«Театральный мир замер в ожидании нового героя»
Худрук «Мастерской Фоменко» Евгений Каменькович о речных баржах, мате на сцене и микрорайонных театрах
Театр «Мастерская Фоменко», едва родившись в 1993 году из курса Петра Фоменко в ГИТИСе, стал важной точкой на московской театральной карте. Именно с них — а точнее — с постановки по пьесе «Таня-Таня» в начале 90-х и начался тот самый «новый», говорящий о современности российский театр, которым гордятся и о котором спорят критика и зрители. С тех пор «Мастерская» с равным успехом работала с современными и классическими текстами, с драматургией и литературой. МОСЛЕНТА поговорила с худруком «Мастерской Фоменко» Евгением Каменьковичем о месте театра в городе и о роли города в театральном процессе.
— Вы ведь не сразу поселились на улице Тараса Шевченко, где мы с вами разговариваем?
В самом начале пути, когда «Мастерская Фоменко» только организовалась и представляла из себя лишь штатное расписание с несколькими десятками ставок, нас приютил Дом актера. Благодаря усилиям Маргариты Эскиной, великого директора этой институции и дочери не менее великого директора ЦДА Александра Эскина, нам отвели комнатку — кажется, 10 или 12 квадратных метров. У этого помещения было неоспоримое достоинство — там был кран с водой; раньше там размещалась медсестра. Когда надо было провести собрание, эта комната начинала трещать по швам. Там же еще сидела дирекция, бухгалтерия.
Поэтому мы и Дому актера, и самому Арбату с его атмосферой до сих пор признательны и верны: условий не было никаких, но дух места был замечательный. И мы в каком-то смысле забрали его с собой, когда переехали на Кутузовский проспект, в бывший кинотеатр «Киев». Арбат — он же прекрасен и ужасен одновременно: когда немноголюден — это лучшее место в мире, когда там толпы — начинаешь сходить с ума.
Интересно, что «женовачи» (то есть основанный Сергеем Женовачом театр «Студия театрального искусства») в первые годы своего существования полностью повторили наш путь — пока им не построили здание, они квартировали в Доме актера.
Ну а появились на свет мы в ГИТИСе. И вот как раз ГИТИС занимает лучшее место в городе среди театральных школ в мире. Нет, и «Щука», и «Щепка», и Школа-cтудия МХАТ — все на своих прекрасных местах. Но ГИТИС умудрился быть близким к двум московским важным точкам — и к Арбату, и к Тверской.
— В пьесе «Таня-Таня» Ольги Мухиной рай находится в Бибирево. А у вашего театра есть в городе место, где рай?
Вы знаете, Фоменко обожал Замоскворечье. Уж не знаю, что там у него было — любовь или просто молодость, но рассказы об этом месте были обязательным пунктом программы. «Ребята, вы были на такой-то улице и в таком-то переулке?» — «Конечно были, Петр Наумович». — «А я вам рассказывал про то-то и про то-то?» — «Нет, Петр Наумович, не рассказывали, расскажите!» И в сотый раз слушали историю про Замоскворечье, где они бражничали, может быть, или просто гуляли. И в сотый раз не надоедало.
— Ну хорошо, а то место, в котором ваш театр живет сейчас, — оно хоть как-то этот рай напоминает? Когда вы поселились здесь, тут царствовал кутузовский ампир, теперь тут еще и небоскребы Сити, и Третье кольцо…
У нас театр так расположен, что с реки видно его шесть этажей, а со стороны улицы — один. А на нашу автостоянку, рядом с театром, люди постоянно приходят фотографироваться. И всегда встают в кадр таким образом, чтобы туда попадали одновременно и «Мастерская Фоменко», и небоскребы Сити — московский Манхэттен. Знаете, меня это поражает. Я каждый день начинаю с того, что читаю, что пишут о театре в соцсетях. И три четверти записей — это фотографии с этим ракурсом и подписью: «Я в Мастерской Фоменко“.
