Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»
Худрук Мастерской Петра Фоменко о настоящем и будущем театральной России
Режиссер и педагог Евгений Каменькович с 2012 г. руководит Мастерской Петра Фоменко – легендарной театральной площадкой, отметившей в 2023 г. свое 30-летие. За годы своего существования Мастерская неоднократно становилась лауреатом театральных премий «Золотая Маска», «Чайка», «Гвоздь сезона», участвовала в венецианском Биеннале, фестивале в Авиньоне, фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке и др. Спектакли-легенды Мастерской «Волки и овцы», «Семейное счастие», «Война и мир», поставленные ее основателем Петром Фоменко – десятилетиями собирают аншлаги.
Среди самых ярких работ самого Каменьковича «Язычники» по Яблонской в Театре им. М. Н. Ермоловой, «Горбунов и Горчаков» по Бродскому в «Современнике», «Самое важное» по Шишкину, «Улисс» по Джойсу, «Двадцать третий» по Ремарку в Мастерской Петра Фоменко. Каменькович известен любовью к «большой прозе», он берется за самые несценичные произведения, благоволит новой драме. А его режиссуру отличает неспешность, ироничность, тонкое чувство слова и пристрастие к театральному гротеску.
В интервью «Ведомостям»“ Евгений Каменькович рассказал о том, зачем ему понадобилось менять действо гоголевской комедии Женитьба“ в своей недавней премьере — спектакле Совершенно невероятное событие“, как ему удается сохранять наследие Петра Фоменко, а также где он ищет новые идеи для постановок.
Где Гоголь, там всегда мистика“
- Вы редко ставите хрестоматийную классику, всегда выбираете редкие названия. А в феврале выпустили Совершенно невероятное событие“ по Гоголю. Как случилось, что пришло время Женитьбы“?
Это длинная история. Начнем с того, что без Гоголя, возможно, Мастерской Петра Фоменко и не было бы. Когда все мы были молоды, ничего, кроме театра никого из нас не интересовало. В этот самый прекрасный период в жизни Сергей Васильевич Женовач поставил с фоменками“ Владимира III степени“. Спектакль стал легендой. Олег Павлович Табаков, который надо заметить, не писал рецензий, написал статью про нашего Владимира“. Уникальный случай. С тех пор Гоголь нас не отпускал. Позже Петр Наумович Фоменко выпустил спектакль по черновикам второго тома Мертвых душ“ Чичиков. Мертвые души, том второй“. Там была сцена, которая, на мой взгляд, должна войти во все учебники режиссуры, когда Гоголь (его блестяще играла Галина Тюнина) в финале укачивал Чичикова, как ребенка. Была в нашей биографии и радио-авантюра по Гоголю, когда мы за три дня репетиций сделали радиоспектакль по Женитьбе“.
Несколько лет назад Федор Малышев поставил спектакль …Души“, в котором очень много интересных открытий. Дама, приятная во всех отношениях, например, решена как Панночка, Коробочка в исполнении Розы Шмуклер выглядит совершенно как fame fatal, а старый кучер Селифан – молодой герой, читающий письма автора. В общем, Гоголь в Мастерской Фоменко“ всегда сопровождался открытиями. Это никогда не повтор чего-то, что уже было. О Женитьбе“ же речь шла давно, но поставить ее сейчас предложила Мадлен Джабраилова. Я с Мадлен не репетировал с 2006 г., со времен спектакля Самое важное“. За эти годы в ее жизни много чего произошло, в частности она стала педагогом во ВГИКе. И когда у нас начались репетиции, я поразился ее педагогическому мастерству. Мадлен оказала мне неоценимую помощь: пока я кричал, ругался, она тихонечко помогала всем, особенно молодым артистам. У меня возникало ощущение, что она знает выход из любой тупиковой ситуации на сцене.
В составе Женитьбы“ она единственная из тех, кто играл во Владимире III степени“. И что-то она притащила“ в наш спектакль оттуда: например, позаимствовала знаменитые ругательства вроде сморчки кроткобрюхие“, еще и своих добавила (смеется). Еще одна ее затея – выдающийся выход к зрителю. Ее сваха врывается в зал, идет по рядам и попутно раздает свои визитки с точным адресом на Гороховой улице.
