Боль и радость двадцать третьего года
В феврале этого года в театре «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович поставил спектакль о годе из жизни Германии столетней давности с очень конкретным названием: «Двадцать третий». В основу постановки о весне, лете, осени и зиме 1923 года лёг роман «Черный обелиск» Эриха Марии Ремарка, к творчеству которого режиссёр, известный любовью к переносу на сцену больших прозаических произведений, обратился впервые.
Объёмные романы Ремарка со множеством философских рассуждений и отступлений сложны для постановки. Авторы инсценировки, Юрий Буторин (он же исполняет роль Людвига) и Владимир Топцов (играет Кроля), проделали очень большую работу с текстом романа, сокращая число действующих лиц, перестраивая фразы, перераспределяя реплики между разными героями, встраивая длинные рассуждения Ремарка в речь его персонажей.
Действие спектакля происходит в вымышленном немецком городе Верденбрюке в 1923 году, ровно за 100 лет до настоящего времени и через четыре с половиной года после окончания Первой мировой войны. Спектакль построен кан воспоминание о 1920-х годах, когда главный герой Людвиг был молодым, работал в похоронном бюро и играл на органе для душевнобольных. Строя повествование с оглядкой на прошлое (со времени описываемых событий прошло 33 года, если опираться на дату выхода книги), герой Юрия Буторина выступает рассказчиком и комментатором: он участвует в каждой сцене спектакля, представляет всех героев, делится с залом своими мыслями.
Выбранной форме повествования, похожей на неспешный пересказ романа в лицах соответствует лаконичная условная сценография Александра Боровского, которая будто подчёркивает, насколько уже не важны бытовые детали по прошествии многих лет. Декорации состоят из четырёх широких панелей, по очереди спускающихся с колосников: белой (на которую выводятся значения стремительно растущего курса доллара), чёрной, жёлтой и красной (которые вместе образуют флаг Веймарской республики). Цветные панели сделаны из множества открывающихся створок, которые служат героям окнами, дверями, столами и другими необходимыми для действия вещами. Панели периодически сопровождают лестницы, на которых герои сидят и на которые они встают, произнося речи. На заднике сцены, за панелями, оставлено большое голое чёрное пространство с такой же иногда опускаемой лаконичной высокой конструкцией — чёрным обелиском.
В спектакле нет полутонов, яркие чистые цвета столь же просты и понятны, как и сюжет, как и юношеское отношение к жизни Людвига. Чёрный, красный, жёлтый — цвета скорби, любви и сумасшествия. Так же просто разделена в спектакле и жизнь Людвига. Чёрная панель— главная в жизни героя, не зря на нём чёрная одежда, какую во времена его молодости носил рабочий класс. Чёрный цвет обозначает погребальную контору, где Людвиг служит бухгалтером и художником, заведует рекламой. Красная панель — кабаре «Красная мельница», место бурной радости, забытья и любовных приключений. Жёлтая панель обозначает лечебницу для душевнобольных, где лучше всего получаются философские разговоры. Как и Людвиг, посетители кабаре и жители дома умалишённых одеты в цвета, которые соответствуют их основным местам обитания.
На сайте «Мастерской Петра Фоменко» написано, что «Двадцать третий» — «история о запоздалой молодости». Действительно, кто все эти герои, которые так хотят жить и так стремятся разобраться, как это делать? Это вчерашние школьники, прошедшие через Первую мировую войну, призванные туда ещё невинными мальчишками, а вернувшиеся оттуда молодыми мужчинами, покалеченными физически и морально. Отсюда история, рассказанная в спектакле, — не просто история о запоздалой молодости, но и о запоздалом взрослении.
С чем сталкивается любой человек, взрослея? Конечно, с любовью. «Роман Ремарка посвящён обретению любви», — говорит Юрий Буторин. И добавляет, что герои, которым сразу после школы пришлось уйти на войну, «пропустили в своей юности самое главное, что должно произойти с каждым человеком, — влюблённость». Именно взросление через обретение любви и становится магистральной темой спектакля. И пусть любовь, с которой встречается Людвиг, — любовь несчастливая, болезненная и бесплодная, но от неё невозможно скрыться и без неё просто невозможно представить рост, потому что, проходя через подобные чувства, можно научиться себя понимать и себя выбирать.
