Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе
«Седьмой подвиг Геракла» в «Мастерской Петра Фоменко».
В Театре «Мастерская П. Н. Фоменко» состоялась премьера спектакля «Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Михаила Рощина, написанной 57 лет назад. Поставил спектакль художественный руководитель театра Евгений Каменькович.
Глава первая. Геракл. Миф. Древняя Греция.
Могущественный герой Геракл, сын Зевса и Алкмены, благополучно жил в Фивах в окружении любящей жены и детей. Но однажды коварная Гера наслала на него безумие. Не понимая, что он делает, Геракл убил своих детей. За это страшное преступление Аполлон приказал герою поступить в услужение к трусливому царю Эврисфею и выполнить двенадцать его заданий. Геракл их выполнил, прославив этими подвигами свое имя в веках.
Согласно Псевдо-Аполлодору пятым подвигом Геракла стала очистка конюшен царя Элиды Авгия (у Псевдо-Гигина и Диодора это шестой подвиг, у Авсония и Сервия — седьмой). Хозяйственное подразделение царя почему-то принято называть конюшнями, хотя на самом деле там содержались быки и коровы. Поэтому справедливости ради будем в дальнейшем называть их скотным двором или хлевом.
Могущественный отец Авгия бог Гелиос подарил сынку невероятные богатства, в том числе огромное стадо, состоящее из трехсот быков с белоснежными ногами и двухсот красных быков. Главным украшением стада считались двенадцать белых быков. Одно животное обладало невероятной красотой, которую сравнивали с сиянием звезды. Коров же в стаде было в десять раз больше. Ежегодно стадо давало щедрый приплод. Авгий обожал своих быков, и у него даже появилась идея-фикс: он постоянно пытался их сосчитать, но сбивался. И при этом мало обращал внимание на поддержание чистоты в скотном дворе. В результате он стал буквально утопать в навозе, но никто не брался за титаническую работу по его очистке. Неприятный запах распространился по всему греческому полуострову. Почувствовал его и Эврисфей, который, желая унизить Геракла, отправил его заниматься санитарной обработкой скотного двора.
Геракл отказаться не мог, но решил на этом подвиге немного заработать, предложив Авгию «бизнес-план»: если он сделает эту нелегкую и грязную работу за один день, должен получить в качестве вознаграждения десятую долю многочисленного стада. Авгий согласился, поскольку посчитал, что один человек такую работу сделать не в состоянии. Геракл обладал не только огромной силой, но и умом. Он за одну ночь сломал ограду скотного двора и выкопал глубокий канал. По этому каналу из рек Алфея и Пенея хлынула вода и смыла весь навоз. Жадный Авгий заявил, что это нечестно. И что вместо Геракла «поработала» вода. Поэтому он отказался выдать герою награду за подвиг.
Глава вторая. Геракл. Пьеса. XX век.
В 1963 году тридцатилетний литератор Михаил Рощин, почувствовав ростки свободомыслия в стране, написал невероятную даже для того оттепельного времени пьесу «Седьмой подвиг Геракла», принесшую автору известность в советском театральном мире. Но в другом мире партийно-бюрократическом она была признана антисоветской и запрещена. Слава Богу, к тому времени прошло уже 10 лет со дня смерти лучшего друга всех писателей, и поэтому Рощина не посадили. Но пьеса ходила в самиздате. Известный критик Марина Давыдова писала: «Где именно расположены авгиевы конюшни и правит богиня лжи Ата, понимали даже школяры».
На полке пьеса пролежала 25 лет. Ее поставил в Театре «Современник-2» Михаил Ефремов только в 1988 году, вдохновившись духом перестройки. Спектакль, по словам режиссера, «был очень критический, там царю Авгию вешали на грудь разноцветные квадратики, как Брежневу – медали». Наверное, партийные и советские начальники терпели такое, скрипя зубами.
В самом деле, в пьесе выносился приговор не только бюрократической системе государства, но и всему обществу. Процитирую лишь два фрагмента пьесы.