Такими же равновеликими помощниками для меня в этой постановке стали Юрий Буторин, который играет Кочкарева, и Иван Вакуленко, которому досталась роль Подколесина. Помимо того, что Иван композитор, у него явный драматургический дар и прямо-таки биологическое чувство словесности. У меня не поворачивается язык сказать, что у Гоголя были недоработки, но в пьесе все-таки есть места, которые мы деликатно усовершенствовали.
- Что получилось в итоге? У Гоголя ведь всегда есть второй план, и не только внешний сюжет про сватовство здесь важен.
Да, безусловно. Но сватовство – сюжет актуальный во все времена. Главной героине Агафье Тихоновне 27 лет (по нашим меркам, это как 47). Ее отец купец третьей гильдии, а значит человек с достатком. Здесь мы обострили предлагаемые обстоятельства. Добавили“ к их имуществу салон венчальных платьев и фотоателье. Сам дагерротип был запатентован в Париже в 1839 г., а в Петербурге первые фотомастерские появились в начале сороковых. Женитьба“, которую Гоголь начал писать в 1833 г., была опубликована в 1842. Вывод – у купцов Купердягиных вполне могло быть свое фотоателье.
- Откуда возникла идея с фотоателье и почему это было для вас важно?
На предыдущем курсе нашей с Дмитрием Крымовым Мастерской в ГИТИСе учился Сергей Окунев (сейчас он в режиссерской магистратуре). В качестве одной из самостоятельных работ он показывал отрывок из Женитьбы“, в котором Подколесин видел в фотоателье бесконечное количество невест. Мы эту идею модернизировали – мне показалось правильнее, что фотографируют не невест, а женихов. И во втором акте, когда Агафья пытается выбрать, какой жених ей ближе, она выбирает их по фото.
Где Гоголь, там всегда мистика. А искусство дагерротипа оно абсолютно мистическое. Кстати, такие дагеротипические фотографии, оказывается можно изготовить и сегодня. Что мы и сделали специально для спектакля. В этом нам помог фотограф Иван Михайловский. Я первый пожертвовал собой“. Это что-то завораживающее, настоящий ритуал: сначала тридцать минут ты должен сидеть, не шелохнувшись, потом при тебе все это проявляют на стекле… Наш художник Ирина Корина поняла, как сильно меня это увлекло, и помогла воплотить идею на сцене.
- Вы впервые работаете с Ириной Кориной. Почему выбрали именно ее в качестве сценографа?
Она потрясающая: принимала участие в многочисленных выставках, преподает в Школе Родченко, в магистратуре ГИТИСа. С ней было чертовски интересно работать. Я человек театрального производства, а она – художник в глобальном смысле слова. И она, как-то совсем по-другому мыслит.
- Как вам кажется, Петру Наумовичу Фоменко понравилась бы ваша Женитьба“?
Петра Наумовича предугадать было невозможно. Он никогда ничего не запрещал, но если ему что-то в театре не нравилось, все без слов это понимали.
Весь дух Фоменко в этом“
- Незримый дух мастера, как говорят поклонники Мастерской, присутствует в театре, несмотря на то, что вы не раз говорили, что не являетесь продолжателем традиций Фоменко. Вы сами это ощущаете? В чем это проявляется?
Это трудный вопрос. Прежде всего, в людях. Безусловно Мадлен Джабраилова является продолжателем традиций Фоменко. А также Юрий Буторин и Иван Вакуленко – это ребята из первого стажерского набора, они репетировали с Петром Наумовичем. Алексей Колубков – наследник“ по прямой: именно Леша ввелся в Семейное счастие“ после ухода из театра Сергея Тарамаева. Федор Малышев пришел в театр, когда был жив Фоменко, но не репетировал с ним. Тем не менее, на наших семейных капустниках именно Федор, по-моему, лучше других чувствует фоменковский дух и ведет фоменковскую линию. Может быть, потому что он очень музыкальный. А как говорил Мейерхольд – режиссер обязан быть музыкантом. Петр Наумович точно им был. Так слышать все, так ставить интонации как Фоменко, не умел, наверное, никто! Еще мне кажется, что никто так не копался“ в человеческих взаимоотношениях, как это делал Фоменко. Мы стараемся продолжать это делать в меру своих сил. В труппе много людей-нутрянщиков“, как я их называю. Это Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов. Все это лучшие ученики Фоменко.
