Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»
Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» рассказал «Культуре» о том, как «Мастерская» возвращается к работе и какие премьеры ждут зрителей в новом сезоне.
— Ваша постановка «Выбрать троих» в формате Zoom стала событием во время карантина. Как вы придумали такое необычное решение?
— Если вы заметили, у нас нигде не стоит слово «спектакль», потому что мы просто хотели представить пьесу. Ее появление — заслуга питерских драматургов и критиков, которые придумали фестиваль «Корона-драма», предложив авторам написать короткие пьесы на тему коронавируса, эпидемии, изоляции. Прочитав семь страниц текста, которые написал Дмитрий Данилов, я спросил, будет ли он дописывать пьесу (при этом у меня не было никаких конкретных планов). И он вдруг очень быстро ее доделал. А решение пьесы есть в ней самой. Только у автора три локации, а у нас пять, поскольку артисты были разбросаны по всей стране. То, что мы сделали, технически весьма несовершенно, но для нас важно, ведь это история про всех нас сейчас. А поскольку наш театр практически никогда такими сиюминутными вещами не занимался, для нас это был еще и очень интересный опыт.
Мы с удовольствием посмотрели, как эту пьесу сделали в Новокузнецке и в Воронеже. Там роль бабушки замечательно играли немолодые актрисы. У нас в театре нет бабушек, поэтому Вера Строкова «играла в бабушку». Не умаляю ничьих заслуг, но мне показалось, в том, что делала Вера, была какая-то хорошая театральность. Надо сказать, что Евгений Водолазкин тоже написал пьесу про ситуацию во время карантина. Мы ее читали, но решили, что две злободневные пьесы не потянем.
— Как «Мастерская Фоменко» возвращается к работе после карантина? С каких премьер начнется сезон? Слышала, что в конце марта были прогоны «Молли Суини» в постановке Ивана Поповски.
— Да, было несколько прогонов. Ужасно жалко, что премьера не состоялась! Иван Поповски нашел замечательного хорватского художника Свена Йонке. То, что он придумал, по-моему, божественно прекрасно. Когда эта проклятая зараза нас настигла, мы даже не смогли позвать на прогон всех сотрудников театра (у нас работает 350 человек)! Успели сыграть два прогона, приглашая по 50 человек и рассаживая их в шахматном порядке. Поэтому наш новый сезон мы начнем в конце сентября — начале октября, надеюсь, сразу двумя премьерами. Во-первых, «Молли Суини» Брайана Фрила, где занята очень крутая банда: Юрий Буторин, Анатолий Горячев и Полина Кутепова. И еще «Шахерезада. Сказки 1001 ночи», которую репетирует Полина Агуреева. Она наконец-то решила поставить спектакль — я семь лет этого ждал.
В «Сказках 1001 ночи» заняты артисты разных возрастов. Вместе с Полиной над спектаклем работают Федор Малышев, ее верный соратник, а также художники Маша Митрофанова и Женя Панфилова. И не было бы счастья, да несчастье помогло: Полина будет репетировать на большой сцене целых два месяца. Такое было только когда Петр Наумович Фоменко выпускал в новом здании «Бесприданницу». А еще осенью будет блок репетиций Дмитрия Крымова.
Конечно, всем пришлось непросто: государственные театры вынуждены были заморозить все театральное производство, чтобы платить зарплату сотрудникам. Спасибо Департаменту культуры, который нам помогает, иначе вообще была бы катастрофа.
— Вы не раз говорили: вот бы настала пауза в непрерывном театральном процессе, и мы смогли бы уехать куда-то, порепетировать…
— Да, это мечта Петра Наумовича. Он обычно говорил: а давайте умыкнемся и целый месяц играть не будем. Память подсказывает, что больше всего Фома хотел умыкнуться для репетиций «Пер Гюнта» — гигантская вещь, в полном объеме практически неподъемная. Иван Поповски все время думает про «Пер Гюнта». Может быть, мы когда-нибудь и решимся. У нас вообще тяга, по крайней мере теоретическая, к большим вещам. Но шутки в сторону, посмотрим, как сложится ситуация.
Сейчас перед нами примитивная задача — просто выжить. Я надеюсь, что рассадку в шахматном порядке все-таки отменят, а если нет, эксплуатация спектаклей, по-моему, будет просто экономически невыгодна. Но это, к сожалению, надо принять, и я с содроганием жду открытия сезона.