Тут есть еще важный для меня географический элемент: река. Каждый год, когда она замерзает, на ней появляются рыбаки — четыре, пять, шесть безумных людей. И вот в этот момент я ничего не могу с собой поделать, каждый раз испытываю сильное желание перейти по льду в сторону Сити. Я боюсь провалиться — но рыбаки-то не боятся! У нас здесь есть Третье кольцо, мост Багратион“ — и я мечтаю, чтобы был еще третий мостик, маленький, пешеходный. Туда, на тот берег.
А вот летом река нам дарит некоторые неудобства. Летом по ней плавают кораблики. А на них — свадьбы, корпоративы, пиршества. И музыка — на полную громкость. У нас стены толстые, но звук все равно проходит. Представляете: у нас важная, напряженная сцена, тишина — и вдруг с улицы лай-лай! ла-ла-ла!“.
— Злитесь на реку?
Что вы! Я мечтаю, что когда-нибудь к нам будут зрители прибывать по воде. К тому же, знаете, нам совершенно негде хранить декорации — во многом потому, что нам не хватает мужества снимать спектакли с репертуара. Мы всего за всю свою жизнь поставили 51 спектакль, из них в репертуаре сейчас 36. Я вот думаю, что можно было бы нанять баржу и устроить там Водную Сцену. А заодно и складские помещения появились бы… (смеется).
А что? Департамент культуры очень хочет, чтобы театры приезжали в спальные районы. Если бы у нас была такая специальная баржа, мы могли бы приплывать на ней.
А если серьезно, то у нас как раз недавно Евгений Цыганов поставил пьесу Ольги Мухиной Олимпия“. В ней рассказывается о жизни москвичей зажиточных и москвичей попроще. И там есть сильный образ реки. Вот можно было бы…
Нет, мы реку любим. Знаете, у нас есть традиция даже: если страсти закипели (ну, театр, вы же понимаете, разное бывает), сбегал к реке, подышал — возвращаешься человеком.
— Кстати, об окраинах: никогда не хотели сделать спектакль-на-местности? Поставить Таню-Таню“ где-нибудь в Бибирево?
Вы понимаете, тут надо различать. Все, что сделано в этих стенах, должно в этих стенах и играться: важен и дух места, и наличие нужного светового оборудования, например. Если ты выбираешь пространство, где нет нужной акустики, нужной игры света и тени — ты просто покажешь полуфабрикат. Тут важно не путать жанры: уличный, площадной театр — это древний, если не сказать древнейший, жанр; если в нем работать, то делать это надо с соблюдением его законов. Или, скажем, театр фронтовых бригад — они могли играть где угодно, но ведь и у них существовали свои программы, специально приспособленные. Когда я учился в ГИТИСе, мы выезжали на БАМ, к золотодобытчикам и якутским охотникам — играли где угодно. Но театр — он зовет к себе домой. Если ты эту атмосферу создать не можешь — тогда зачем твой театр нужен?
— Именно ваш театр воспринимается зрителями как театр-храм и театр-дом, остров тепла
— Вот уж не знаю насчет островов и храмов. Знаете, вообще, любой, кто занимается театром, совершает бескорыстный поступок. Известен афоризм Оскара Уайльда, что искусство всегда бесполезно. В смысле, ни денег, ни бизнеса на этом не сделаешь. Часто приходится слышать: вон, актер N пошел в антрепризу, чтобы деньги заколачивать. На самом деле, даже в антрепризу часто известные актеры идут, чтобы просто поиграть — на сцене. Не каждый может быть членом труппы Мастерской Фоменко“…
Мы, следуя заветам Фоменко, стараемся не относиться к себе серьезно. Думаю, что такая репутация — во многом следствие заданного им стандарта, установки на очень качественный литературный и драматургический материал. Я ужасно переживаю, с каким огромным трудом приживается у нас в театре современная драматургия. Но это еще раз говорит нам о том, что у нас очень, очень высокие — может быть, даже завышенные — требования. Мы читаем все, что выходит из-под пера нынешних драматургов, но… время, когда в нашем театре будет много современной драматургии, настанет, кажется, еще очень нескоро. Не знаю, хорошо это или плохо. Но зато слова, которые вы будете слышать с трех сцен, всегда будут яркими и вкусными. И это наследие нашего мастера. Фоменко был живой, грешный и настоящий человек, обожал поэзию Баркова и Заветные сказки“, но вот чего он никогда не делал — он не ругался матом.