Две главные женщины жизни Людвига того периода, о котором он вспоминает в спектакле, — обитательница психиатрической лечебницы Женевьева (или, как она сама себя называет, Изабелла) и акробатка Герда. «Ясная, крепкая, молодая и без всяких фраз»— вот так описывает Герду в романе Ремарк. Именно такой она предстаёт и в спектакле в исполнении Полины Айрапетовой. Впервые зрители видят героиню в момент акробатического выступления, что как будто указывает на то, что этой женщине по плечу не только сложные трюки, но и жизненные трудности. В алом акробатическом трико и в таком же ярком платье, Герда принадлежит миру «Красной мельницы» с простыми радостями жизни. В сумасшедшие 1920-е Герда практична до крайности. Так, героиня Полины Айрапетовой стремится руководствоваться рассудком, а не чувствами, прямо говорит Людвигу, что ей нужен мужчина с деньгами. В одной из сцен, где Герда с Людвигом лежат голыми постели, девушка не стесняется рассуждать о том, какую шубу попросить у ее другого поклонника.
Изабелла — полная противоположность Герде. Героиня, роль которой играет Дарья Коныжева, тонкая, летящая и словно прозрачная. С длинными рыжими волосами, пижаме в жёлтую полоску, Изабелла является воплощением возвышенной любви для Людвига, желать которую физически, в отличие от Герды, нельзя. Изабелла страдает шизофренией, её мозг ослаблен, а речи путаны. Если Герда в основном говорит о еде и деньгах, то Изабелла любит рассуждать об отвлечённых вещах — природе, магии, чувствах. Она часто задаёт вопросы, которые сбивают с толку, пугают и смущают Людвига. Но романтическая душа Людвига тянется к этой во многом дикой и опасной женщине (ведьме, если говорить словами самой Изабеллы), которая в своём умопомрачении будто парит над нищетой, инфляцией, нехваткой еды и другими ежедневными проблемами.
Что роднит Герду с Изабеллой, так это их отношение н Людвигу. Для Герды он ребёнок (достаточно вспомнить, как часто она называет Людвига малышом и младенцем снисходительным тоном), Изабелла вследствие своей болезни вообще принимает его за другого мужчину из своего прошлого. Для Людвига отношения с этими двумя женщинами, конечно же, унизительны. И, несмотря на это, он цепляется за эти влюблённости, пытается их сохранить. Герой Юрия Буторина— это ещё совсем мальчишка, который сомневается, ищет истину, в душе которого много страсти и одновременно страха, и он мечется в попытках научиться жить, допуская ошибки (например. рассказывая Герде об Изабелле). Болезненный разрыв с двумя женщинами, освобождение от них, которое случается помимо воли Людвига, заставляет его начать думать о себе и о своём будущем.
В одной из заключительных сцен, когда Людвиг собирается навсегда покинуть Верденбрюк ради Берлина, Герда говорит, что он стал взрослым. И на вопрос Людвига о том, когда можно считать себя взрослым, отвечает: «Когда начинаешь больше думать о себе, чем о других». Несомненно, именно отношения с другими людьми проверяют человека на прочность, заставляют расти и учат выбирать себя, как бы тяжело и больно это ни было, потому что именно в близких отношениях человек становится наиболее уязвимым. Герда и Изабелла научили Людвига одному важному свойству взрослого человека — умению отпускать тех людей, которым ты не нужен. И умению уходить оттуда, где уже больше ничего не ждёт.
Если посмотреть на других героев спектакля, то можно увидеть, что им, как и Людвигу, не хватает любви (чувственной и душевной) и они точно так же тоскуют по ней. Люди в спектакле страдают не только из-за физического голода вследствие ужасной инфляции, когда приходится менять фарфор на колбасу, а драгоценности — на картофель, но и из-за душевного голода по человеческому теплу.
Взять хотя бы гробовщика Альфреда, которого Александр Моровов изобразил чудаковатым, несуразным — таким, который вряд ли может заинтересовать собой женщину. Альфред настольно изголодался по женским ласкам, что он готов абсолютно на всё (даже отдать запасы драгоценных консервов), только чтобы получить хоть на короткое время «миленькую девушку без предрассудков». Альфреду тоже в какой-то степени приходится повзрослеть и набраться мужества, чтобы перестать бояться реальных женщин и проявить настойчивость для получения желаемого.