- Что отличает их и вообще всех фоменок“ от любой другой труппы в России?
Тем, что они до сих пор вместе. Поверьте, такое количество лет прожить вместе непросто. Многие не выдерживают. А мы уже 30-летие отметили. Еще, я надеюсь, нас отличает перфекционизм. Не люблю это иностранное слово, но не знаю, каким аналогом его заменить. Ну, допустим, дотошность“. Например, Мадлен Джабраилова весь свой реквизит в спектакле придумала сама. Она играет в Совершенно невероятном событии“ сваху. И я очень люблю сцену, когда она из сумки вытаскивает саквояж, из саквояжа ридикюль, из ридикюля коробочку, из коробочки почему-то утку, из утки почему-то пудреницу, потом карточки женихов и так далее (смеется). Это не просто критический или психологический реализм, весь дух Фоменко в этом. Он в той необъяснимой мистике, без которой не только Гоголем, но и театром заниматься невозможно.
- Ваш любимый спектакль у Фоменко и почему?
Семейное счастие“ Льва Толстого. Петр Наумович так расставил акценты, что смотреть на сцену и не думать про собственную жизнь невозможно.
- Волки и овцы“ – легенда вашего театра, идет на сцене уже больше 30 лет. Вы не отпустили этот спектакль или он вас?
Это целиком заслуга нашего директора, Андрея Михайловича Воробьева. Он сражался за спектакль отчаянно, несмотря на мнение скептиков. В сердцах он любит повторять, что если у нас все будет плохо, будем каждый день играть Волки и Овцы“, и тогда снова станет хорошо“. (смеется) Спектакль уникальный, штучный. После трагической гибели Юры Степанова, все думали, что играть мы его больше не будем. В этом была невероятная мудрость Петра Наумовича – позвать на роль, которую играл Юра, Алексея Колубкова. Он смог в этот спектакль войти, повторить рисунок роли и очень много добавить от себя.
Потом настал момент, когда актрисы спектакля стали убеждать меня, что их возраст ролям больше не соответствует. Галина Тюнина поступила мудрее остальных, никому не мешая и не привлекая внимания, организовала ввод Марии Андреевой на свою роль Глафиры. Карэн Бадалов очень трогательно передал роль Илье Любимову, буквально каждый сантиметр ему показал. А поскольку Илья человек харизматичный сам по себе, мне кажется, мы получили нового роскошного Беркутова.
- Что делает этот спектакль вечно живым?
Рисунок ролей, который выстроил Фоменко. Там нет грандиозных декораций, пышных костюмов, великого музыкального решения. Только отношения между людьми. Островский — это наш Шекспир. И сегодня, во времена товарно-денежных отношений, Волки и овцы“ звучат особенно актуально и свежо. Пьесу много кто ставил и ставит, в Москве можно увидеть десятки версий. Нашу, мне кажется, отличает то, что это Островский, сделанный, как Тургенев. Ни одной жирной краски, только лирика и нежность.
Жизни не хватит все это поставить“
- Что в планах Мастерской на этот сезон и на следующий?
На Старой сцене ориентировочно — в мае сыграем Божественную комедию“ Данте. Только такой, по-хорошему сумасшедший человек, как Юрий Титов, наш актер и режиссер, мог на подобное решиться (смеется). С ним вместе работает художник Мартын Степанов, выпускник нашей Мастерской в ГИТИСе. Это их второй совместный спектакль. Первым был очень удачный Подарок“ по Мопассану. Божественная комедия“ очень непростая работа, осложненная тем, что нет современных переводов. Честно говоря, я не верил, что они добегут до конца. Но, кажется, Юрий нашел нужный ход. Впрочем, не буду раскрывать карты.
На лето в планах совсем рисковая затея. Федор Малышев ставит есенинского Пугачева“. Сценограф – Евгения Шутина, о которой мне рассказал мой любимый театральный художник Александр Боровский. Женя с последнего выпуска Олега Шейнциса, очень важного человека для русского театрального искусства. У нее на сайте можно посмотреть все работы. Они потрясающие.
Осенью, надеюсь, Иван Поповски приступит к репетициям спектакля по Достоевскому. Название пока не скажу.
