Страх внутри
Мастерская Петра Фоменко в своих исследованиях человека вошла в сферу внутреннего страха и проследила за тем, как действует его разрушительная сила
На днях состоялась премьера спектакля «Современная идиллия» по одноименному произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Автор инсценировки и режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Евгений Каменькович рассказал «Эксперту» о том контексте, в котором рождался замысел этого спектакля.
— Постановка «Современной идиллии» Георгием Товстоноговым в семидесятые годы запомнилась фразой автора инсценировки Сергея Михалкова, сказанной после просмотра спектакля: «Такой пощечины царизм еще не получал».
— Я хочу, чтобы вы правильно понимали: тот спектакль собирались закрывать. Это было решено. И тогда «Современник» пригласил Михалкова на обсуждение спектакля, которое планировалось провести без его участия. Георгий Товстоногов сказал: «Неужели мы не позовем автора?» И гениальность Михалкова проявилась в том, что он начал обсуждение именно с этой фразы. Он ничего не имел в виду, он просто спасал спектакль. Никаких смыслов этой фразе придавать не надо. Мы абсолютно про это не думали, и, я надеюсь, у нас в театре никогда про это не думают. Все, что мы делаем, связано с человеком, которого мы просто пытаемся понять. То, что сейчас стали писать критики, это все замечательно, но мы пытались решать совсем другие задачи: каждый из нас попадает в какие-то жизненные ситуации, когда ты вынужден делать то, что тебе не хочется. Некоторые соглашаются делать то, что они не хотят, а некоторые никогда не идут ни на какие компромиссы.
— Салтыков-Щедрин как-то написал, что опасается «квартального, который во всех людях российских засел внутри». Можно ли в этом контексте истолковывать ваше сценическое произведение?
— У Салтыкова-Щедрина есть два грандиозных действующих лица: Стыд, которому, к моему сожалению, мы не нашли сценического воплощения — он присутствует внутри героев, и Страх, который Щедрин вывел в образе горохового пальто — мундира собирателей статистики, олицетворяющего собой мир филеров и доносчиков. Мы пытались проследить, как наши герои сами вырастили этот страх в себе, как они взлелеяли его, после чего уничтожили все книги в доме, довели себя до свинского состояния. Нам было интересно разобраться, почему так происходит. Есть еще один важный момент: в «Современнике» главный герой, которого играл Кваша, выступает в качестве «рассказчика». Мы же его обозначили как «Я, либерал». Второй персонаж — «Глумов, мой друг, тоже либерал». Для нас это «я» было принципиальным, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Мелочь, но мы это сделали специально.
— У Мастерской Фоменко репутация литературоцентричного театра. Можно ли сказать, что «Современная идиллия» продолжает эту традицию?
— Я думал, что с «датскими» спектаклями, то есть приуроченными к той или иной дате, мы закончили как с пережитком советского времени, но в данном случае в программке было очень приятно упомянуть, что «Современная идиллия» выходит в Год литературы, хотя это случайное совпадение. Такая традиция в мастерской действительно есть. Хотя мы читаем все пьесы, которые пишутся в нашей стране, и очень за этим следим, но не всегда с ними совпадаем. С большой литературой мы совпадаем чаще. У Салтыкова-Щедрина есть одна фраза, которая в моем вольном пересказе звучит так: «Если литература умрет, то умрет и страна». Он ведь пророк был, как и всякий крупный писатель. Я это вычитал совсем недавно, уже после того, как мы сделали спектакль, и еще раз убедился в том, что очень хорошо, что мы взяли Салтыкова-Щедрина. Единственно жаль, что основные события, которые у нас происходят, взяты из первой части, а ведь там есть еще фантастическая вторая часть, из которой мы взяли только суд над Пискарем, поскольку это принципиально. И хотя вряд ли мы на это пойдем, но очень хочется сделать вторую часть, там есть удивительные вещи. Например, как некие купцы пытаются запретить иностранные алкогольные напитки. Читать это сейчас без смеха невозможно.