— То есть не впускал в театр язык улицы?
Ну нет, почему же! Если произведение того требовало… Фоменко часто говорил, что первые 15 минут пьесы Владимира Сорокина Достоевский трип“ — когда говорят о писателях, как о наркотиках, и о наркотиках, как о писателях, — самое смешное, что есть в современной русской литературе. И я с группой молодежи взялся за постановку, получили от Сорокина разрешение убрать весь мат, вычистили 90 процентов, оставив самое сущностное — и не пошло. Не у меня, у артистов. Я эту пьесу однажды поставлю — обязательно.
— А вот в Театре имени Ермоловой вы поставили пьесу Язычники“ Анны Яблонской, где батюшку посылают на три буквы…
Да, и считаю, что это один из важнейших текстов сегодня: недаром эта пьеса сейчас идет по всей стране. Но и в ней я оставил мат ровно там, где он нужен — чтобы если персонаж произносит такое слово, то было видно, как его корежит.
— А театр должен быть эталоном языка для своей аудитории или, наоборот — слушать речь в контексте наличной реальности?
Вы прям хотите сразу рецепт: как должно быть. Нет рецептов. Вот Театр.doc, который первым поставил Язычников“, играет эту пьесу с полным набором слов. Ну а мы нет. У каждого свой путь. У каждого театра есть свой внутренний счет. Мы в Мастерской“ выросли в определенной традиции и мы очень хотим, чтобы эти традиции развивалась, а мы не стояли бы на месте. И если завтра появится новый Вампилов, то мы его почувствуем и обязательно его поставим, что бы и о ком бы он ни написал. Весь театральный мир, как мне кажется, сейчас замер в ожидании нового героя. Нет никаких языковых запретов, догм, законов — а те, что есть, глубоко бессмысленны и искусственны.
— А откуда вообще может взяться этот язык? Откуда берутся драматурги? Их родит только фестиваль Любимовка“?
— Нет, конечно, не только Любимовка“. Хотя именно на этом фестивале в начале 90-х мы впервые услышали нашу пьесу-талисман Таня-Таня“. Я бы сказал, что их родит русская земля. И так называемая провинция — в первую очередь. Я вообще преклоняюсь перед людьми, которые занимаются театром в регионах. Потому что Москва в смысле театра — просто отдельная страна.
— То есть?
Если вы обратите внимание, то в московском метро вечером можно увидеть довольно много людей с театральными программками. Столько же, сколько в Берлине или Париже. Но только плохо, что театры в нашем городе сверхцентрализованы — за пределами Третьего кольца в этом смысле жизнь становится сильно тише. Театров в районах должно быть в 10 раз больше.
— Вы верите в это?
— У нас 88 театров городского подчинения, плюс девять федеральных. А москвичей сколько? 14 миллионов. Получается не так уж много. Очень мало, если точнее. Любая открытая сцена, дай ей хорошего руководителя, способна придать району изрядное бурление. И никаких выездных спектаклей показывать не придется — будет все свое.
— Существовал проект Вперед, Москвич“ — документальный проект о АЗЛК, бывшие сотрудники которого сейчас населяют район Текстильщиков. В этой постановке были инсценированы рассказы заводчан о комбинате и о своей жизни на его фоне. Постановка игралась прямо в одном из полуподвальных клубных помещений. Она прожила очень недолго и, прямо скажем, не прогремела.