- И Юрий Титов, и Федор Малышев – актеры Мастерской“, не режиссеры. Такую модель – ставить в театре своими силами“ многие критикуют.
Я внимательнейшим образом смотрю за тем, что и как происходит на режиссерском факультете, и вообще стараюсь смотреть все премьеры в Москве, то есть знаю всех. Как только мне покажут нового молодого гениального режиссера – я тут же приглашу его к нам, как делал это и ранее. Кирилл Вытоптов, к примеру, поставил у нас Мамашу Кураж“, Олег Глушков – Моряки и шлюхи“, Егор Перегудов Опасные связи“. Крымов, как только освободился от работы в Школе драматического искусства, сразу поставил у нас Дон Жуана“. А то, что ставят артисты, не знаю, чем это плохо? Это же все выстраданное и потому живое. Нам в наследство досталось гениальное изобретение Фоменко – вечера проб и ошибок“, когда артисты театра показывают самостоятельные работы, этюды, эскизы. Чему-то из этого потом дается ход, рождается спектакль. Мастерская Фоменко, наверное, один из немногих театров, который поддерживает любую инициативу снизу.
- В целом из чего складывается сейчас репертуарная политика Мастерской?
Когда меня спрашивают об этом, я рассказываю одну историю. Как-то раз на сборе труппы Рустэм Юскаев один из основоположников нашего театра спросил у Петра Наумовича, что мы будем ставить. Петр Наумович ответил: У меня есть список!“ И тут же продиктовал 40 названий. На следующий год Рустэм его уже не спрашивал (смеется). Это я к тому, что портфель“ спектаклей, о которых мечтается, у нас внушительный. Жизни не хватит все это поставить.
- Почему в репертуаре Мастерской не так много современной драматургии, которой вы так благоволите?
Не секрет, что новую драматургию в этом театре любит один только Каменькович (смеется). Если серьезно мы надеемся, что замечательный современный автор Ольга Мухина про нас не забудет и напишет новую пьесу специально для Мастерской“. Я лично читаю пьесы Любимовки и всех драматургических конкурсов, которые у нас существуют. Внимательно слежу за Николаем Колядой и его школой. Удивлен, почему Коляде до сих пор не дали Нобелевскую или хотя бы государственную премию. Он породил огромное количество прекрасных драматургов. Как никто другой в стране. Другое дело, что сейчас в большинстве случаем новые пьесы остаются в подвалах“, в маленьких театрах. Я категорически с этим не согласен. Мне кажется, театр должен развиваться вместе с новой драматургией.
- Вы один из немногих режиссеров, кто ходит на премьеры коллег. Что это вам дает, какие выводы вы можете сделать о состоянии российского театра сегодня?
Мы уникальная страна, в которой больше тысячи театров. И, в основном, государство содержит все эти театры. Поверьте, такого нет нигде в мире. Театр жив! И если начальство перестанет реагировать на доносы, то будет еще живее. Я не понимаю, почему из-за писем совершенно посторонних людей сегодня могут закрыть спектакль. Очень не хочется возврата к цензуре, делать из театра агитационную машину глупо.
- А какая роль у театров сегодня? Изменилась ли она в последние годы?
Роль театра, она с одной стороны, вроде никогда не меняется, а с другой меняется все время. Театральная эстетика меняется каждые пять лет. Так говорил наш учитель Гончаров. Хотя я думаю, меняется еще чаще.
Сегодняшняя театральная молодежь пытливая“
- Вы преподаете больше 40 лет. Какие на ваш взгляд существуют проблемы в театральном образовании?
Бесконечное число платных школ и техникумов, которые выпускают огромное количество актеров. Я, наверное, не имею права говорить, я в этих заведениях не был, но моя интуиция подсказывает, что это невозможно. Как и соотношение – 5 мальчиков и 55 девочек на курсе. Это позорит театральное образование, и я не знаю, что с этим делать. Мне могут ответить, люди платят деньги, имеют право. Но совесть какая-то должна быть.
Кроме того, я ратую за институт вольнослушательства. Пусть не очень большой, но он нужен. В жизни бывают разные обстоятельства, кто-то захотел поменять профессию, кто-то наоборот понял, что театр не его. Мне кажется, в театральном образовании, как в спорте, должен быть дублирующий состав.
