень» или «не совсем» художественный руководитель?
Но вы ведь тоже не кажетесь таким «руководителем-руководителем»…
Евгений Каменькович: Мне неохота про себя говорить, я же такой активный, кричащий, громкий. А Петр Наумович такой мудрый, неспешный. Вот что он делал целыми днями? Просто репетировал. Или думал о репетициях. Или отмечал репетиции, успешные или неуспешные… Вот, знаете, часто артисты и режиссеры приходят на репетиции неготовыми. А Фома, мне кажется, специально заболевал, иногда надолго, если точно не знал, чего хочет. Другое дело, что он мог потом все менять по сто раз… Наш с ним учитель Андрей Гончаров говорил, что режиссер должен опережать актера на две недели. Не знаю, откуда эта цифра, но мне кажется что Фома умел опережать всегда, у него был очень большой запас знаний, театральных, жизненных, всяких, и потому ему так доверяли артисты.
Не зря же у нас, мне кажется, пользуются наибольшим успехом спектакли «золотого периода» Фомы, когда он за два года подряд сделал «Семейное счастие», «Войну и мир» и «Одну абсолютно счастливую деревню». Честно говоря, не знаю, кто на Москве до этого уровня дотянулся если говорить о русском театре психологическом. В моем понимании это идеальный образчик. Как у Додина «Братья и сестры». Или вот мне нравится «Захудалый род» у Женовача это примерно такой же уровень. Но это мое личное мнение, конечно.
В театре теперь есть «старики» и «молодежь». Никто не спорит за первенство в понимании и толковании заветов Петра Наумовича?
Евгений Каменькович: Я про это не думал… Ну, если это и происходит, то не оказывает никакого влияния на нашу жизнь. Я просто точно знаю, что некоторые до сих пор не отошли от этой потери, боятся приступать к каким-то новым работам: до фоменковской планки мы уже не доберемся. Пытаешься объяснить, что теперь как-то будет по-другому совместные годы все равно же зря не прошли, он всех многому научил…
За год у вас прошли премьеры набоковского «Дара», хореографических «Моряков и шлюх», возобновленной «Безумной из Шайо»…
Евгений Каменькович: … и «Египетская марка», я очень рад, что мы сделали то, что Фома хотел, Мандельштама, которого вообще поставить невозможно. И практически полностью готова работа по Бунину, мы ее собрали летом, она называется «Последние свидания». Премьера будет сыграна в сентябре я это называю «дипломный спектакль второй стажерской группы», там главный закоперщик Юра Титов, художница Валя Останькович, «золотомасочница», выпускница Крымова. Петр Наумович видел два показа, полгода последних они этим занимались…
Каждая премьера, каждая новая работа у вас теперь сопровождается словами: «благословил Фоменко»…
Евгений Каменькович: Ну, в этом нет никакого лукавства. Знаете, у нас всегда бывали такие странные сборы труппы Петр Наумович то не называет вообще ни одного названия, а то столько, что жизни не хватит. Очень много такой внутренней работы в театре, много такого прекрасного, что вот мы сами внутри посмотрели, а публика не видит…
Вот и тем проклятым прошлым летом он всех отпустил в отпуск, оставил двух человек и занимался с ними… «Возмездием» Блока Блок у нас еще будет обязательно Есть две новых вещи. Мы сделали сами внутри театра перевод «Гигантов горы» Пиранделло. И Оля Мухина написала специально для нас пьесу «Олимпия». Это то, что Петр Наумович не знал но у нас еще много долгов по его спискам…
Как вы формируете эти списки, что отсеиваете, за что беретесь в первую очередь?
Евгений Каменькович: У нас вообще очень большая литературная часть, четыре человека, они читают, я читаю. Театр у нас читающий, это известно. Артисты приносят красивые названия мне так нравится, что можно похвастаться: «Витязь в тигровой шкуре», например. Это невероятно, но вот есть группа во главе с Олегом Любимовым, которая может быть рискнет. Женя Цыганов на наших «Пробах и ошибках» делал замечательную «Даму с собачкой» я не понимаю, почему он не довел это до ума. Но сейчас Женя предлагает сделать Тикамацу Мондзаэмона, «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей». Да, и я буду рад, если Юлий Черсанович Ким поможет нам сделать одну историю, которую Фоменко несколько лет рассказывал о памятнике Пушкина. Понятно, что Петр Наумович был хулиган, но это уже гиперхулиганство…
Кстати, Полина Агуреева тоже рассказывала мне однажды о своих планах…
Евгений Каменькович: Полина будет делать чеховскую «Душечку». Для Полины принципиальна компания. Я говорю, тебе режиссер-то нужен? Она нет, мы пока сами. Ну это же - кто откажется от Полины Агуреевой и «Душечки»? Она же одна из инициаторов одной из версий Блока, она уже оформление придумала. Но вот пока «Душечка».