— Какое место в вашей режиссерской иерархии занимают современные пьесы? Почему получается так, что пьесы того же Брехта точнее попадают в нерв настоящего, нежели те, которые пишут наши современники?
— Это вопрос, который задаешь себе каждый день. Совсем недавно Павел Руднев, самый большой болельщик за современную драматургию, любезно разослал всем новейшие тексты, и все они замечательные. Я их читаю и очень люблю. В России огромнейшее количество талантливейших драматургов — выходцев из школы Николая Коляды и не только. Но меня очень смущает, что во всех этих пьесах нет никакой надежды. И без того жить сложно, а прочитаешь пьесу — и жить совсем не хочется. Но я ищу современного Вампилова, и сколько буду жить, буду его искать. Сейчас наши артисты Володя Торцов и Юра Буторин, которые пробуют свои силы в режиссуре, вместе с художником Сашей Дашевской взяли очень маленький рассказ Вампилова «Тополя» и всю прозу Вампилова, какую только возможно, и сделали потрясающую историю о неслучившейся любви: как человек проходит мимо какой-то встречи, а потом мучается всю жизнь. Не знаю, современно это или несовременно, но я надеюсь, что закончим эту работу. Я, например, считаю, что Яблонская — классик, уверен в этом (Анна Яблонская, украинский русскоязычный драматург, погибла в результате теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году. — «Эксперт»). Не потому, что я ставил ее «Язычников». К пьесам Яблонской еще будут возвращаться. Я уверен, что эта трагически ушедшая женщина, очень молодая, смогла сказать в драматургической форме что-то очень важное про нашу жизнь.
— Как можно определить тот путь, которым движется Мастерская Петра Фоменко?
— Я боюсь давать какие-либо определения. А уж Петр Наумович — тот убегал от любых формулировок как мог. Мы стоим всегда на одной позиции: в центре нашего внимания — человек. Может быть, после ухода Фомы мы стали придавать большее значение художнику. Отчасти это связано с трагической ситуацией: Владимир Максимов, который всегда работал с Фоменко, умер, к сожалению. И сейчас к нам все чаще приходят молодые художники. Маша Трегубова, на мой взгляд, сделала совершенно невероятный спектакль «Фантазии Фарятьева», которому я не знаю равных в России по тому, какая форма там выдумана. Уже несколько спектаклей мы делаем с Машей Митрофановой, и это совершенно другой путь. Есть Валя Останькович, которая сделала «Последние свидания» по Бунину, Саша Дашевская, которая сделала «Египетскую марку» Мандельштама — ее поставить вообще невозможно. Только Петр Наумович мог дать такое задание: «Поставьте “Египетскую марку”». Да как ее можно поставить?! Ее люди и прочитать-то не могут. И я очень горжусь тем, что она есть у нас в репертуаре. Все спектакли, которые я назвал, имеют свою ни на что не похожую форму. А если к этому добавляется накопленный нами актерский опыт, то рождаются очень хорошие сочинения. И мне нравится, что в нашем театре все спектакли очень не похожие друг на друга. У самого Фоменко все спектакли были не похожи один на другой. Сравните «Три сестры» и «Семейное счастье» — это совершенно разные спектакли, принципиально разные. Мы всегда будем заниматься человеком, но форму мы всегда будем искать разную, и это будет зависеть от материала, от нашего взгляда в данный момент на данную проблему. Театр — это такая вещь, которая рождается каждый день, с каждым спектаклем. Меня учили и Гончаров, и Фоменко, что театральная эстетика меняется каждые пять лет. Я думаю, что сейчас она меняется каждые три года. Мастерская Фоменко абсолютно не похожа на себя трехлетней давности, потому что все люди развиваются, растут.
— Каким требованиям должен соответствовать актер Мастерской Фоменко?