- Что сейчас происходит в вашей гитисовской Мастерской. Что это за ребята ваши ученики, которых называют камни“? По какому критерию вы их отбираете? Что их объединяет?
Для меня главное, что ребята были талантливыми и разными. Много лет не могу хорошего толстяка найти (смеется). Баскетболистов“ много хороших, а толстяка почему-то нет. Я не боюсь возрастных людей. А с недавнего времени еще и гендерного перекоса. В этом году взял в режиссерскую группу на бюджетные места только девочек. Предыдущие годы я женщин уничтожал“, как мог, но с каждым новым набором это получалось все хуже (смеется).
- Как и в чем повлияли на вас ваши ученики, чему вы у них научились?
Бесстрашию. Они не боятся отсекать в классике второстепенное. Я сам раб текста, мне это сложно. Но жизнь идет вперед, и идет стремительно. Раньше в шахматы играли четыре часа, а сейчас 15–20 минут от силы. Времени нет ни на что. Я не утверждаю, что надо ставить короткие спектакли, но надо уметь слышать время.
- Что вообще думаете о нынешнем молодом поколении — актерах, режиссерах? Какое будущее у театра в широком смысле этого слова с этим поколением?
Сегодняшняя театральная молодежь пытливая, рисковая и образованная. Интернет в этом смысле дает большие возможности. Я, когда поступал в ГИТИС, был наивным до неприличия. И когда я смотрю на тех, кто приходит поступать, не перестаю удивляться уровню их подготовки. Все прошли через студии, кружки, молодежные театры. Жизненного опыта, конечно, не хватает, но он неизбежно придет. А пока у них есть самое главное – знания и талант. И если ребятам не обрежут крылья, смею верить, что у российского театра большое будущее.
Среди самых ярких работ самого Каменьковича «Язычники» по Яблонской в Театре им. М. Н. Ермоловой, «Горбунов и Горчаков» по Бродскому в «Современнике», «Самое важное» по Шишкину, «Улисс» по Джойсу, «Двадцать третий» по Ремарку в Мастерской Петра Фоменко. Каменькович известен любовью к «большой прозе», он берется за самые несценичные произведения, благоволит новой драме. А его режиссуру отличает неспешность, ироничность, тонкое чувство слова и пристрастие к театральному гротеску.
В интервью «Ведомостям»“ Евгений Каменькович рассказал о том, зачем ему понадобилось менять действо гоголевской комедии Женитьба“ в своей недавней премьере — спектакле Совершенно невероятное событие“, как ему удается сохранять наследие Петра Фоменко, а также где он ищет новые идеи для постановок.
Где Гоголь, там всегда мистика“
- Вы редко ставите хрестоматийную классику, всегда выбираете редкие названия. А в феврале выпустили Совершенно невероятное событие“ по Гоголю. Как случилось, что пришло время Женитьбы“?
Это длинная история. Начнем с того, что без Гоголя, возможно, Мастерской Петра Фоменко и не было бы. Когда все мы были молоды, ничего, кроме театра никого из нас не интересовало. В этот самый прекрасный период в жизни Сергей Васильевич Женовач поставил с фоменками“ Владимира III степени“. Спектакль стал легендой. Олег Павлович Табаков, который надо заметить, не писал рецензий, написал статью про нашего Владимира“. Уникальный случай. С тех пор Гоголь нас не отпускал. Позже Петр Наумович Фоменко выпустил спектакль по черновикам второго тома Мертвых душ“ Чичиков. Мертвые души, том второй“. Там была сцена, которая, на мой взгляд, должна войти во все учебники режиссуры, когда Гоголь (его блестяще играла Галина Тюнина) в финале укачивал Чичикова, как ребенка. Была в нашей биографии и радио-авантюра по Гоголю, когда мы за три дня репетиций сделали радиоспектакль по Женитьбе“.