— А что планируете поставить вы?
— Не буду говорить наперед, но, может быть, мы в августе параллельно с репетициями «Шахерезады» начнем еще одну большую работу. А сейчас заканчиваем не работу даже, а эскиз. Решили попробовать прочитать неоконченную пьесу Арсения Фарятьева «Королевство кривых». Там много мыслей, как мне кажется, очень важных. В конце этого странного сезона планируем показать нашу пробу в онлайне.
— Трансляции спектаклей в интернете сейчас собирают рекордное количество просмотров. В зал никогда не поместится столько зрителей. Как вы считаете, театры будут продолжать интернет-проекты?
— Несмотря на мою нелюбовь к «компьютерному театру», вынужден признать, что, например, техническая запись спектакля «Горбунов и Горчаков», которую театр «Современник» показал к юбилею Бродского, собрала 65 тысяч просмотров. Точных цифр других просмотров не помню, но поскольку не верю, что крупный репертуарный театр может, скажем так, равномерно обеспечить всех актеров работой, мне кажется, что драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами. Хотя надеюсь, это будет только побочная деятельность.
— Как пандемия повлияла на обучение актеров и режиссеров студентов в ГИТИСе?
— Больше всего мне жаль выпускников этого года! На режиссерском факультете выпустили замечательный курс Леонида Хейфеца, и я, как патриот своего факультета, в ужасе. Понятно ведь, что никакой театр никого не может взять. Не знаю, что с ними будет!
А в институте, где у нас с Дмитрием Анатольевичем Крымовым первый курс, мы занимались дистанционно по Zoom, который я ненавижу больше всего в жизни. Как с горечью сказал Крымов, по Zoom нельзя молчать. Но я восхищаюсь своими студентами. Мы с актерами и режиссерами с марта до середины мая занимались дистанционно. А когда ГИТИС отпустил студентов на каникулы, мы продолжили зумзанятия. По требованию самих же ребят. И группа художников Крымова тоже. Главное, чтобы это не стало традицией, потому что для творческих вузов это не есть хорошо.
А недавно режиссеры-выпускники предыдущего, пятого курса впервые в мире дистанционно защитили дипломы. Председателем комиссии был Алексей Бородин, ее членами — Виктор Рыжаков и Сергей Пускепалис. Я скрежетал зубами и нервничал, но все прошло достойно.
— В этом году будут набирать актерско-режиссерский курс?
— В этом году ГИТИС сломают, сметут, потому что курс набирает Юрий Бутусов! После предварительного отбора, который шел в Сети, Бутусов пропустил 500 человек, из них отобрал 100, сейчас идет второй поток, на очереди третий. У меня полное ощущение, что вся страна хочет учиться только у Бутусова. Среди студентов режиссерского факультета он самый популярный режиссер, ему все подражают. Это его первый опыт, он собрал команду очень молодых педагогов, и я верю, что Юра изобретет какой-то свой путь в педагогике.
— В ГИТИСе ежегодно выпускают по несколько актерских курсов. Почему именно курс Фоменко, набранный в 1988 году, стал театром?
— Почему-то так сошлись звезды, что на том курсе все получалось у всех. Понятно, что это был курс Фоменко, одним из педагогов был Сергей Женовач, и собралась прекрасная компания студентов. Но главное, это был очень маленький курс. По-моему, когда театральный вуз набирает на курс больше 20 человек — это преступление. Я в этом свято убежден. Скажу больше, уверен, что «Мастерская Фоменко» возникла только потому, что в актерской группе было 9 человек и 6 режиссеров. На всех хватало времени и можно было уделять внимание каждому.
— В театре часто вспоминают Петра Наумовича?
— Мы его вспоминаем все время. Недавно замечательная Ира Зайцева, друг нашего театра, которая работает во Французском культурном центре, обратила внимание, что после онлайн показа «Леса», спектакля, поставленного Петром Наумовичем в «Комеди Франсез» семнадцать лет назад, исполнители ролей Счастливцева и Несчастливцева сказали откровенные и проникновенные до слез слова о Фоменко. По нашей просьбе французы прислали эту запись, ее перевели, Кирилл Пирогов сделал параллельный русский текст, и мы ее выложили.