«ГЕРАКЛ. Люди помирают: от старости, от ран, от болезней, от чего хочешь. Но еще никто не умер от стыда, от стыда, понял? Зачем боги послали меня сюда? На каждом шагу встречаются те, что срослись с Атой. Срослись! Если ударить мечом, разрубить, пойдет кровь. Всюду Ложь. И к ней привыкли. Открой им глаза — они ослепнут. Сними с них ярмо — у них ничего не останется Я готов драться, я могу разнести Элиду в клочья, но толку-то? Прок-то будет ли?»
Один из главных персонажей пьесы Ата богиня лжи и обмана, антагонист Геракла, пытающегося вразумить жителей Элиды и направить их на благие дела.
«АТА. Им не нужно ничего. Да, они живут плохо, они невежественны, трусливы, глупы, но их это не тяготит. Обслуживая скотов, они сами стали скотами. Больше того. Скоты, за которыми они ухаживают, гораздо капризнее, требовательнее, чище и гораздо лучше знают себе цену, чем эти люди. Ты хочешь напомнить им, что они люди? Зачем? Ты сделаешь их несчастнее, только и всего. Они станут желать, а где они возьмут то, чего станут желать? Оставь их! Есть еще чудовища, львы, гидры — для твоей силы и страсти хватит подвигов. Но зачем переделывать людей? Это пустое занятие. И неблагодарное. Ты прав, они срослись со мной но, значит, их это устраивает. Пусть не всех. Но многих. Большинство. Слава Элиде!»
(Оба монолога цитируются по тексту сценической редакции театра «Мастерская П. Н. Фоменко»)
Как понимает читатель, пьеса и в конце 80-х не особо ласкала слух власть предержащих. Но время было такое, что им приходилось терпеть. Терпели недолго Театр-студия «Современник-2» вскоре перестала существовать.
Глава третья. Геракл. Театр. XXI век.
Спустя 32 года после спектакля Михаила Ефремова пьесу в «Мастерской П. Н. Фоменко» решил поставить её худрук Евгений Каменькович и вовлек в свою затею представителей среднего и молодого поколения «фоменок».
Наверное, в наши дни, когда практически обо всем можно говорить открыто, эзопов язык пьесы кому-то может показаться архаизмом. Но режиссер вместе с художником-сценографом Марией Митрофановой, художником по костюмам Марией Боровской, автором стихотворных текстов и музыки к песням Германом Бескедовым и другими соавторами спектакля нашли какой-то очень точный, яркий театральный язык и способ актерского существования, благодаря чему их масштабное площадное зрелище смотрится и слушается с большим вниманием и интересом. И уже упомянутый эзопов язык лишь подогревает этот интерес.
Выразительно сценографическое решение. Его доминантой становится стадо разноцветных красных и белых, как в мифе симпатичных толстеньких резиновых надувных бычков, рядами расставленных на сцене. Ближе к финалу спектакля их поголовье достигнет невероятных масштабов, и сцена будет буквально утопать в увесистых тушках. Периодически стадо будет пополняться более крупными особями, в том числе огромным позолоченным быком, который тоже фигурирует в мифе.
Важная сценическая деталь громадное сооружение, сделанное из белых металлических прутьев и напоминающее то ли неприступную стену, то ли уменьшенную копию Кносского лабиринта, сквозь узкие ходы которого многие герои будут пробираться к месту основного действия. В финале эта стена сыграет решающую роль в победе справедливого дела Геракла над силами зла.
Начнется спектакль лукавой и немного брутальной песней менестреля, которая введет зрителей в курс дела и станет своеобразным предуведомлением к основному действу. А потом мы увидим стоящий на постаменте памятник герою, белоснежное одеяние которого и знание того, чем ему предстоит заняться, вызовет ассоциации с известным грубоватым пассажем. Геракл проснется, разомнет свои мускулы, и маховик действия начнет стремительно раскручиваться, увлекая зрителей необычным остроумным сюжетом, ярко выписанными характерами многочисленных персонажей и очень интересными актерскими работами.