Что за подарок театр решил сделать себе 13 июля, в день рождения Фоменко?
Евгений Каменькович: Я признателен нашему выдающемуся директору, Андрею Воробьеву, с его помощью мы закончили сезон (и всегда будем заканчивать его в этот день) подарком. В этот раз Миша Крылов со товарищи сделали процентов 70«Руслана и Людмилы», у нас это прошло под такой гомерический хохот, что даже страшновато… Теперь думаем, останется это внутренним делом или будем идти на спектакль. Каждый раз в день рождения Фомы мы будем показывать что-то пушкинское.
«Фоменки» не любят современные пьесы но вы охотно беретесь их ставить. Что вы, Евгений Борисович, упорно в них ищете?
Евгений Каменькович: Ищу и буду искать упорно. Я в конце концов «Язычников» у Олега Меньшикова недавно поставил. Надо сказать, что Фоменко читал «Язычников», я ему подбрасывал и Дурненковых, и Пресняковых, и Сорокина. И однажды я все-таки свою любимую пьесу “Dostoevsky-trip” Сорокина начинал репетировать, но чувствую, репетируют, потому что так надо. Через месяц остановились никто не выразил сожаления. Это меня расстраивает. Но постепенно, думаю, нас жизнь заставит, так мне кажется… Оля Мухина уже наша, сейчас вот мы заинтересовались «Ворошиловградом», есть такой украинский автор, Сергей Жадан…
А что для вашего театра все-таки актуальность и современность?
Евгений Каменькович: Тут же все давно открыто, театры должны быть разные. Должен быть Театр.doc, который реагирует на все события на следующий день и я их бесконечно уважаю, восхищаюсь и так далее. Но мы какой-то другой театр. По мне, так «Семейное счастие» все равно современнее всего самого актуального Потом, театр все равно никогда не успеет за временем, чтобы срежиссировать качественную постановку, не фельетон, не памфлет, нужно полгода, год, а жизнь уже убежала дальше. Как сказал Малевич Хармсу: Идите и останавливайте прогресс". По-моему, так и должно быть.
Вы не раз повторяли если что, в театре у вас уже есть смена, Кирилл Пирогов…
Евгений Каменькович: … или Иван Поповски. Ну, что касается Кирилла, в последние годы он совершает просто какой-то подвиг нравственный. При своих уникальных данных и внешность, и голос, и музыкальность, и мозги, и талант, он пять лет занимался с Фомой «Триптихом» и «Театральным романом», выпускали вместе. Пять лет когда он мог сниматься, у него колоссальное количество предложений, он фактически живет в театре… Все это, мне кажется, результат гигантской душевной работы, которую проделал с Фомой весь театр. Они все такие слухачи и Кирилл, и барышни наши замечательные… Мейерхольд говорил, режиссер должен быть музыкантом вот и Фоменко был абсолютный музыкант в режиссуре.
Вы поставили «Язычников» у Меньшикова уже став руководителем театра. А сейчас не ставите ничего на стороне?
Евгений Каменькович: Нет-нет, сейчас это нереально. Я все у Петра Наумовича хочу спросить, как же он руководил. Вот и Галиной Борисовной Волчек восхищаюсь я все-таки поставил в «Современнике» два спектакля, видел, как она этот корабль огромный ведет. Это чудовищная какая-то ответственность… Вольному стрелку намного приятней.
Но в футбол играть по-прежнему успеваете?
Евгений Каменькович: Конечно, у нас же своя команда. Правда, мы опростоволосились на последнем турнире. Но… зато главный наш футбольный театр «Квартет И» включил меня и Кирилла Пирогова в «театральную сборную всех времен и народов». Это, конечно, шутка, но мне в моем возрасте (Каменьковичу 58 Ред.) очень приятно.
Кстати
Что рассказывал писатель и бард Юлий Ким о задумке Фоменко про спектакль о памятнике Пушкину:
Фома задумывал спектакль «Наше все». Стоит Пушкин на своем постаменте, к нему подходит несчастный человек и говорит: «Александр Сергеевич, разрешите представиться… Маяковский». И вот Маяковский дальше начинает по знаменитому своему стихотворению… Мы с Петей цитировали друг другу по телефону: «У тебя и у меня в запасе вечность, что там потерять часок-другой» Не успел Маяковский разговориться с Пушкиным, как его отталкивает в сторону другой молодой человек, тоже несчастный Есенин. Который тоже читает какие-то свои обращения к Пушкину. Вдруг они оба видят, идет какая-то дама, подходит, это Марина Ивановна. Марина Ивановна отбирает у Есенина Пушкина и несет его на своих руках. Потом другая царственная дама отбирает Пушкина, берет на руки. Подходит еще и Булат Шавлович Окуджава, и еще кто-то, и все они целуют Пушкина. А приходит время возвращать его на пьедестал они никак не могут понять, кто же должен это сделать
Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993