По каналу «Культура» недавно показывали фильм Вениамина Смехова о Борисе Заборове — художнике, который живет в Париже, друге Петра Наумовича. Там много говорится о Фоменко. Поводы вспомнить есть всегда.
— В нынешнем сезоне вы выпустили премьеру «Седьмого подвига Геракла» Михаила Рощина. Перечитав пьесу перед премьерой, я подумала: для чего ее ставить? Но с первых минут спектакля поняла, что это история про нас. Как вам это удалось?
— Я прочитал «Седьмой подвиг Геракла» много лет назад, когда еще учился у Гончарова. У меня даже сохранился листочек распределения ролей с фамилиями Виторгана-старшего, Аллы Балтер… Я мечтал об этой постановке. В моей жизни было не так много живых драматургов, но какой-то опыт у меня есть. Были люди, которые цеплялись за каждую строчку, не давая ничего изменить. А Рощин, встретившийся мне, когда я только начинал, поразил меня тем, что для него самым главным были не буквы, которые он написал, а тот театр, который из этого получается.
Я сделал две пьесы Рощина и дал себе слово, что поставлю «Седьмой подвиг Геракла». Мне кажется, что эта пьеса сейчас ко времени: любой хороший драматург и писатель — всегда немножко пророк.
— Нынешняя ситуация, к сожалению, оказалась страшнее пророчеств. Как вы думаете, у людей может появиться страх другого человека как источника заразы?
— Я уверен, что уже проявился, хотя к этой ситуации все относятся по-разному. Даже у нас в семье. Я, будь моя воля, не носил бы ничего. Что, конечно, глубоко неправильно. И моя семья очень следит за тем, чтобы я надевал маску и перчатки.
— Сможет ли театр снять этот страх?
— Не знаю. Не люблю заниматься прогнозами… У каждого театра своя стратегия. Некоторые театры, например, проигнорировали активную деятельность в интернете, которую вели остальные, веря, что зрители про них не забудут. И это очень крупные театры, мировые лидеры.
Не знаю, кто прав, но у меня вызывает большое уважение, то, что делаем мы. Анастасия Сергеева (руководитель пресс-службы «Мастерской Фоменко». — «Культура»), которая возглавляет эту деятельность, придумала вместе с коллегами рубрику «Внеклассные чтения», мы показывали спектакли, выложили, хотя это и довольно рискованно, часть «Проб и ошибок», которые не стали спектаклями. Не знаю, нужно это зрителям или нет, но для атмосферы внутри театра это огромный плюс.
— Как вам удается совмещать работу в театре и педагогику?
— Для меня это больной вопрос. Раньше у меня никогда не было таких проблем: только счастье работать и в театре, и в ГИТИСе. Когда я формально был назначен начальником, стало гораздо сложнее. Думаю, у меня сейчас что-то получается только потому, что лучшие театральные педагоги в стране — Наташа и Дима Назаровы — работают в нашей «Мастерской». Если бы не они, мне, наверное, пришлось бы уйти из института. А я дал себе слово, что прощаться со мной будут в ГИТИСе, поскольку я провел там всю свою сознательную жизнь.
— Художественный руководитель театра — человек, обладающий властью. Это осложняет жизнь?
— Да какая власть! У нас в театре совершенно другой принцип. Мне кажется, моя фигура не настолько важна у нас, как, например, фигура директора. Приведу старый пример: если с американским президентом что-то случится, есть 35 человек, готовых занять этот пост. Если я захочу уйти на настоящую пенсию, уверен, что наш театр продолжит развиваться, потому что у нас правильно все заварено…
Наши основоположницы — Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Мадлен Джабраилова, плюс Полина Агуреева — держат в железном кулаке все спектакли, в которых участвуют. А еще есть Иван Поповски, Кирилл Пирогов, Женя Цыганов, Юра Буторин, из молодых Полина Айрапетова, у которой, мне кажется, серьезный режиссерский потенциал. Думаю, театр справится при любых бурях. Сейчас главное пережить пандемию и вернуть зрителя. Честно говоря, я больше вообще ни о чем не думаю. Только представляю себе осень и наш первый спектакль, когда зрители, надеюсь, начнут возвращаться… Как это будет и сколько их будет — это самое главное.
— Собираетесь что-то специально делать, чтобы они пришли в театр?
— Это вы о чем? Мы будем работать так, как работали. Водевили пока ставить не планируем.