Несколько лет назад Федор Малышев поставил спектакль …Души“, в котором очень много интересных открытий. Дама, приятная во всех отношениях, например, решена как Панночка, Коробочка в исполнении Розы Шмуклер выглядит совершенно как fame fatal, а старый кучер Селифан – молодой герой, читающий письма автора. В общем, Гоголь в Мастерской Фоменко“ всегда сопровождался открытиями. Это никогда не повтор чего-то, что уже было. О Женитьбе“ же речь шла давно, но поставить ее сейчас предложила Мадлен Джабраилова. Я с Мадлен не репетировал с 2006 г., со времен спектакля Самое важное“. За эти годы в ее жизни много чего произошло, в частности она стала педагогом во ВГИКе. И когда у нас начались репетиции, я поразился ее педагогическому мастерству. Мадлен оказала мне неоценимую помощь: пока я кричал, ругался, она тихонечко помогала всем, особенно молодым артистам. У меня возникало ощущение, что она знает выход из любой тупиковой ситуации на сцене.
В составе Женитьбы“ она единственная из тех, кто играл во Владимире III степени“. И что-то она притащила“ в наш спектакль оттуда: например, позаимствовала знаменитые ругательства вроде сморчки кроткобрюхие“, еще и своих добавила (смеется). Еще одна ее затея – выдающийся выход к зрителю. Ее сваха врывается в зал, идет по рядам и попутно раздает свои визитки с точным адресом на Гороховой улице.
Такими же равновеликими помощниками для меня в этой постановке стали Юрий Буторин, который играет Кочкарева, и Иван Вакуленко, которому досталась роль Подколесина. Помимо того, что Иван композитор, у него явный драматургический дар и прямо-таки биологическое чувство словесности. У меня не поворачивается язык сказать, что у Гоголя были недоработки, но в пьесе все-таки есть места, которые мы деликатно усовершенствовали.
- Что получилось в итоге? У Гоголя ведь всегда есть второй план, и не только внешний сюжет про сватовство здесь важен.
Да, безусловно. Но сватовство – сюжет актуальный во все времена. Главной героине Агафье Тихоновне 27 лет (по нашим меркам, это как 47). Ее отец купец третьей гильдии, а значит человек с достатком. Здесь мы обострили предлагаемые обстоятельства. Добавили“ к их имуществу салон венчальных платьев и фотоателье. Сам дагерротип был запатентован в Париже в 1839 г., а в Петербурге первые фотомастерские появились в начале сороковых. Женитьба“, которую Гоголь начал писать в 1833 г., была опубликована в 1842. Вывод – у купцов Купердягиных вполне могло быть свое фотоателье.
- Откуда возникла идея с фотоателье и почему это было для вас важно?
На предыдущем курсе нашей с Дмитрием Крымовым Мастерской в ГИТИСе учился Сергей Окунев (сейчас он в режиссерской магистратуре). В качестве одной из самостоятельных работ он показывал отрывок из Женитьбы“, в котором Подколесин видел в фотоателье бесконечное количество невест. Мы эту идею модернизировали – мне показалось правильнее, что фотографируют не невест, а женихов. И во втором акте, когда Агафья пытается выбрать, какой жених ей ближе, она выбирает их по фото.
Где Гоголь, там всегда мистика. А искусство дагерротипа оно абсолютно мистическое. Кстати, такие дагеротипические фотографии, оказывается можно изготовить и сегодня. Что мы и сделали специально для спектакля. В этом нам помог фотограф Иван Михайловский. Я первый пожертвовал собой“. Это что-то завораживающее, настоящий ритуал: сначала тридцать минут ты должен сидеть, не шелохнувшись, потом при тебе все это проявляют на стекле… Наш художник Ирина Корина поняла, как сильно меня это увлекло, и помогла воплотить идею на сцене.
- Вы впервые работаете с Ириной Кориной. Почему выбрали именно ее в качестве сценографа?
Она потрясающая: принимала участие в многочисленных выставках, преподает в Школе Родченко, в магистратуре ГИТИСа. С ней было чертовски интересно работать. Я человек театрального производства, а она – художник в глобальном смысле слова. И она, как-то совсем по-другому мыслит.
- Как вам кажется, Петру Наумовичу Фоменко понравилась бы ваша Женитьба“?
Петра Наумовича предугадать было невозможно. Он никогда ничего не запрещал, но если ему что-то в театре не нравилось, все без слов это понимали.
Весь дух Фоменко в этом“
- Незримый дух мастера, как говорят поклонники Мастерской, присутствует в театре, несмотря на то, что вы не раз говорили, что не являетесь продолжателем традиций Фоменко. Вы сами это ощущаете? В чем это проявляется?