Персонажей и связных с ними сюжетных коллизий в этом спектакле, как и в пьесе, действительно, очень много. Настолько много, что ты поначалу немного теряешься и порой даже начинаешь путать действующих лиц. Здесь сплелись судьбы не только главных героев, но и самых разных жителей Элиды. Правит бал здесь первый после Авгия человек в Элиде, «серый кардинал» Периклимен, всеми силами пытающейся ублажить царя, ежедневно предоставляя ему статистическую информацию о росте поголовья бычков. Брат этого царедворца по имени Нестор типичный представитель «гнилой интеллигенции» беззаветно воюет с антинародным режимом и становится мозговым центром борьбы Геракла против супостатов. Фигурируют здесь известный герой Тезей, его жена бывшая царица амазонок, а также гетера Мелита, царедворцы, оппозиционеры, надзиратели, скотники, воины, рабы. И у каждого из них свой особый характер, своя история, своя линия поведения.
Главная интрига состоит в нравственном противостоянии упрямо желающего совершить свой седьмой подвиг Геракла и царя Авгия, понимающего, что чистка его скотного двора может привести к утрате стабильности и другим непредсказуемым бедам его царства и, главное к возможному сокращению стада столь любимых им бычков. Практически во все дела вмешивается коварная Ата, то и дело пытающаяся сбить с пути истинного и героев, и простых граждан и всячески склоняющая их ко лжи. Например, рассказывает Гераклу и Авгию страшную притчу о том, что некий юноша отправился разыскивать Истину. Он долго скитался и, наконец, нашел убежище Истины в каком-то мрачном подземелье. Он спускается туда и видит: во тьме, в зловонии, среди жаб и змей, приковано к стене цепями омерзительное, лохматое, жалкое чудовище
«АТА. (декламирует) И юноша бедный, упав, безутешно заплакал. Ведь было доподлинно истиной жалкое чудище. Подняв на неё свои очи, от слез потускневшие, Несчастный, дрожа, вопрошал обессиленным голосом: Как возвратиться мне к людям, согретым надеждою?! Как я посмею сказать им, чему был свидетелем?! Как принесу я им весть об уродливой истине?! И чудище молвило так герою в ответ: А ты, говорит, солги…
АВГИЙ. (сочувственно). Вот так вот, дорогой мой Геракл Вот так вот »
(Текст цитируется в сценической редакции театра «Мастерская П. Н. Фоменко»).
Увы, в одной небольшой заметке невозможно упомянуть всех занятых в спектакле артистов «Мастерской П. Фоменко». Все они очень хороши и как солисты, и как участники спаянного, сбалансированного ансамбля. Отмечу лишь некоторых. Типичного приближенного к трону прихлебателя играет Иван Вакуленко. Его Периклимен сметлив, подобострастен и всегда чувствует, куда ветер дует. Молодой артист вряд ли близко сталкивался в своей жизни с разного рода функционерами, но очень точно сыграл узнаваемый в свое время образ профессионального комсомольского работника. Симпатичен его брат Нестор (Пётр Алексеенко) долговязый, худой как щепка, очкастый, упрямый диссидент, напомнивший Знайку из известной сказки о маленьких человечках. Величественна и строптива бывшая царица амазонок Антиопа (Екатерина Смирнова) красавица-жена Тезея, отчаянно ревнующая его к каждой встречной и поперечной и постоянно уличающая любимого народом героя во вранье. Важен, немногословен, солиден, но слабохарактерен и как будто совсем не злобив Авгий Алексея Колубкова. Иногда кажется, что он даже сочувствует Гераклу и всячески пытается отговорить его от опрометчивого поступка, который может навредить государству.