— Поскольку талант — это подробность (есть такое расхожее выражение), артисты театра Фоменко не должны спешить. Важнейшая у нас фигура, один из наших лидеров — Кира Пирогов. Он не спешит, я это точно знаю. Сестры Кутеповы никуда не спешат, Галя Тюнина никуда не спешит, Полина Агуреева вообще никуда не спешит. «Не спешить» означает, что мы будем работать над материалом сколько надо. Для Петра Наумовича самым ругательным словом была «премьера». Он его очень не любил, потому что это означало конец репетиций. И это еще одна традиция театра: страсть к усовершенствованию даже уже сделанной вещи. «Современную идиллию» мы очень долго репетировали, а уж Фома, он бы все время репетировал. Легко сказать: «Репетируйте!» — ты должен знать и понимать, что ты хочешь улучшить. Если ты уже вышел на публику, значит, к какому-то результату пришел. Это одно из самых удивительных умений Фоменко: он мог за один разговор перед спектаклем так перенастроить артистов, что они еще лучше все начинали делать. У нас везде телевизоры, и я видел, как это происходит. На репетиции перед «Триптихом», например, актеры могут не проходить мизансцены, а просто посидеть, пару часов поговорить. А после этого выйти на сцену — и начать «летать». Мне всегда было интересно, что он им такое говорил? Я понимаю, что в «Триптихе» такой гигантский замысел, поскольку жизнь человеческая проходит от литературного анекдота до трагедии. Может быть, он об этом говорил. Фоменковские артисты должны быть всегда готовы к любым экспериментам. У нас сейчас «Сон в летнюю ночь» Ваня Поповски делает с очень мощной компанией. Это одна из самых успешных пьес мирового репертуара. Очень интересно, куда они забредут в этом шекспировском лесу? Когда я сижу у себя в кабинете, мне иногда сложно работать, потому что громкость звуков, которые раздаются за стенкой в репетиционном зале, порой зашкаливает. И меня все время подмывает туда к ним заглянуть, потому что это уже какие-то нечеловеческие звуки.
— То наследие, которое оставил Петр Фоменко, те спектакли, которые он поставил, они еще идут на сцене, — как долго их можно будет сохранять?
— Это самый страшный вопрос. Мы, конечно, будем все фоменковские спектакли держать, сколько сможем. Мы все-таки восстановили «Безумную из Шайо», может быть, что-то еще вернется. Но все равно они когда-то уйдут. Я не знаю когда, потому что на всех на них ходит зритель. Для нас большая проблема то, что у нас 34 спектакля в репертуаре, и даже при наших четырех сценах они слишком редко идут. Мы постоянно на эту тему дискутируем, но никакого решения нет. Может быть, мы будем потихоньку по одному названию убирать. Это одна из двух наших проблем. Вторая проблема — то, что нас много, 53 человека, и не удается всех равномерно загрузить. Это две мои самые большие головные боли: очень большой репертуар и очень много очень хороших артистов. Я очень радуюсь, когда есть гастроли. И кто-нибудь в Вятке играет, а жизнь в Москве продолжается. Тогда театр задействован по полной. Но так же всегда не будет. Я слышал, что в театре у Образцова в эпоху расцвета было фактически две труппы: пока одна собирала для государства валюту и покоряла весь мир, вторая активно жила в Москве. Но это уже крайность.
— Можно ли тогда говорить о каких-то преимуществах, которые есть именно в эту эпоху у таких театров, как «Театр.doc» или «Практика», которые малочисленны и мобильны, в том числе в своей реакции на переменчивые настроения публики?