Другим примером может послужить Лиза – озабоченная своей красотой и от этого комичная героиня Ксении Кутеповой. Выходя на сцену каждый раз в новом красном платье, она прогуливается от кулисы к кулисе, крутя бедрами и выставляя вперёд грудь. Выйдя замуж во время войны, «чтобы не сдохнуть с голоду», за мясника Вацека (Тагир Рахимов), она загнала себя в ловушку и теперь может только жаловаться на судьбу тягучим надтреснутым голосом. Во взрослом привлекательном теле Лизы живёт маленькая девочка, до сих пор влюблённая в образ мальчика, которым был когда-то Кроль. Не просто так героиня Кутеповой говорит об этом со сцены. Сделав выбор и выйдя замуж за Вацека, Лиза уже не вырвется от него, ей останется только светить фингалами под глазами.
Пока герои разбираются со своими влюблённостями, Германию начинают захлёстывать идеи нарождающегося фашизма. Евгений Каменькович не выносит эту тему на передний план, она только иногда возникает в жизнях героев. Например, когда он показывает ноги дерущихся националистов и посетителей «Красной мельницы». «Война, которую почти все солдаты в 1918 году ненавидели, для тех, что благополучно уцелел, постепенно превратилась в величайшее событие их жизни», — отмечает Ремарк в своём романе и произносит со сцены Юрий Буторин. Очень скоро это «величайшее событие» повторится, а пока героям остаётся только навёрстывать то, что у них было отнято.
В романе и в спектакле встречается фраза «растерзанный день», которая очень точно описывает героев произведений Ремарка. Подобные растерзанные люди оказались зажаты между Первой и Второй мировыми войнами в попытках либо забыться, либо разобраться в происходящем с позиций справедливости, веры и смысла. Всё это читается и в спектакле, однако Юрий Буторин, Владимир Топцов и Евгений Каменькович, работая со сложным и во многом трагичным романом, стараются увидеть и донести до зрителей свет и радость, явно следуя пути Петра Фоменко, который, по словам Юрия Буторина, «всё делал про любовь, не во имя, а вопреки!». В спектакле много живого юмора, несуразностей и противоречий, которые возникают в обычной жизни, когда люди слишком сильно устали от страданий. Так, выставка памятников погребальной конторы «Кроль и сыновья» становится местом для страстных свиданий, потому что за кресты удобно держаться, а проститутки (Фрици в исполнении Александры Кесельман и «Железная лошадь», которую з разных составах играют Екатерина Смирнова и Серафима Огарёва), которым, по сравнению со спектаклем, в романе Ремарка уделено совсем мало внимания, выступают самыми чуткими и добродетельными женщинами в постановке.
Герой Юрия Буторина, переживший уже обе войны, заостряет внимание не на бытовых тяготах из-за инфляции и не на военных травмах своих современников, а на воспоминаниях о людях, которые ему были дороги, о своих и чужих любовных приключениях, нелепых происшествиях, которые одинаково понятны как сто лет назад, так и сейчас. Даже заключительная сцена, когда Людвиг рассказывает о том, что стало с жителями Верденбрюка во время и после Второй мировой войны, кто и как из них погиб, а кто остался жив и смог снова стать счастливым, не выглядит печальной. Герои, сидя на ступенях лестниц, выстроенных в один ряд, машут руками на прощание зрителям, будто говоря, что расстраиваться уже не о чем, всё прошло и давно позабыто.
Романы Ремарка входит в летние школьные списки для чтения, поэтому подростки довольно рано знакомятся с его книгами. Ремарк до сих пор остаётся популярным в нашей стране, хотя в театрах можно найти не так много постановок по его произведениям. Если опустить возрастной ценз «18+», «Двадцать третий» – хороший спектакль, куда родители могут сходить вместе с детьми старшего школьного возраста. Как бы избито это ни звучало, но «Двадцать третий» действительно может многому научить тех, кто только входит во взрослую жизнь. Например, тому, как отпускать людей, с которыми тебе не по пути, как ставить собственную жизнь в приоритет, как не зацикливаться на страшных событиях, а двигаться вперёд, не жалеть себя и не опускать руки, а верить в лучшее.
Как когда-то сказал мрачный рыцарь Фагот, «…кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья». История повторяется, история проходит, но жизнь продолжается. Ведь не просто так первыми после войны в Верденбрюке открылись родильный и сумасшедший дома – сами по себе символы продолжения жизни. После плохого наступает хорошее, а любая боль не вечна и сменяется радостью. И об этом стоит помнить.