Умны и прекраснодушны Тезей и Геракл. Они импозантны, авантажны и даже монументальны, как и подобает героям. Но немного озабочены, т.к. это почетное звание обязывает их постоянно думать о благе людей и необходимости совершать ради этого разнообразные подвиги. Красавец с идеальным торсом Тезей (Амбарцум Кабанян), правда, не сразу соглашается помогать Гераклу в реализации его проекта, ибо всецело поглощен «женским вопросом» и ревностью жены. Геракл Никиты Тюнина благороден, отважен и решителен, но удручен увиденным в Элиде. Кроме того он находится в какой-то прострации, путая фразы, иногда не понимая где находится. Порой даже возникает подозрение, что он до сих пор не очухался от проклятия злой Геры. Кстати, нельзя не отметить, что Геракл в спектакле вовсе не корыстолюбив, как его мифический прообраз, и вовсе не требует от Авгия никакой мзды.
Изумительно хороша Мария Большова в роли Аты, щеголяющей в потрясающих костюмах и порой прыгающей по сцене на ходулях-джамперах. Такая лукавая красавица способна охмурить любого человека и внушить ему свои мерзкие мысли о торжестве лжи над правдой. Даже сам Геракл иногда надевает солнцезащитные очки, стараясь таким образом скрыться от ее зловещих и сладостных чар. Ему это удаётся, и он-таки совершает свой седьмой подвиг. Расстроенная Ата временно отступит. Но все понимают, что с ней надо держать ухо востро: она обязательно появится вновь и продолжит, сияя лучезарной улыбкой, искушать простых людей, царей и героев.
Сыгранный в вихревом темпоритме, изумительно мизанценированный спектакль «Мастерской П. Н. Фоменко» при всем его драйве, молодой удали и иронии актеров вызывает невеселые мысли. И ты невольно вспоминаешь шекспировские строчки: «Я зеркало поставлю перед вами, где вы себя увидите насквозь». Надеюсь, кто-то увидел. И что-то понял.
В финале белая стена, символизируя живительный поток рек Алфея и Пенея, очистит авгиев хлев от нечистот и сметет со сцены красно-белое поголовье крупного рогатого скота Элиды. А ликующие жители под бурные аплодисменты зрителей станцуют загадочный танец под дивные звуки Les Indes Galantes Жана-Филиппа Рамо. Они молоды и красивы. Они нынешние, из XXI века. Им еще предстоит вычистить немало авгиевых скотных дворов, но уже самим, без Геракла. Чтобы про их страну не говорили, что она пахнет навозом. А про них самих что они стали скотами.
Источник: Ревизор.ru
Глава первая. Геракл. Миф. Древняя Греция.
Могущественный герой Геракл, сын Зевса и Алкмены, благополучно жил в Фивах в окружении любящей жены и детей. Но однажды коварная Гера наслала на него безумие. Не понимая, что он делает, Геракл убил своих детей. За это страшное преступление Аполлон приказал герою поступить в услужение к трусливому царю Эврисфею и выполнить двенадцать его заданий. Геракл их выполнил, прославив этими подвигами свое имя в веках.
Согласно Псевдо-Аполлодору пятым подвигом Геракла стала очистка конюшен царя Элиды Авгия (у Псевдо-Гигина и Диодора это шестой подвиг, у Авсония и Сервия — седьмой). Хозяйственное подразделение царя почему-то принято называть конюшнями, хотя на самом деле там содержались быки и коровы. Поэтому справедливости ради будем в дальнейшем называть их скотным двором или хлевом.
Могущественный отец Авгия бог Гелиос подарил сынку невероятные богатства, в том числе огромное стадо, состоящее из трехсот быков с белоснежными ногами и двухсот красных быков. Главным украшением стада считались двенадцать белых быков. Одно животное обладало невероятной красотой, которую сравнивали с сиянием звезды. Коров же в стаде было в десять раз больше. Ежегодно стадо давало щедрый приплод. Авгий обожал своих быков, и у него даже появилась идея-фикс: он постоянно пытался их сосчитать, но сбивался. И при этом мало обращал внимание на поддержание чистоты в скотном дворе. В результате он стал буквально утопать в навозе, но никто не брался за титаническую работу по его очистке. Неприятный запах распространился по всему греческому полуострову. Почувствовал его и Эврисфей, который, желая унизить Геракла, отправил его заниматься санитарной обработкой скотного двора.