— Я думаю, что единого рецепта нет. Мы со своими проблемами разберемся, поскольку наш театр организован конкретно одним человеком, здесь работают на восемьдесят процентов его ученики. Я бесконечно уважаю «Театр.doc» и театр «Практика». Я снимаю перед ними шляпу, но у них свой путь, а у нас несколько другой. Тем не менее, когда мы захотели поставить Вырыпаева (пьесу «Летние осы кусают нас даже в ноябре». — «Эксперт»), мы поставили его за 42 репетиции. Мы нашли режиссера не в России, а в Норвегии, потому что в России люди не знали, как это делать. А Сигрид Стрем Рейбо, выпускница ГИТИСа, не побоялась взяться за эту пьесу. И у нее получилось, это успешный спектакль. Я уверен, что мы не должны отказываться от традиции репертуарного театра. Может быть, их не должно быть так много. Но должно быть как можно больше открытых площадок, потому что не всем так повезло, как «женовачам», «фоменкам» или «додинцам». Это какие-то особые ситуации. Люди должны сходиться и быстро расходиться. Я уверен, что каждый район Москвы должен иметь открытую сцену. В Москве 12 миллионов живет: должно быть 50 или 60 открытых сцен. Как может быть иначе? Я даже этого не понимаю. У нас к антрепризе приклеили ярлык, что это бульварные пьесы и только. Конечно, есть такие антрепризы, которые «рубят бабло». Но ведь есть и другие. Независимых театров должно быть много. Таких, как «Театр.doc», по крайней мере штук сто, не меньше. Не может быть один «Театр.doc» на всю Москву! Это какая-то идиотская ситуация. Я имею право так говорить, потому что у меня в этом году будет набор на курс в нашу совместную с Дмитрием Крымовым актерско-режиссерско-сценографическую мастерскую. Он еще не начался, но уже по количеству звонков и числу людей, которые записались на подготовительные курсы, можно судить о том, что мы очень богатая страна, если так много людей хочет заниматься театром, — и зачем им препятствовать? Я чувствую, что все время идет какое-то сокращение финансирования институтов, театров, и понимаю, почему это происходит: потому что такая политическая ситуация. Может, надо сделать все наоборот? Я считаю, что театров должно быть много и у них должны быть абсолютно разные организационные системы. Не только репертуарные театры. И не наоборот: все репертуарные театры задушить и отправить всех в свободное плавание. Это не очень правильно.
—Кто эти люди, которые идут сейчас учиться театральному делу?
— Вы знаете, они ведь все Дон Кихоты. Они соглашаются почти на нищету. Потому что какие дивиденды может принести драматический театр? Мне кажется, они идут, потому что именно такая форма существования, форма их бытия им наиболее близка: они хотят познавать мир через театр. Можно познавать мир через науку, через путешествия, через бизнес, а они хотят через театр. А у нас все сокращается количество мест, часов, нагрузок. Их становится все меньше и меньше. Я думаю, мы досокращаемся в конце концов. И тогда будет очень обидно.
— Как вы оцениваете шансы тех, кто только учится режиссерскому ремеслу, на то, что они смогут реализовать свой творческий потенциал?
— Я всем всегда говорю, что в Англии 95 процентов безработицы среди артистов, а в Америке — 98. Сколько у нас, не знаю, потому что у нас безработица скрытая. Я всех пытаюсь отговорить: честно и упорно. Сколько лет я занимаюсь педагогической деятельностью, столько любого пытаюсь отговорить. Я кричу, топаю ногами, рассказываю всякие страшные случаи. Но я счастлив, что у меня это очень редко получается. Предугадать успех, карьеру в этом деле нереально. Единственное, что я абсолютно точно знаю: любой выпускной курс в ГИТИСе — это готовый театр: любой курс Кудряшова, любой курс Хейфеца, любой курс Женовача, любой наш с Димой Крымовым курс, все со своим репертуаром. У нашего курса, который в этом году выпускается, к маю будет 15 спектаклей. Разве это плохо? Там есть очень много вещей, которые редко ставятся. Но ребята эти, к сожалению, разбегутся. И дальше начнется сплошная лотерея. Я верю, что тот театр, который у нас есть, когда-нибудь придет к конкурсной системе. Не только среди артистов, но и среди руководства тоже — в первую очередь. Потому что сложнее всех режиссерам. Артисты, ладно, в сериалы пойдут сниматься. А вот режиссеры — куда им, бедным? Каждый год их заканчивает всего шесть человек, и, поверьте, они все готовы к работе. Их судьба меня очень и очень волнует. Сейчас у нас нет условий для конкуренции. Во всем мире давно есть система конкурсов, и условный главный режиссер должен заключать контракт на три или пять лет. И если кто-то молодой будет сильнее, то, по идее, должен занять его место.
— Вы верите в объективность этих конкурсов?
— Не верю. Но другой системы быть не может. Хорошо же, что Юхананов встал во главе «Электротеатра», это был первый или второй конкурс. Разве это плохо?