— Не могу судить, я ее не видел. Но если уж мы говорим о стратегии работы в районах, то нужно сначала жителям показать что-то, ради чего им вообще захочется выйти из дома и отправиться в театр. А потом уже знакомить с последними достижениями. Атака авангардом без предварительной подготовки всегда чревата провалом.
— А вы сами как-то работаете с населением своего микрорайона?
— Ну, вы знаете, и не только с ним. У нас есть замечательный директор, Андрей Воробьев, и он очень о многом подумал еще до того, как это стало принято повсеместно. У нас есть пандусы для инвалидов и планшеты с субтитрами для слабослышащих. Большая часть репертуара оттитрована и переведена на английский язык. Это делает нас привлекательными для гостей города. И большую роль играет то, что мы являемся одним из мест обязательного посещения для тех, кто приезжает в Москву — наряду с Большим и МХТ. Мы плотно представлены в интернете и соцсетях, но при этом практически не тратимся на рекламу. Этот факт начинает меня напрягать — я понимаю, что со временем нам придется все-таки взяться за это дело.
— Хотите новую аудиторию? Или у вас есть постоянная, которой вы дорожите?
— Знаете, однажды мы на фестивале Любимовка“ услышали пьесу Ивана Вырыпаева Летние осы кусают нас даже в ноябре“. Мы ее поставили — и заметили, как к нам начали ходить люди, которых мы прежде в нашем театре не видели. Они пришли на Вырыпаева и остались в театре, стали ходить и на другие спектакли. Постановка идет очень успешно, но еще больший успех — то, что мы приросли новой публикой. Похожий эффект был, наверное, в начале 90-х, когда в Драматический театр имени Станиславского пришел со своими постановками Петр Мамонов.
— Многие тогда говорили, что из-за панков и неформалов из театра, наоборот, ушла верная, консервативная публика.
Ой, у нас тоже была такая история. Замечательный Олег Глушков поставил у нас спектакль Моряки и шлюхи“. И наша дирекция считает, что мы таким образом потеряли чуть ли не третью часть своей аудитории. Ту, для которой неприемлемо слово шлюхи“. А это, как мы его называем, философический балет“ — нежное, трепетное и, в общем, целомудренное произведение. Вы так и напишите, пожалуйста!
— Вы ведь не сразу поселились на улице Тараса Шевченко, где мы с вами разговариваем?
В самом начале пути, когда «Мастерская Фоменко» только организовалась и представляла из себя лишь штатное расписание с несколькими десятками ставок, нас приютил Дом актера. Благодаря усилиям Маргариты Эскиной, великого директора этой институции и дочери не менее великого директора ЦДА Александра Эскина, нам отвели комнатку — кажется, 10 или 12 квадратных метров. У этого помещения было неоспоримое достоинство — там был кран с водой; раньше там размещалась медсестра. Когда надо было провести собрание, эта комната начинала трещать по швам. Там же еще сидела дирекция, бухгалтерия.
Поэтому мы и Дому актера, и самому Арбату с его атмосферой до сих пор признательны и верны: условий не было никаких, но дух места был замечательный. И мы в каком-то смысле забрали его с собой, когда переехали на Кутузовский проспект, в бывший кинотеатр «Киев». Арбат — он же прекрасен и ужасен одновременно: когда немноголюден — это лучшее место в мире, когда там толпы — начинаешь сходить с ума.
Интересно, что «женовачи» (то есть основанный Сергеем Женовачом театр «Студия театрального искусства») в первые годы своего существования полностью повторили наш путь — пока им не построили здание, они квартировали в Доме актера.
Ну а появились на свет мы в ГИТИСе. И вот как раз ГИТИС занимает лучшее место в городе среди театральных школ в мире. Нет, и «Щука», и «Щепка», и Школа-cтудия МХАТ — все на своих прекрасных местах. Но ГИТИС умудрился быть близким к двум московским важным точкам — и к Арбату, и к Тверской.