Геракл отказаться не мог, но решил на этом подвиге немного заработать, предложив Авгию «бизнес-план»: если он сделает эту нелегкую и грязную работу за один день, должен получить в качестве вознаграждения десятую долю многочисленного стада. Авгий согласился, поскольку посчитал, что один человек такую работу сделать не в состоянии. Геракл обладал не только огромной силой, но и умом. Он за одну ночь сломал ограду скотного двора и выкопал глубокий канал. По этому каналу из рек Алфея и Пенея хлынула вода и смыла весь навоз. Жадный Авгий заявил, что это нечестно. И что вместо Геракла «поработала» вода. Поэтому он отказался выдать герою награду за подвиг.
Глава вторая. Геракл. Пьеса. XX век.
В 1963 году тридцатилетний литератор Михаил Рощин, почувствовав ростки свободомыслия в стране, написал невероятную даже для того оттепельного времени пьесу «Седьмой подвиг Геракла», принесшую автору известность в советском театральном мире. Но в другом мире партийно-бюрократическом она была признана антисоветской и запрещена. Слава Богу, к тому времени прошло уже 10 лет со дня смерти лучшего друга всех писателей, и поэтому Рощина не посадили. Но пьеса ходила в самиздате. Известный критик Марина Давыдова писала: «Где именно расположены авгиевы конюшни и правит богиня лжи Ата, понимали даже школяры».
На полке пьеса пролежала 25 лет. Ее поставил в Театре «Современник-2» Михаил Ефремов только в 1988 году, вдохновившись духом перестройки. Спектакль, по словам режиссера, «был очень критический, там царю Авгию вешали на грудь разноцветные квадратики, как Брежневу – медали». Наверное, партийные и советские начальники терпели такое, скрипя зубами.
В самом деле, в пьесе выносился приговор не только бюрократической системе государства, но и всему обществу. Процитирую лишь два фрагмента пьесы.
«ГЕРАКЛ. Люди помирают: от старости, от ран, от болезней, от чего хочешь. Но еще никто не умер от стыда, от стыда, понял? Зачем боги послали меня сюда? На каждом шагу встречаются те, что срослись с Атой. Срослись! Если ударить мечом, разрубить, пойдет кровь. Всюду Ложь. И к ней привыкли. Открой им глаза — они ослепнут. Сними с них ярмо — у них ничего не останется Я готов драться, я могу разнести Элиду в клочья, но толку-то? Прок-то будет ли?»
Один из главных персонажей пьесы Ата богиня лжи и обмана, антагонист Геракла, пытающегося вразумить жителей Элиды и направить их на благие дела.
«АТА. Им не нужно ничего. Да, они живут плохо, они невежественны, трусливы, глупы, но их это не тяготит. Обслуживая скотов, они сами стали скотами. Больше того. Скоты, за которыми они ухаживают, гораздо капризнее, требовательнее, чище и гораздо лучше знают себе цену, чем эти люди. Ты хочешь напомнить им, что они люди? Зачем? Ты сделаешь их несчастнее, только и всего. Они станут желать, а где они возьмут то, чего станут желать? Оставь их! Есть еще чудовища, львы, гидры — для твоей силы и страсти хватит подвигов. Но зачем переделывать людей? Это пустое занятие. И неблагодарное. Ты прав, они срослись со мной но, значит, их это устраивает. Пусть не всех. Но многих. Большинство. Слава Элиде!»
(Оба монолога цитируются по тексту сценической редакции театра «Мастерская П. Н. Фоменко»)
Как понимает читатель, пьеса и в конце 80-х не особо ласкала слух власть предержащих. Но время было такое, что им приходилось терпеть. Терпели недолго Театр-студия «Современник-2» вскоре перестала существовать.
Глава третья. Геракл. Театр. XXI век.
Спустя 32 года после спектакля Михаила Ефремова пьесу в «Мастерской П. Н. Фоменко» решил поставить её худрук Евгений Каменькович и вовлек в свою затею представителей среднего и молодого поколения «фоменок».