На днях состоялась премьера спектакля «Современная идиллия» по одноименному произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Автор инсценировки и режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Евгений Каменькович рассказал «Эксперту» о том контексте, в котором рождался замысел этого спектакля.
— Постановка «Современной идиллии» Георгием Товстоноговым в семидесятые годы запомнилась фразой автора инсценировки Сергея Михалкова, сказанной после просмотра спектакля: «Такой пощечины царизм еще не получал».
— Я хочу, чтобы вы правильно понимали: тот спектакль собирались закрывать. Это было решено. И тогда «Современник» пригласил Михалкова на обсуждение спектакля, которое планировалось провести без его участия. Георгий Товстоногов сказал: «Неужели мы не позовем автора?» И гениальность Михалкова проявилась в том, что он начал обсуждение именно с этой фразы. Он ничего не имел в виду, он просто спасал спектакль. Никаких смыслов этой фразе придавать не надо. Мы абсолютно про это не думали, и, я надеюсь, у нас в театре никогда про это не думают. Все, что мы делаем, связано с человеком, которого мы просто пытаемся понять. То, что сейчас стали писать критики, это все замечательно, но мы пытались решать совсем другие задачи: каждый из нас попадает в какие-то жизненные ситуации, когда ты вынужден делать то, что тебе не хочется. Некоторые соглашаются делать то, что они не хотят, а некоторые никогда не идут ни на какие компромиссы.
— Салтыков-Щедрин как-то написал, что опасается «квартального, который во всех людях российских засел внутри». Можно ли в этом контексте истолковывать ваше сценическое произведение?
— У Салтыкова-Щедрина есть два грандиозных действующих лица: Стыд, которому, к моему сожалению, мы не нашли сценического воплощения — он присутствует внутри героев, и Страх, который Щедрин вывел в образе горохового пальто — мундира собирателей статистики, олицетворяющего собой мир филеров и доносчиков. Мы пытались проследить, как наши герои сами вырастили этот страх в себе, как они взлелеяли его, после чего уничтожили все книги в доме, довели себя до свинского состояния. Нам было интересно разобраться, почему так происходит. Есть еще один важный момент: в «Современнике» главный герой, которого играл Кваша, выступает в качестве «рассказчика». Мы же его обозначили как «Я, либерал». Второй персонаж — «Глумов, мой друг, тоже либерал». Для нас это «я» было принципиальным, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Мелочь, но мы это сделали специально.
— У Мастерской Фоменко репутация литературоцентричного театра. Можно ли сказать, что «Современная идиллия» продолжает эту традицию?
— Я думал, что с «датскими» спектаклями, то есть приуроченными к той или иной дате, мы закончили как с пережитком советского времени, но в данном случае в программке было очень приятно упомянуть, что «Современная идиллия» выходит в Год литературы, хотя это случайное совпадение. Такая традиция в мастерской действительно есть. Хотя мы читаем все пьесы, которые пишутся в нашей стране, и очень за этим следим, но не всегда с ними совпадаем. С большой литературой мы совпадаем чаще. У Салтыкова-Щедрина есть одна фраза, которая в моем вольном пересказе звучит так: «Если литература умрет, то умрет и страна». Он ведь пророк был, как и всякий крупный писатель. Я это вычитал совсем недавно, уже после того, как мы сделали спектакль, и еще раз убедился в том, что очень хорошо, что мы взяли Салтыкова-Щедрина. Единственно жаль, что основные события, которые у нас происходят, взяты из первой части, а ведь там есть еще фантастическая вторая часть, из которой мы взяли только суд над Пискарем, поскольку это принципиально. И хотя вряд ли мы на это пойдем, но очень хочется сделать вторую часть, там есть удивительные вещи. Например, как некие купцы пытаются запретить иностранные алкогольные напитки. Читать это сейчас без смеха невозможно.
— Какое место в вашей режиссерской иерархии занимают современные пьесы? Почему получается так, что пьесы того же Брехта точнее попадают в нерв настоящего, нежели те, которые пишут наши современники?