— В пьесе «Таня-Таня» Ольги Мухиной рай находится в Бибирево. А у вашего театра есть в городе место, где рай?
Вы знаете, Фоменко обожал Замоскворечье. Уж не знаю, что там у него было — любовь или просто молодость, но рассказы об этом месте были обязательным пунктом программы. «Ребята, вы были на такой-то улице и в таком-то переулке?» — «Конечно были, Петр Наумович». — «А я вам рассказывал про то-то и про то-то?» — «Нет, Петр Наумович, не рассказывали, расскажите!» И в сотый раз слушали историю про Замоскворечье, где они бражничали, может быть, или просто гуляли. И в сотый раз не надоедало.
— Ну хорошо, а то место, в котором ваш театр живет сейчас, — оно хоть как-то этот рай напоминает? Когда вы поселились здесь, тут царствовал кутузовский ампир, теперь тут еще и небоскребы Сити, и Третье кольцо…
У нас театр так расположен, что с реки видно его шесть этажей, а со стороны улицы — один. А на нашу автостоянку, рядом с театром, люди постоянно приходят фотографироваться. И всегда встают в кадр таким образом, чтобы туда попадали одновременно и «Мастерская Фоменко», и небоскребы Сити — московский Манхэттен. Знаете, меня это поражает. Я каждый день начинаю с того, что читаю, что пишут о театре в соцсетях. И три четверти записей — это фотографии с этим ракурсом и подписью: «Я в Мастерской Фоменко“.
Тут есть еще важный для меня географический элемент: река. Каждый год, когда она замерзает, на ней появляются рыбаки — четыре, пять, шесть безумных людей. И вот в этот момент я ничего не могу с собой поделать, каждый раз испытываю сильное желание перейти по льду в сторону Сити. Я боюсь провалиться — но рыбаки-то не боятся! У нас здесь есть Третье кольцо, мост Багратион“ — и я мечтаю, чтобы был еще третий мостик, маленький, пешеходный. Туда, на тот берег.
А вот летом река нам дарит некоторые неудобства. Летом по ней плавают кораблики. А на них — свадьбы, корпоративы, пиршества. И музыка — на полную громкость. У нас стены толстые, но звук все равно проходит. Представляете: у нас важная, напряженная сцена, тишина — и вдруг с улицы лай-лай! ла-ла-ла!“.
— Злитесь на реку?
Что вы! Я мечтаю, что когда-нибудь к нам будут зрители прибывать по воде. К тому же, знаете, нам совершенно негде хранить декорации — во многом потому, что нам не хватает мужества снимать спектакли с репертуара. Мы всего за всю свою жизнь поставили 51 спектакль, из них в репертуаре сейчас 36. Я вот думаю, что можно было бы нанять баржу и устроить там Водную Сцену. А заодно и складские помещения появились бы… (смеется).
А что? Департамент культуры очень хочет, чтобы театры приезжали в спальные районы. Если бы у нас была такая специальная баржа, мы могли бы приплывать на ней.
А если серьезно, то у нас как раз недавно Евгений Цыганов поставил пьесу Ольги Мухиной Олимпия“. В ней рассказывается о жизни москвичей зажиточных и москвичей попроще. И там есть сильный образ реки. Вот можно было бы…
Нет, мы реку любим. Знаете, у нас есть традиция даже: если страсти закипели (ну, театр, вы же понимаете, разное бывает), сбегал к реке, подышал — возвращаешься человеком.
— Кстати, об окраинах: никогда не хотели сделать спектакль-на-местности? Поставить Таню-Таню“ где-нибудь в Бибирево?