Источник: «Театральный журнал», № 3-4, 2023
Объёмные романы Ремарка со множеством философских рассуждений и отступлений сложны для постановки. Авторы инсценировки, Юрий Буторин (он же исполняет роль Людвига) и Владимир Топцов (играет Кроля), проделали очень большую работу с текстом романа, сокращая число действующих лиц, перестраивая фразы, перераспределяя реплики между разными героями, встраивая длинные рассуждения Ремарка в речь его персонажей.
Действие спектакля происходит в вымышленном немецком городе Верденбрюке в 1923 году, ровно за 100 лет до настоящего времени и через четыре с половиной года после окончания Первой мировой войны. Спектакль построен кан воспоминание о 1920-х годах, когда главный герой Людвиг был молодым, работал в похоронном бюро и играл на органе для душевнобольных. Строя повествование с оглядкой на прошлое (со времени описываемых событий прошло 33 года, если опираться на дату выхода книги), герой Юрия Буторина выступает рассказчиком и комментатором: он участвует в каждой сцене спектакля, представляет всех героев, делится с залом своими мыслями.
Выбранной форме повествования, похожей на неспешный пересказ романа в лицах соответствует лаконичная условная сценография Александра Боровского, которая будто подчёркивает, насколько уже не важны бытовые детали по прошествии многих лет. Декорации состоят из четырёх широких панелей, по очереди спускающихся с колосников: белой (на которую выводятся значения стремительно растущего курса доллара), чёрной, жёлтой и красной (которые вместе образуют флаг Веймарской республики). Цветные панели сделаны из множества открывающихся створок, которые служат героям окнами, дверями, столами и другими необходимыми для действия вещами. Панели периодически сопровождают лестницы, на которых герои сидят и на которые они встают, произнося речи. На заднике сцены, за панелями, оставлено большое голое чёрное пространство с такой же иногда опускаемой лаконичной высокой конструкцией — чёрным обелиском.
В спектакле нет полутонов, яркие чистые цвета столь же просты и понятны, как и сюжет, как и юношеское отношение к жизни Людвига. Чёрный, красный, жёлтый — цвета скорби, любви и сумасшествия. Так же просто разделена в спектакле и жизнь Людвига. Чёрная панель— главная в жизни героя, не зря на нём чёрная одежда, какую во времена его молодости носил рабочий класс. Чёрный цвет обозначает погребальную контору, где Людвиг служит бухгалтером и художником, заведует рекламой. Красная панель — кабаре «Красная мельница», место бурной радости, забытья и любовных приключений. Жёлтая панель обозначает лечебницу для душевнобольных, где лучше всего получаются философские разговоры. Как и Людвиг, посетители кабаре и жители дома умалишённых одеты в цвета, которые соответствуют их основным местам обитания.
На сайте «Мастерской Петра Фоменко» написано, что «Двадцать третий» — «история о запоздалой молодости». Действительно, кто все эти герои, которые так хотят жить и так стремятся разобраться, как это делать? Это вчерашние школьники, прошедшие через Первую мировую войну, призванные туда ещё невинными мальчишками, а вернувшиеся оттуда молодыми мужчинами, покалеченными физически и морально. Отсюда история, рассказанная в спектакле, — не просто история о запоздалой молодости, но и о запоздалом взрослении.
С чем сталкивается любой человек, взрослея? Конечно, с любовью. «Роман Ремарка посвящён обретению любви», — говорит Юрий Буторин. И добавляет, что герои, которым сразу после школы пришлось уйти на войну, «пропустили в своей юности самое главное, что должно произойти с каждым человеком, — влюблённость». Именно взросление через обретение любви и становится магистральной темой спектакля. И пусть любовь, с которой встречается Людвиг, — любовь несчастливая, болезненная и бесплодная, но от неё невозможно скрыться и без неё просто невозможно представить рост, потому что, проходя через подобные чувства, можно научиться себя понимать и себя выбирать.