— Это вопрос, который задаешь себе каждый день. Совсем недавно Павел Руднев, самый большой болельщик за современную драматургию, любезно разослал всем новейшие тексты, и все они замечательные. Я их читаю и очень люблю. В России огромнейшее количество талантливейших драматургов — выходцев из школы Николая Коляды и не только. Но меня очень смущает, что во всех этих пьесах нет никакой надежды. И без того жить сложно, а прочитаешь пьесу — и жить совсем не хочется. Но я ищу современного Вампилова, и сколько буду жить, буду его искать. Сейчас наши артисты Володя Торцов и Юра Буторин, которые пробуют свои силы в режиссуре, вместе с художником Сашей Дашевской взяли очень маленький рассказ Вампилова «Тополя» и всю прозу Вампилова, какую только возможно, и сделали потрясающую историю о неслучившейся любви: как человек проходит мимо какой-то встречи, а потом мучается всю жизнь. Не знаю, современно это или несовременно, но я надеюсь, что закончим эту работу. Я, например, считаю, что Яблонская — классик, уверен в этом (Анна Яблонская, украинский русскоязычный драматург, погибла в результате теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году. — «Эксперт»). Не потому, что я ставил ее «Язычников». К пьесам Яблонской еще будут возвращаться. Я уверен, что эта трагически ушедшая женщина, очень молодая, смогла сказать в драматургической форме что-то очень важное про нашу жизнь.
— Как можно определить тот путь, которым движется Мастерская Петра Фоменко?
— Я боюсь давать какие-либо определения. А уж Петр Наумович — тот убегал от любых формулировок как мог. Мы стоим всегда на одной позиции: в центре нашего внимания — человек. Может быть, после ухода Фомы мы стали придавать большее значение художнику. Отчасти это связано с трагической ситуацией: Владимир Максимов, который всегда работал с Фоменко, умер, к сожалению. И сейчас к нам все чаще приходят молодые художники. Маша Трегубова, на мой взгляд, сделала совершенно невероятный спектакль «Фантазии Фарятьева», которому я не знаю равных в России по тому, какая форма там выдумана. Уже несколько спектаклей мы делаем с Машей Митрофановой, и это совершенно другой путь. Есть Валя Останькович, которая сделала «Последние свидания» по Бунину, Саша Дашевская, которая сделала «Египетскую марку» Мандельштама — ее поставить вообще невозможно. Только Петр Наумович мог дать такое задание: «Поставьте “Египетскую марку”». Да как ее можно поставить?! Ее люди и прочитать-то не могут. И я очень горжусь тем, что она есть у нас в репертуаре. Все спектакли, которые я назвал, имеют свою ни на что не похожую форму. А если к этому добавляется накопленный нами актерский опыт, то рождаются очень хорошие сочинения. И мне нравится, что в нашем театре все спектакли очень не похожие друг на друга. У самого Фоменко все спектакли были не похожи один на другой. Сравните «Три сестры» и «Семейное счастье» — это совершенно разные спектакли, принципиально разные. Мы всегда будем заниматься человеком, но форму мы всегда будем искать разную, и это будет зависеть от материала, от нашего взгляда в данный момент на данную проблему. Театр — это такая вещь, которая рождается каждый день, с каждым спектаклем. Меня учили и Гончаров, и Фоменко, что театральная эстетика меняется каждые пять лет. Я думаю, что сейчас она меняется каждые три года. Мастерская Фоменко абсолютно не похожа на себя трехлетней давности, потому что все люди развиваются, растут.
— Каким требованиям должен соответствовать актер Мастерской Фоменко?