Это трудный вопрос. Прежде всего, в людях. Безусловно Мадлен Джабраилова является продолжателем традиций Фоменко. А также Юрий Буторин и Иван Вакуленко – это ребята из первого стажерского набора, они репетировали с Петром Наумовичем. Алексей Колубков – наследник“ по прямой: именно Леша ввелся в Семейное счастие“ после ухода из театра Сергея Тарамаева. Федор Малышев пришел в театр, когда был жив Фоменко, но не репетировал с ним. Тем не менее, на наших семейных капустниках именно Федор, по-моему, лучше других чувствует фоменковский дух и ведет фоменковскую линию. Может быть, потому что он очень музыкальный. А как говорил Мейерхольд – режиссер обязан быть музыкантом. Петр Наумович точно им был. Так слышать все, так ставить интонации как Фоменко, не умел, наверное, никто! Еще мне кажется, что никто так не копался“ в человеческих взаимоотношениях, как это делал Фоменко. Мы стараемся продолжать это делать в меру своих сил. В труппе много людей-нутрянщиков“, как я их называю. Это Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов. Все это лучшие ученики Фоменко.
- Что отличает их и вообще всех фоменок“ от любой другой труппы в России?
Тем, что они до сих пор вместе. Поверьте, такое количество лет прожить вместе непросто. Многие не выдерживают. А мы уже 30-летие отметили. Еще, я надеюсь, нас отличает перфекционизм. Не люблю это иностранное слово, но не знаю, каким аналогом его заменить. Ну, допустим, дотошность“. Например, Мадлен Джабраилова весь свой реквизит в спектакле придумала сама. Она играет в Совершенно невероятном событии“ сваху. И я очень люблю сцену, когда она из сумки вытаскивает саквояж, из саквояжа ридикюль, из ридикюля коробочку, из коробочки почему-то утку, из утки почему-то пудреницу, потом карточки женихов и так далее (смеется). Это не просто критический или психологический реализм, весь дух Фоменко в этом. Он в той необъяснимой мистике, без которой не только Гоголем, но и театром заниматься невозможно.
- Ваш любимый спектакль у Фоменко и почему?
Семейное счастие“ Льва Толстого. Петр Наумович так расставил акценты, что смотреть на сцену и не думать про собственную жизнь невозможно.
- Волки и овцы“ – легенда вашего театра, идет на сцене уже больше 30 лет. Вы не отпустили этот спектакль или он вас?
Это целиком заслуга нашего директора, Андрея Михайловича Воробьева. Он сражался за спектакль отчаянно, несмотря на мнение скептиков. В сердцах он любит повторять, что если у нас все будет плохо, будем каждый день играть Волки и Овцы“, и тогда снова станет хорошо“. (смеется) Спектакль уникальный, штучный. После трагической гибели Юры Степанова, все думали, что играть мы его больше не будем. В этом была невероятная мудрость Петра Наумовича – позвать на роль, которую играл Юра, Алексея Колубкова. Он смог в этот спектакль войти, повторить рисунок роли и очень много добавить от себя.
Потом настал момент, когда актрисы спектакля стали убеждать меня, что их возраст ролям больше не соответствует. Галина Тюнина поступила мудрее остальных, никому не мешая и не привлекая внимания, организовала ввод Марии Андреевой на свою роль Глафиры. Карэн Бадалов очень трогательно передал роль Илье Любимову, буквально каждый сантиметр ему показал. А поскольку Илья человек харизматичный сам по себе, мне кажется, мы получили нового роскошного Беркутова.
- Что делает этот спектакль вечно живым?
Рисунок ролей, который выстроил Фоменко. Там нет грандиозных декораций, пышных костюмов, великого музыкального решения. Только отношения между людьми. Островский — это наш Шекспир. И сегодня, во времена товарно-денежных отношений, Волки и овцы“ звучат особенно актуально и свежо. Пьесу много кто ставил и ставит, в Москве можно увидеть десятки версий. Нашу, мне кажется, отличает то, что это Островский, сделанный, как Тургенев. Ни одной жирной краски, только лирика и нежность.
Жизни не хватит все это поставить“
- Что в планах Мастерской на этот сезон и на следующий?