Две главные женщины жизни Людвига того периода, о котором он вспоминает в спектакле, — обитательница психиатрической лечебницы Женевьева (или, как она сама себя называет, Изабелла) и акробатка Герда. «Ясная, крепкая, молодая и без всяких фраз»— вот так описывает Герду в романе Ремарк. Именно такой она предстаёт и в спектакле в исполнении Полины Айрапетовой. Впервые зрители видят героиню в момент акробатического выступления, что как будто указывает на то, что этой женщине по плечу не только сложные трюки, но и жизненные трудности. В алом акробатическом трико и в таком же ярком платье, Герда принадлежит миру «Красной мельницы» с простыми радостями жизни. В сумасшедшие 1920-е Герда практична до крайности. Так, героиня Полины Айрапетовой стремится руководствоваться рассудком, а не чувствами, прямо говорит Людвигу, что ей нужен мужчина с деньгами. В одной из сцен, где Герда с Людвигом лежат голыми постели, девушка не стесняется рассуждать о том, какую шубу попросить у ее другого поклонника.
Изабелла — полная противоположность Герде. Героиня, роль которой играет Дарья Коныжева, тонкая, летящая и словно прозрачная. С длинными рыжими волосами, пижаме в жёлтую полоску, Изабелла является воплощением возвышенной любви для Людвига, желать которую физически, в отличие от Герды, нельзя. Изабелла страдает шизофренией, её мозг ослаблен, а речи путаны. Если Герда в основном говорит о еде и деньгах, то Изабелла любит рассуждать об отвлечённых вещах — природе, магии, чувствах. Она часто задаёт вопросы, которые сбивают с толку, пугают и смущают Людвига. Но романтическая душа Людвига тянется к этой во многом дикой и опасной женщине (ведьме, если говорить словами самой Изабеллы), которая в своём умопомрачении будто парит над нищетой, инфляцией, нехваткой еды и другими ежедневными проблемами.
Что роднит Герду с Изабеллой, так это их отношение н Людвигу. Для Герды он ребёнок (достаточно вспомнить, как часто она называет Людвига малышом и младенцем снисходительным тоном), Изабелла вследствие своей болезни вообще принимает его за другого мужчину из своего прошлого. Для Людвига отношения с этими двумя женщинами, конечно же, унизительны. И, несмотря на это, он цепляется за эти влюблённости, пытается их сохранить. Герой Юрия Буторина— это ещё совсем мальчишка, который сомневается, ищет истину, в душе которого много страсти и одновременно страха, и он мечется в попытках научиться жить, допуская ошибки (например. рассказывая Герде об Изабелле). Болезненный разрыв с двумя женщинами, освобождение от них, которое случается помимо воли Людвига, заставляет его начать думать о себе и о своём будущем.
В одной из заключительных сцен, когда Людвиг собирается навсегда покинуть Верденбрюк ради Берлина, Герда говорит, что он стал взрослым. И на вопрос Людвига о том, когда можно считать себя взрослым, отвечает: «Когда начинаешь больше думать о себе, чем о других». Несомненно, именно отношения с другими людьми проверяют человека на прочность, заставляют расти и учат выбирать себя, как бы тяжело и больно это ни было, потому что именно в близких отношениях человек становится наиболее уязвимым. Герда и Изабелла научили Людвига одному важному свойству взрослого человека — умению отпускать тех людей, которым ты не нужен. И умению уходить оттуда, где уже больше ничего не ждёт.
Если посмотреть на других героев спектакля, то можно увидеть, что им, как и Людвигу, не хватает любви (чувственной и душевной) и они точно так же тоскуют по ней. Люди в спектакле страдают не только из-за физического голода вследствие ужасной инфляции, когда приходится менять фарфор на колбасу, а драгоценности — на картофель, но и из-за душевного голода по человеческому теплу.
Взять хотя бы гробовщика Альфреда, которого Александр Моровов изобразил чудаковатым, несуразным — таким, который вряд ли может заинтересовать собой женщину. Альфред настольно изголодался по женским ласкам, что он готов абсолютно на всё (даже отдать запасы драгоценных консервов), только чтобы получить хоть на короткое время «миленькую девушку без предрассудков». Альфреду тоже в какой-то степени приходится повзрослеть и набраться мужества, чтобы перестать бояться реальных женщин и проявить настойчивость для получения желаемого.