— Поскольку талант — это подробность (есть такое расхожее выражение), артисты театра Фоменко не должны спешить. Важнейшая у нас фигура, один из наших лидеров — Кира Пирогов. Он не спешит, я это точно знаю. Сестры Кутеповы никуда не спешат, Галя Тюнина никуда не спешит, Полина Агуреева вообще никуда не спешит. «Не спешить» означает, что мы будем работать над материалом сколько надо. Для Петра Наумовича самым ругательным словом была «премьера». Он его очень не любил, потому что это означало конец репетиций. И это еще одна традиция театра: страсть к усовершенствованию даже уже сделанной вещи. «Современную идиллию» мы очень долго репетировали, а уж Фома, он бы все время репетировал. Легко сказать: «Репетируйте!» — ты должен знать и понимать, что ты хочешь улучшить. Если ты уже вышел на публику, значит, к какому-то результату пришел. Это одно из самых удивительных умений Фоменко: он мог за один разговор перед спектаклем так перенастроить артистов, что они еще лучше все начинали делать. У нас везде телевизоры, и я видел, как это происходит. На репетиции перед «Триптихом», например, актеры могут не проходить мизансцены, а просто посидеть, пару часов поговорить. А после этого выйти на сцену — и начать «летать». Мне всегда было интересно, что он им такое говорил? Я понимаю, что в «Триптихе» такой гигантский замысел, поскольку жизнь человеческая проходит от литературного анекдота до трагедии. Может быть, он об этом говорил. Фоменковские артисты должны быть всегда готовы к любым экспериментам. У нас сейчас «Сон в летнюю ночь» Ваня Поповски делает с очень мощной компанией. Это одна из самых успешных пьес мирового репертуара. Очень интересно, куда они забредут в этом шекспировском лесу? Когда я сижу у себя в кабинете, мне иногда сложно работать, потому что громкость звуков, которые раздаются за стенкой в репетиционном зале, порой зашкаливает. И меня все время подмывает туда к ним заглянуть, потому что это уже какие-то нечеловеческие звуки.
— То наследие, которое оставил Петр Фоменко, те спектакли, которые он поставил, они еще идут на сцене, — как долго их можно будет сохранять?
— Это самый страшный вопрос. Мы, конечно, будем все фоменковские спектакли держать, сколько сможем. Мы все-таки восстановили «Безумную из Шайо», может быть, что-то еще вернется. Но все равно они когда-то уйдут. Я не знаю когда, потому что на всех на них ходит зритель. Для нас большая проблема то, что у нас 34 спектакля в репертуаре, и даже при наших четырех сценах они слишком редко идут. Мы постоянно на эту тему дискутируем, но никакого решения нет. Может быть, мы будем потихоньку по одному названию убирать. Это одна из двух наших проблем. Вторая проблема — то, что нас много, 53 человека, и не удается всех равномерно загрузить. Это две мои самые большие головные боли: очень большой репертуар и очень много очень хороших артистов. Я очень радуюсь, когда есть гастроли. И кто-нибудь в Вятке играет, а жизнь в Москве продолжается. Тогда театр задействован по полной. Но так же всегда не будет. Я слышал, что в театре у Образцова в эпоху расцвета было фактически две труппы: пока одна собирала для государства валюту и покоряла весь мир, вторая активно жила в Москве. Но это уже крайность.
— Можно ли тогда говорить о каких-то преимуществах, которые есть именно в эту эпоху у таких театров, как «Театр.doc» или «Практика», которые малочисленны и мобильны, в том числе в своей реакции на переменчивые настроения публики?