Вы понимаете, тут надо различать. Все, что сделано в этих стенах, должно в этих стенах и играться: важен и дух места, и наличие нужного светового оборудования, например. Если ты выбираешь пространство, где нет нужной акустики, нужной игры света и тени — ты просто покажешь полуфабрикат. Тут важно не путать жанры: уличный, площадной театр — это древний, если не сказать древнейший, жанр; если в нем работать, то делать это надо с соблюдением его законов. Или, скажем, театр фронтовых бригад — они могли играть где угодно, но ведь и у них существовали свои программы, специально приспособленные. Когда я учился в ГИТИСе, мы выезжали на БАМ, к золотодобытчикам и якутским охотникам — играли где угодно. Но театр — он зовет к себе домой. Если ты эту атмосферу создать не можешь — тогда зачем твой театр нужен?
— Именно ваш театр воспринимается зрителями как театр-храм и театр-дом, остров тепла
— Вот уж не знаю насчет островов и храмов. Знаете, вообще, любой, кто занимается театром, совершает бескорыстный поступок. Известен афоризм Оскара Уайльда, что искусство всегда бесполезно. В смысле, ни денег, ни бизнеса на этом не сделаешь. Часто приходится слышать: вон, актер N пошел в антрепризу, чтобы деньги заколачивать. На самом деле, даже в антрепризу часто известные актеры идут, чтобы просто поиграть — на сцене. Не каждый может быть членом труппы Мастерской Фоменко“…
Мы, следуя заветам Фоменко, стараемся не относиться к себе серьезно. Думаю, что такая репутация — во многом следствие заданного им стандарта, установки на очень качественный литературный и драматургический материал. Я ужасно переживаю, с каким огромным трудом приживается у нас в театре современная драматургия. Но это еще раз говорит нам о том, что у нас очень, очень высокие — может быть, даже завышенные — требования. Мы читаем все, что выходит из-под пера нынешних драматургов, но… время, когда в нашем театре будет много современной драматургии, настанет, кажется, еще очень нескоро. Не знаю, хорошо это или плохо. Но зато слова, которые вы будете слышать с трех сцен, всегда будут яркими и вкусными. И это наследие нашего мастера. Фоменко был живой, грешный и настоящий человек, обожал поэзию Баркова и Заветные сказки“, но вот чего он никогда не делал — он не ругался матом.
— То есть не впускал в театр язык улицы?
Ну нет, почему же! Если произведение того требовало… Фоменко часто говорил, что первые 15 минут пьесы Владимира Сорокина Достоевский трип“ — когда говорят о писателях, как о наркотиках, и о наркотиках, как о писателях, — самое смешное, что есть в современной русской литературе. И я с группой молодежи взялся за постановку, получили от Сорокина разрешение убрать весь мат, вычистили 90 процентов, оставив самое сущностное — и не пошло. Не у меня, у артистов. Я эту пьесу однажды поставлю — обязательно.
— А вот в Театре имени Ермоловой вы поставили пьесу Язычники“ Анны Яблонской, где батюшку посылают на три буквы…
Да, и считаю, что это один из важнейших текстов сегодня: недаром эта пьеса сейчас идет по всей стране. Но и в ней я оставил мат ровно там, где он нужен — чтобы если персонаж произносит такое слово, то было видно, как его корежит.
— А театр должен быть эталоном языка для своей аудитории или, наоборот — слушать речь в контексте наличной реальности?
Вы прям хотите сразу рецепт: как должно быть. Нет рецептов. Вот Театр.doc, который первым поставил Язычников“, играет эту пьесу с полным набором слов. Ну а мы нет. У каждого свой путь. У каждого театра есть свой внутренний счет. Мы в Мастерской“ выросли в определенной традиции и мы очень хотим, чтобы эти традиции развивалась, а мы не стояли бы на месте. И если завтра появится новый Вампилов, то мы его почувствуем и обязательно его поставим, что бы и о ком бы он ни написал. Весь театральный мир, как мне кажется, сейчас замер в ожидании нового героя. Нет никаких языковых запретов, догм, законов — а те, что есть, глубоко бессмысленны и искусственны.