Наверное, в наши дни, когда практически обо всем можно говорить открыто, эзопов язык пьесы кому-то может показаться архаизмом. Но режиссер вместе с художником-сценографом Марией Митрофановой, художником по костюмам Марией Боровской, автором стихотворных текстов и музыки к песням Германом Бескедовым и другими соавторами спектакля нашли какой-то очень точный, яркий театральный язык и способ актерского существования, благодаря чему их масштабное площадное зрелище смотрится и слушается с большим вниманием и интересом. И уже упомянутый эзопов язык лишь подогревает этот интерес.
Выразительно сценографическое решение. Его доминантой становится стадо разноцветных красных и белых, как в мифе симпатичных толстеньких резиновых надувных бычков, рядами расставленных на сцене. Ближе к финалу спектакля их поголовье достигнет невероятных масштабов, и сцена будет буквально утопать в увесистых тушках. Периодически стадо будет пополняться более крупными особями, в том числе огромным позолоченным быком, который тоже фигурирует в мифе.
Важная сценическая деталь громадное сооружение, сделанное из белых металлических прутьев и напоминающее то ли неприступную стену, то ли уменьшенную копию Кносского лабиринта, сквозь узкие ходы которого многие герои будут пробираться к месту основного действия. В финале эта стена сыграет решающую роль в победе справедливого дела Геракла над силами зла.
Начнется спектакль лукавой и немного брутальной песней менестреля, которая введет зрителей в курс дела и станет своеобразным предуведомлением к основному действу. А потом мы увидим стоящий на постаменте памятник герою, белоснежное одеяние которого и знание того, чем ему предстоит заняться, вызовет ассоциации с известным грубоватым пассажем. Геракл проснется, разомнет свои мускулы, и маховик действия начнет стремительно раскручиваться, увлекая зрителей необычным остроумным сюжетом, ярко выписанными характерами многочисленных персонажей и очень интересными актерскими работами.
Персонажей и связных с ними сюжетных коллизий в этом спектакле, как и в пьесе, действительно, очень много. Настолько много, что ты поначалу немного теряешься и порой даже начинаешь путать действующих лиц. Здесь сплелись судьбы не только главных героев, но и самых разных жителей Элиды. Правит бал здесь первый после Авгия человек в Элиде, «серый кардинал» Периклимен, всеми силами пытающейся ублажить царя, ежедневно предоставляя ему статистическую информацию о росте поголовья бычков. Брат этого царедворца по имени Нестор типичный представитель «гнилой интеллигенции» беззаветно воюет с антинародным режимом и становится мозговым центром борьбы Геракла против супостатов. Фигурируют здесь известный герой Тезей, его жена бывшая царица амазонок, а также гетера Мелита, царедворцы, оппозиционеры, надзиратели, скотники, воины, рабы. И у каждого из них свой особый характер, своя история, своя линия поведения.
Главная интрига состоит в нравственном противостоянии упрямо желающего совершить свой седьмой подвиг Геракла и царя Авгия, понимающего, что чистка его скотного двора может привести к утрате стабильности и другим непредсказуемым бедам его царства и, главное к возможному сокращению стада столь любимых им бычков. Практически во все дела вмешивается коварная Ата, то и дело пытающаяся сбить с пути истинного и героев, и простых граждан и всячески склоняющая их ко лжи. Например, рассказывает Гераклу и Авгию страшную притчу о том, что некий юноша отправился разыскивать Истину. Он долго скитался и, наконец, нашел убежище Истины в каком-то мрачном подземелье. Он спускается туда и видит: во тьме, в зловонии, среди жаб и змей, приковано к стене цепями омерзительное, лохматое, жалкое чудовище
«АТА. (декламирует) И юноша бедный, упав, безутешно заплакал. Ведь было доподлинно истиной жалкое чудище. Подняв на неё свои очи, от слез потускневшие, Несчастный, дрожа, вопрошал обессиленным голосом: Как возвратиться мне к людям, согретым надеждою?! Как я посмею сказать им, чему был свидетелем?! Как принесу я им весть об уродливой истине?! И чудище молвило так герою в ответ: А ты, говорит, солги…
АВГИЙ. (сочувственно). Вот так вот, дорогой мой Геракл Вот так вот »
(Текст цитируется в сценической редакции театра «Мастерская П. Н. Фоменко»).