Источник: «Культура»
— Ваша постановка «Выбрать троих» в формате Zoom стала событием во время карантина. Как вы придумали такое необычное решение?
— Если вы заметили, у нас нигде не стоит слово «спектакль», потому что мы просто хотели представить пьесу. Ее появление — заслуга питерских драматургов и критиков, которые придумали фестиваль «Корона-драма», предложив авторам написать короткие пьесы на тему коронавируса, эпидемии, изоляции. Прочитав семь страниц текста, которые написал Дмитрий Данилов, я спросил, будет ли он дописывать пьесу (при этом у меня не было никаких конкретных планов). И он вдруг очень быстро ее доделал. А решение пьесы есть в ней самой. Только у автора три локации, а у нас пять, поскольку артисты были разбросаны по всей стране. То, что мы сделали, технически весьма несовершенно, но для нас важно, ведь это история про всех нас сейчас. А поскольку наш театр практически никогда такими сиюминутными вещами не занимался, для нас это был еще и очень интересный опыт.
Мы с удовольствием посмотрели, как эту пьесу сделали в Новокузнецке и в Воронеже. Там роль бабушки замечательно играли немолодые актрисы. У нас в театре нет бабушек, поэтому Вера Строкова «играла в бабушку». Не умаляю ничьих заслуг, но мне показалось, в том, что делала Вера, была какая-то хорошая театральность. Надо сказать, что Евгений Водолазкин тоже написал пьесу про ситуацию во время карантина. Мы ее читали, но решили, что две злободневные пьесы не потянем.
— Как «Мастерская Фоменко» возвращается к работе после карантина? С каких премьер начнется сезон? Слышала, что в конце марта были прогоны «Молли Суини» в постановке Ивана Поповски.
— Да, было несколько прогонов. Ужасно жалко, что премьера не состоялась! Иван Поповски нашел замечательного хорватского художника Свена Йонке. То, что он придумал, по-моему, божественно прекрасно. Когда эта проклятая зараза нас настигла, мы даже не смогли позвать на прогон всех сотрудников театра (у нас работает 350 человек)! Успели сыграть два прогона, приглашая по 50 человек и рассаживая их в шахматном порядке. Поэтому наш новый сезон мы начнем в конце сентября — начале октября, надеюсь, сразу двумя премьерами. Во-первых, «Молли Суини» Брайана Фрила, где занята очень крутая банда: Юрий Буторин, Анатолий Горячев и Полина Кутепова. И еще «Шахерезада. Сказки 1001 ночи», которую репетирует Полина Агуреева. Она наконец-то решила поставить спектакль — я семь лет этого ждал.
В «Сказках 1001 ночи» заняты артисты разных возрастов. Вместе с Полиной над спектаклем работают Федор Малышев, ее верный соратник, а также художники Маша Митрофанова и Женя Панфилова. И не было бы счастья, да несчастье помогло: Полина будет репетировать на большой сцене целых два месяца. Такое было только когда Петр Наумович Фоменко выпускал в новом здании «Бесприданницу». А еще осенью будет блок репетиций Дмитрия Крымова.
Конечно, всем пришлось непросто: государственные театры вынуждены были заморозить все театральное производство, чтобы платить зарплату сотрудникам. Спасибо Департаменту культуры, который нам помогает, иначе вообще была бы катастрофа.
— Вы не раз говорили: вот бы настала пауза в непрерывном театральном процессе, и мы смогли бы уехать куда-то, порепетировать…
— Да, это мечта Петра Наумовича. Он обычно говорил: а давайте умыкнемся и целый месяц играть не будем. Память подсказывает, что больше всего Фома хотел умыкнуться для репетиций «Пер Гюнта» — гигантская вещь, в полном объеме практически неподъемная. Иван Поповски все время думает про «Пер Гюнта». Может быть, мы когда-нибудь и решимся. У нас вообще тяга, по крайней мере теоретическая, к большим вещам. Но шутки в сторону, посмотрим, как сложится ситуация.
Сейчас перед нами примитивная задача — просто выжить. Я надеюсь, что рассадку в шахматном порядке все-таки отменят, а если нет, эксплуатация спектаклей, по-моему, будет просто экономически невыгодна. Но это, к сожалению, надо принять, и я с содроганием жду открытия сезона.