— Я думаю, что единого рецепта нет. Мы со своими проблемами разберемся, поскольку наш театр организован конкретно одним человеком, здесь работают на восемьдесят процентов его ученики. Я бесконечно уважаю «Театр.doc» и театр «Практика». Я снимаю перед ними шляпу, но у них свой путь, а у нас несколько другой. Тем не менее, когда мы захотели поставить Вырыпаева (пьесу «Летние осы кусают нас даже в ноябре». — «Эксперт»), мы поставили его за 42 репетиции. Мы нашли режиссера не в России, а в Норвегии, потому что в России люди не знали, как это делать. А Сигрид Стрем Рейбо, выпускница ГИТИСа, не побоялась взяться за эту пьесу. И у нее получилось, это успешный спектакль. Я уверен, что мы не должны отказываться от традиции репертуарного театра. Может быть, их не должно быть так много. Но должно быть как можно больше открытых площадок, потому что не всем так повезло, как «женовачам», «фоменкам» или «додинцам». Это какие-то особые ситуации. Люди должны сходиться и быстро расходиться. Я уверен, что каждый район Москвы должен иметь открытую сцену. В Москве 12 миллионов живет: должно быть 50 или 60 открытых сцен. Как может быть иначе? Я даже этого не понимаю. У нас к антрепризе приклеили ярлык, что это бульварные пьесы и только. Конечно, есть такие антрепризы, которые «рубят бабло». Но ведь есть и другие. Независимых театров должно быть много. Таких, как «Театр.doc», по крайней мере штук сто, не меньше. Не может быть один «Театр.doc» на всю Москву! Это какая-то идиотская ситуация. Я имею право так говорить, потому что у меня в этом году будет набор на курс в нашу совместную с Дмитрием Крымовым актерско-режиссерско-сценографическую мастерскую. Он еще не начался, но уже по количеству звонков и числу людей, которые записались на подготовительные курсы, можно судить о том, что мы очень богатая страна, если так много людей хочет заниматься театром, — и зачем им препятствовать? Я чувствую, что все время идет какое-то сокращение финансирования институтов, театров, и понимаю, почему это происходит: потому что такая политическая ситуация. Может, надо сделать все наоборот? Я считаю, что театров должно быть много и у них должны быть абсолютно разные организационные системы. Не только репертуарные театры. И не наоборот: все репертуарные театры задушить и отправить всех в свободное плавание. Это не очень правильно.
—Кто эти люди, которые идут сейчас учиться театральному делу?
— Вы знаете, они ведь все Дон Кихоты. Они соглашаются почти на нищету. Потому что какие дивиденды может принести драматический театр? Мне кажется, они идут, потому что именно такая форма существования, форма их бытия им наиболее близка: они хотят познавать мир через театр. Можно познавать мир через науку, через путешествия, через бизнес, а они хотят через театр. А у нас все сокращается количество мест, часов, нагрузок. Их становится все меньше и меньше. Я думаю, мы досокращаемся в конце концов. И тогда будет очень обидно.
— Как вы оцениваете шансы тех, кто только учится режиссерскому ремеслу, на то, что они смогут реализовать свой творческий потенциал?
— Я всем всегда говорю, что в Англии 95 процентов безработицы среди артистов, а в Америке — 98. Сколько у нас, не знаю, потому что у нас безработица скрытая. Я всех пытаюсь отговорить: честно и упорно. Сколько лет я занимаюсь педагогической деятельностью, столько любого пытаюсь отговорить. Я кричу, топаю ногами, рассказываю всякие страшные случаи. Но я счастлив, что у меня это очень редко получается. Предугадать успех, карьеру в этом деле нереально. Единственное, что я абсолютно точно знаю: любой выпускной курс в ГИТИСе — это готовый театр: любой курс Кудряшова, любой курс Хейфеца, любой курс Женовача, любой наш с Димой Крымовым курс, все со своим репертуаром. У нашего курса, который в этом году выпускается, к маю будет 15 спектаклей. Разве это плохо? Там есть очень много вещей, которые редко ставятся. Но ребята эти, к сожалению, разбегутся. И дальше начнется сплошная лотерея. Я верю, что тот театр, который у нас есть, когда-нибудь придет к конкурсной системе. Не только среди артистов, но и среди руководства тоже — в первую очередь. Потому что сложнее всех режиссерам. Артисты, ладно, в сериалы пойдут сниматься. А вот режиссеры — куда им, бедным? Каждый год их заканчивает всего шесть человек, и, поверьте, они все готовы к работе. Их судьба меня очень и очень волнует. Сейчас у нас нет условий для конкуренции. Во всем мире давно есть система конкурсов, и условный главный режиссер должен заключать контракт на три или пять лет. И если кто-то молодой будет сильнее, то, по идее, должен занять его место.
— Вы верите в объективность этих конкурсов?
— Не верю. Но другой системы быть не может. Хорошо же, что Юхананов встал во главе «Электротеатра», это был первый или второй конкурс. Разве это плохо?
«Эксперт», 7.03.2015
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993