Увы, в одной небольшой заметке невозможно упомянуть всех занятых в спектакле артистов «Мастерской П. Фоменко». Все они очень хороши и как солисты, и как участники спаянного, сбалансированного ансамбля. Отмечу лишь некоторых. Типичного приближенного к трону прихлебателя играет Иван Вакуленко. Его Периклимен сметлив, подобострастен и всегда чувствует, куда ветер дует. Молодой артист вряд ли близко сталкивался в своей жизни с разного рода функционерами, но очень точно сыграл узнаваемый в свое время образ профессионального комсомольского работника. Симпатичен его брат Нестор (Пётр Алексеенко) долговязый, худой как щепка, очкастый, упрямый диссидент, напомнивший Знайку из известной сказки о маленьких человечках. Величественна и строптива бывшая царица амазонок Антиопа (Екатерина Смирнова) красавица-жена Тезея, отчаянно ревнующая его к каждой встречной и поперечной и постоянно уличающая любимого народом героя во вранье. Важен, немногословен, солиден, но слабохарактерен и как будто совсем не злобив Авгий Алексея Колубкова. Иногда кажется, что он даже сочувствует Гераклу и всячески пытается отговорить его от опрометчивого поступка, который может навредить государству.
Умны и прекраснодушны Тезей и Геракл. Они импозантны, авантажны и даже монументальны, как и подобает героям. Но немного озабочены, т.к. это почетное звание обязывает их постоянно думать о благе людей и необходимости совершать ради этого разнообразные подвиги. Красавец с идеальным торсом Тезей (Амбарцум Кабанян), правда, не сразу соглашается помогать Гераклу в реализации его проекта, ибо всецело поглощен «женским вопросом» и ревностью жены. Геракл Никиты Тюнина благороден, отважен и решителен, но удручен увиденным в Элиде. Кроме того он находится в какой-то прострации, путая фразы, иногда не понимая где находится. Порой даже возникает подозрение, что он до сих пор не очухался от проклятия злой Геры. Кстати, нельзя не отметить, что Геракл в спектакле вовсе не корыстолюбив, как его мифический прообраз, и вовсе не требует от Авгия никакой мзды.
Изумительно хороша Мария Большова в роли Аты, щеголяющей в потрясающих костюмах и порой прыгающей по сцене на ходулях-джамперах. Такая лукавая красавица способна охмурить любого человека и внушить ему свои мерзкие мысли о торжестве лжи над правдой. Даже сам Геракл иногда надевает солнцезащитные очки, стараясь таким образом скрыться от ее зловещих и сладостных чар. Ему это удаётся, и он-таки совершает свой седьмой подвиг. Расстроенная Ата временно отступит. Но все понимают, что с ней надо держать ухо востро: она обязательно появится вновь и продолжит, сияя лучезарной улыбкой, искушать простых людей, царей и героев.
Сыгранный в вихревом темпоритме, изумительно мизанценированный спектакль «Мастерской П. Н. Фоменко» при всем его драйве, молодой удали и иронии актеров вызывает невеселые мысли. И ты невольно вспоминаешь шекспировские строчки: «Я зеркало поставлю перед вами, где вы себя увидите насквозь». Надеюсь, кто-то увидел. И что-то понял.
В финале белая стена, символизируя живительный поток рек Алфея и Пенея, очистит авгиев хлев от нечистот и сметет со сцены красно-белое поголовье крупного рогатого скота Элиды. А ликующие жители под бурные аплодисменты зрителей станцуют загадочный танец под дивные звуки Les Indes Galantes Жана-Филиппа Рамо. Они молоды и красивы. Они нынешние, из XXI века. Им еще предстоит вычистить немало авгиевых скотных дворов, но уже самим, без Геракла. Чтобы про их страну не говорили, что она пахнет навозом. А про них самих что они стали скотами.
Источник: Ревизор.ru
Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993