— А что планируете поставить вы?
— Не буду говорить наперед, но, может быть, мы в августе параллельно с репетициями «Шахерезады» начнем еще одну большую работу. А сейчас заканчиваем не работу даже, а эскиз. Решили попробовать прочитать неоконченную пьесу Арсения Фарятьева «Королевство кривых». Там много мыслей, как мне кажется, очень важных. В конце этого странного сезона планируем показать нашу пробу в онлайне.
— Трансляции спектаклей в интернете сейчас собирают рекордное количество просмотров. В зал никогда не поместится столько зрителей. Как вы считаете, театры будут продолжать интернет-проекты?
— Несмотря на мою нелюбовь к «компьютерному театру», вынужден признать, что, например, техническая запись спектакля «Горбунов и Горчаков», которую театр «Современник» показал к юбилею Бродского, собрала 65 тысяч просмотров. Точных цифр других просмотров не помню, но поскольку не верю, что крупный репертуарный театр может, скажем так, равномерно обеспечить всех актеров работой, мне кажется, что драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами. Хотя надеюсь, это будет только побочная деятельность.
— Как пандемия повлияла на обучение актеров и режиссеров студентов в ГИТИСе?
— Больше всего мне жаль выпускников этого года! На режиссерском факультете выпустили замечательный курс Леонида Хейфеца, и я, как патриот своего факультета, в ужасе. Понятно ведь, что никакой театр никого не может взять. Не знаю, что с ними будет!
А в институте, где у нас с Дмитрием Анатольевичем Крымовым первый курс, мы занимались дистанционно по Zoom, который я ненавижу больше всего в жизни. Как с горечью сказал Крымов, по Zoom нельзя молчать. Но я восхищаюсь своими студентами. Мы с актерами и режиссерами с марта до середины мая занимались дистанционно. А когда ГИТИС отпустил студентов на каникулы, мы продолжили зумзанятия. По требованию самих же ребят. И группа художников Крымова тоже. Главное, чтобы это не стало традицией, потому что для творческих вузов это не есть хорошо.
А недавно режиссеры-выпускники предыдущего, пятого курса впервые в мире дистанционно защитили дипломы. Председателем комиссии был Алексей Бородин, ее членами — Виктор Рыжаков и Сергей Пускепалис. Я скрежетал зубами и нервничал, но все прошло достойно.
— В этом году будут набирать актерско-режиссерский курс?
— В этом году ГИТИС сломают, сметут, потому что курс набирает Юрий Бутусов! После предварительного отбора, который шел в Сети, Бутусов пропустил 500 человек, из них отобрал 100, сейчас идет второй поток, на очереди третий. У меня полное ощущение, что вся страна хочет учиться только у Бутусова. Среди студентов режиссерского факультета он самый популярный режиссер, ему все подражают. Это его первый опыт, он собрал команду очень молодых педагогов, и я верю, что Юра изобретет какой-то свой путь в педагогике.
— В ГИТИСе ежегодно выпускают по несколько актерских курсов. Почему именно курс Фоменко, набранный в 1988 году, стал театром?
— Почему-то так сошлись звезды, что на том курсе все получалось у всех. Понятно, что это был курс Фоменко, одним из педагогов был Сергей Женовач, и собралась прекрасная компания студентов. Но главное, это был очень маленький курс. По-моему, когда театральный вуз набирает на курс больше 20 человек — это преступление. Я в этом свято убежден. Скажу больше, уверен, что «Мастерская Фоменко» возникла только потому, что в актерской группе было 9 человек и 6 режиссеров. На всех хватало времени и можно было уделять внимание каждому.
— В театре часто вспоминают Петра Наумовича?
— Мы его вспоминаем все время. Недавно замечательная Ира Зайцева, друг нашего театра, которая работает во Французском культурном центре, обратила внимание, что после онлайн показа «Леса», спектакля, поставленного Петром Наумовичем в «Комеди Франсез» семнадцать лет назад, исполнители ролей Счастливцева и Несчастливцева сказали откровенные и проникновенные до слез слова о Фоменко. По нашей просьбе французы прислали эту запись, ее перевели, Кирилл Пирогов сделал параллельный русский текст, и мы ее выложили.