— А откуда вообще может взяться этот язык? Откуда берутся драматурги? Их родит только фестиваль Любимовка“?
— Нет, конечно, не только Любимовка“. Хотя именно на этом фестивале в начале 90-х мы впервые услышали нашу пьесу-талисман Таня-Таня“. Я бы сказал, что их родит русская земля. И так называемая провинция — в первую очередь. Я вообще преклоняюсь перед людьми, которые занимаются театром в регионах. Потому что Москва в смысле театра — просто отдельная страна.
— То есть?
Если вы обратите внимание, то в московском метро вечером можно увидеть довольно много людей с театральными программками. Столько же, сколько в Берлине или Париже. Но только плохо, что театры в нашем городе сверхцентрализованы — за пределами Третьего кольца в этом смысле жизнь становится сильно тише. Театров в районах должно быть в 10 раз больше.
— Вы верите в это?
— У нас 88 театров городского подчинения, плюс девять федеральных. А москвичей сколько? 14 миллионов. Получается не так уж много. Очень мало, если точнее. Любая открытая сцена, дай ей хорошего руководителя, способна придать району изрядное бурление. И никаких выездных спектаклей показывать не придется — будет все свое.
— Существовал проект Вперед, Москвич“ — документальный проект о АЗЛК, бывшие сотрудники которого сейчас населяют район Текстильщиков. В этой постановке были инсценированы рассказы заводчан о комбинате и о своей жизни на его фоне. Постановка игралась прямо в одном из полуподвальных клубных помещений. Она прожила очень недолго и, прямо скажем, не прогремела.
— Не могу судить, я ее не видел. Но если уж мы говорим о стратегии работы в районах, то нужно сначала жителям показать что-то, ради чего им вообще захочется выйти из дома и отправиться в театр. А потом уже знакомить с последними достижениями. Атака авангардом без предварительной подготовки всегда чревата провалом.
— А вы сами как-то работаете с населением своего микрорайона?
— Ну, вы знаете, и не только с ним. У нас есть замечательный директор, Андрей Воробьев, и он очень о многом подумал еще до того, как это стало принято повсеместно. У нас есть пандусы для инвалидов и планшеты с субтитрами для слабослышащих. Большая часть репертуара оттитрована и переведена на английский язык. Это делает нас привлекательными для гостей города. И большую роль играет то, что мы являемся одним из мест обязательного посещения для тех, кто приезжает в Москву — наряду с Большим и МХТ. Мы плотно представлены в интернете и соцсетях, но при этом практически не тратимся на рекламу. Этот факт начинает меня напрягать — я понимаю, что со временем нам придется все-таки взяться за это дело.
— Хотите новую аудиторию? Или у вас есть постоянная, которой вы дорожите?
— Знаете, однажды мы на фестивале Любимовка“ услышали пьесу Ивана Вырыпаева Летние осы кусают нас даже в ноябре“. Мы ее поставили — и заметили, как к нам начали ходить люди, которых мы прежде в нашем театре не видели. Они пришли на Вырыпаева и остались в театре, стали ходить и на другие спектакли. Постановка идет очень успешно, но еще больший успех — то, что мы приросли новой публикой. Похожий эффект был, наверное, в начале 90-х, когда в Драматический театр имени Станиславского пришел со своими постановками Петр Мамонов.
— Многие тогда говорили, что из-за панков и неформалов из театра, наоборот, ушла верная, консервативная публика.
Ой, у нас тоже была такая история. Замечательный Олег Глушков поставил у нас спектакль Моряки и шлюхи“. И наша дирекция считает, что мы таким образом потеряли чуть ли не третью часть своей аудитории. Ту, для которой неприемлемо слово шлюхи“. А это, как мы его называем, философический балет“ — нежное, трепетное и, в общем, целомудренное произведение. Вы так и напишите, пожалуйста!
Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993