Другим примером может послужить Лиза – озабоченная своей красотой и от этого комичная героиня Ксении Кутеповой. Выходя на сцену каждый раз в новом красном платье, она прогуливается от кулисы к кулисе, крутя бедрами и выставляя вперёд грудь. Выйдя замуж во время войны, «чтобы не сдохнуть с голоду», за мясника Вацека (Тагир Рахимов), она загнала себя в ловушку и теперь может только жаловаться на судьбу тягучим надтреснутым голосом. Во взрослом привлекательном теле Лизы живёт маленькая девочка, до сих пор влюблённая в образ мальчика, которым был когда-то Кроль. Не просто так героиня Кутеповой говорит об этом со сцены. Сделав выбор и выйдя замуж за Вацека, Лиза уже не вырвется от него, ей останется только светить фингалами под глазами.
Пока герои разбираются со своими влюблённостями, Германию начинают захлёстывать идеи нарождающегося фашизма. Евгений Каменькович не выносит эту тему на передний план, она только иногда возникает в жизнях героев. Например, когда он показывает ноги дерущихся националистов и посетителей «Красной мельницы». «Война, которую почти все солдаты в 1918 году ненавидели, для тех, что благополучно уцелел, постепенно превратилась в величайшее событие их жизни», — отмечает Ремарк в своём романе и произносит со сцены Юрий Буторин. Очень скоро это «величайшее событие» повторится, а пока героям остаётся только навёрстывать то, что у них было отнято.
В романе и в спектакле встречается фраза «растерзанный день», которая очень точно описывает героев произведений Ремарка. Подобные растерзанные люди оказались зажаты между Первой и Второй мировыми войнами в попытках либо забыться, либо разобраться в происходящем с позиций справедливости, веры и смысла. Всё это читается и в спектакле, однако Юрий Буторин, Владимир Топцов и Евгений Каменькович, работая со сложным и во многом трагичным романом, стараются увидеть и донести до зрителей свет и радость, явно следуя пути Петра Фоменко, который, по словам Юрия Буторина, «всё делал про любовь, не во имя, а вопреки!». В спектакле много живого юмора, несуразностей и противоречий, которые возникают в обычной жизни, когда люди слишком сильно устали от страданий. Так, выставка памятников погребальной конторы «Кроль и сыновья» становится местом для страстных свиданий, потому что за кресты удобно держаться, а проститутки (Фрици в исполнении Александры Кесельман и «Железная лошадь», которую з разных составах играют Екатерина Смирнова и Серафима Огарёва), которым, по сравнению со спектаклем, в романе Ремарка уделено совсем мало внимания, выступают самыми чуткими и добродетельными женщинами в постановке.
Герой Юрия Буторина, переживший уже обе войны, заостряет внимание не на бытовых тяготах из-за инфляции и не на военных травмах своих современников, а на воспоминаниях о людях, которые ему были дороги, о своих и чужих любовных приключениях, нелепых происшествиях, которые одинаково понятны как сто лет назад, так и сейчас. Даже заключительная сцена, когда Людвиг рассказывает о том, что стало с жителями Верденбрюка во время и после Второй мировой войны, кто и как из них погиб, а кто остался жив и смог снова стать счастливым, не выглядит печальной. Герои, сидя на ступенях лестниц, выстроенных в один ряд, машут руками на прощание зрителям, будто говоря, что расстраиваться уже не о чем, всё прошло и давно позабыто.
Романы Ремарка входит в летние школьные списки для чтения, поэтому подростки довольно рано знакомятся с его книгами. Ремарк до сих пор остаётся популярным в нашей стране, хотя в театрах можно найти не так много постановок по его произведениям. Если опустить возрастной ценз «18+», «Двадцать третий» – хороший спектакль, куда родители могут сходить вместе с детьми старшего школьного возраста. Как бы избито это ни звучало, но «Двадцать третий» действительно может многому научить тех, кто только входит во взрослую жизнь. Например, тому, как отпускать людей, с которыми тебе не по пути, как ставить собственную жизнь в приоритет, как не зацикливаться на страшных событиях, а двигаться вперёд, не жалеть себя и не опускать руки, а верить в лучшее.
Как когда-то сказал мрачный рыцарь Фагот, «…кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья». История повторяется, история проходит, но жизнь продолжается. Ведь не просто так первыми после войны в Верденбрюке открылись родильный и сумасшедший дома – сами по себе символы продолжения жизни. После плохого наступает хорошее, а любая боль не вечна и сменяется радостью. И об этом стоит помнить.
Источник: «Театральный журнал», № 3-4, 2023
Мария Музалевская, 10.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993