По каналу «Культура» недавно показывали фильм Вениамина Смехова о Борисе Заборове — художнике, который живет в Париже, друге Петра Наумовича. Там много говорится о Фоменко. Поводы вспомнить есть всегда.
— В нынешнем сезоне вы выпустили премьеру «Седьмого подвига Геракла» Михаила Рощина. Перечитав пьесу перед премьерой, я подумала: для чего ее ставить? Но с первых минут спектакля поняла, что это история про нас. Как вам это удалось?
— Я прочитал «Седьмой подвиг Геракла» много лет назад, когда еще учился у Гончарова. У меня даже сохранился листочек распределения ролей с фамилиями Виторгана-старшего, Аллы Балтер… Я мечтал об этой постановке. В моей жизни было не так много живых драматургов, но какой-то опыт у меня есть. Были люди, которые цеплялись за каждую строчку, не давая ничего изменить. А Рощин, встретившийся мне, когда я только начинал, поразил меня тем, что для него самым главным были не буквы, которые он написал, а тот театр, который из этого получается.
Я сделал две пьесы Рощина и дал себе слово, что поставлю «Седьмой подвиг Геракла». Мне кажется, что эта пьеса сейчас ко времени: любой хороший драматург и писатель — всегда немножко пророк.
— Нынешняя ситуация, к сожалению, оказалась страшнее пророчеств. Как вы думаете, у людей может появиться страх другого человека как источника заразы?
— Я уверен, что уже проявился, хотя к этой ситуации все относятся по-разному. Даже у нас в семье. Я, будь моя воля, не носил бы ничего. Что, конечно, глубоко неправильно. И моя семья очень следит за тем, чтобы я надевал маску и перчатки.
— Сможет ли театр снять этот страх?
— Не знаю. Не люблю заниматься прогнозами… У каждого театра своя стратегия. Некоторые театры, например, проигнорировали активную деятельность в интернете, которую вели остальные, веря, что зрители про них не забудут. И это очень крупные театры, мировые лидеры.
Не знаю, кто прав, но у меня вызывает большое уважение, то, что делаем мы. Анастасия Сергеева (руководитель пресс-службы «Мастерской Фоменко». — «Культура»), которая возглавляет эту деятельность, придумала вместе с коллегами рубрику «Внеклассные чтения», мы показывали спектакли, выложили, хотя это и довольно рискованно, часть «Проб и ошибок», которые не стали спектаклями. Не знаю, нужно это зрителям или нет, но для атмосферы внутри театра это огромный плюс.
— Как вам удается совмещать работу в театре и педагогику?
— Для меня это больной вопрос. Раньше у меня никогда не было таких проблем: только счастье работать и в театре, и в ГИТИСе. Когда я формально был назначен начальником, стало гораздо сложнее. Думаю, у меня сейчас что-то получается только потому, что лучшие театральные педагоги в стране — Наташа и Дима Назаровы — работают в нашей «Мастерской». Если бы не они, мне, наверное, пришлось бы уйти из института. А я дал себе слово, что прощаться со мной будут в ГИТИСе, поскольку я провел там всю свою сознательную жизнь.
— Художественный руководитель театра — человек, обладающий властью. Это осложняет жизнь?
— Да какая власть! У нас в театре совершенно другой принцип. Мне кажется, моя фигура не настолько важна у нас, как, например, фигура директора. Приведу старый пример: если с американским президентом что-то случится, есть 35 человек, готовых занять этот пост. Если я захочу уйти на настоящую пенсию, уверен, что наш театр продолжит развиваться, потому что у нас правильно все заварено…
Наши основоположницы — Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Мадлен Джабраилова, плюс Полина Агуреева — держат в железном кулаке все спектакли, в которых участвуют. А еще есть Иван Поповски, Кирилл Пирогов, Женя Цыганов, Юра Буторин, из молодых Полина Айрапетова, у которой, мне кажется, серьезный режиссерский потенциал. Думаю, театр справится при любых бурях. Сейчас главное пережить пандемию и вернуть зрителя. Честно говоря, я больше вообще ни о чем не думаю. Только представляю себе осень и наш первый спектакль, когда зрители, надеюсь, начнут возвращаться… Как это будет и сколько их будет — это самое главное.
— Собираетесь что-то специально делать, чтобы они пришли в театр?
— Это вы о чем? Мы будем работать так, как работали. Водевили пока ставить не планируем.
Источник: «Культура»
Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993