На Старой сцене ориентировочно — в мае сыграем Божественную комедию“ Данте. Только такой, по-хорошему сумасшедший человек, как Юрий Титов, наш актер и режиссер, мог на подобное решиться (смеется). С ним вместе работает художник Мартын Степанов, выпускник нашей Мастерской в ГИТИСе. Это их второй совместный спектакль. Первым был очень удачный Подарок“ по Мопассану. Божественная комедия“ очень непростая работа, осложненная тем, что нет современных переводов. Честно говоря, я не верил, что они добегут до конца. Но, кажется, Юрий нашел нужный ход. Впрочем, не буду раскрывать карты.
На лето в планах совсем рисковая затея. Федор Малышев ставит есенинского Пугачева“. Сценограф – Евгения Шутина, о которой мне рассказал мой любимый театральный художник Александр Боровский. Женя с последнего выпуска Олега Шейнциса, очень важного человека для русского театрального искусства. У нее на сайте можно посмотреть все работы. Они потрясающие.
Осенью, надеюсь, Иван Поповски приступит к репетициям спектакля по Достоевскому. Название пока не скажу.
- И Юрий Титов, и Федор Малышев – актеры Мастерской“, не режиссеры. Такую модель – ставить в театре своими силами“ многие критикуют.
Я внимательнейшим образом смотрю за тем, что и как происходит на режиссерском факультете, и вообще стараюсь смотреть все премьеры в Москве, то есть знаю всех. Как только мне покажут нового молодого гениального режиссера – я тут же приглашу его к нам, как делал это и ранее. Кирилл Вытоптов, к примеру, поставил у нас Мамашу Кураж“, Олег Глушков – Моряки и шлюхи“, Егор Перегудов Опасные связи“. Крымов, как только освободился от работы в Школе драматического искусства, сразу поставил у нас Дон Жуана“. А то, что ставят артисты, не знаю, чем это плохо? Это же все выстраданное и потому живое. Нам в наследство досталось гениальное изобретение Фоменко – вечера проб и ошибок“, когда артисты театра показывают самостоятельные работы, этюды, эскизы. Чему-то из этого потом дается ход, рождается спектакль. Мастерская Фоменко, наверное, один из немногих театров, который поддерживает любую инициативу снизу.
- В целом из чего складывается сейчас репертуарная политика Мастерской?
Когда меня спрашивают об этом, я рассказываю одну историю. Как-то раз на сборе труппы Рустэм Юскаев один из основоположников нашего театра спросил у Петра Наумовича, что мы будем ставить. Петр Наумович ответил: У меня есть список!“ И тут же продиктовал 40 названий. На следующий год Рустэм его уже не спрашивал (смеется). Это я к тому, что портфель“ спектаклей, о которых мечтается, у нас внушительный. Жизни не хватит все это поставить.
- Почему в репертуаре Мастерской не так много современной драматургии, которой вы так благоволите?
Не секрет, что новую драматургию в этом театре любит один только Каменькович (смеется). Если серьезно мы надеемся, что замечательный современный автор Ольга Мухина про нас не забудет и напишет новую пьесу специально для Мастерской“. Я лично читаю пьесы Любимовки и всех драматургических конкурсов, которые у нас существуют. Внимательно слежу за Николаем Колядой и его школой. Удивлен, почему Коляде до сих пор не дали Нобелевскую или хотя бы государственную премию. Он породил огромное количество прекрасных драматургов. Как никто другой в стране. Другое дело, что сейчас в большинстве случаем новые пьесы остаются в подвалах“, в маленьких театрах. Я категорически с этим не согласен. Мне кажется, театр должен развиваться вместе с новой драматургией.
- Вы один из немногих режиссеров, кто ходит на премьеры коллег. Что это вам дает, какие выводы вы можете сделать о состоянии российского театра сегодня?
Мы уникальная страна, в которой больше тысячи театров. И, в основном, государство содержит все эти театры. Поверьте, такого нет нигде в мире. Театр жив! И если начальство перестанет реагировать на доносы, то будет еще живее. Я не понимаю, почему из-за писем совершенно посторонних людей сегодня могут закрыть спектакль. Очень не хочется возврата к цензуре, делать из театра агитационную машину глупо.
- А какая роль у театров сегодня? Изменилась ли она в последние годы?
Роль театра, она с одной стороны, вроде никогда не меняется, а с другой меняется все время. Театральная эстетика меняется каждые пять лет. Так говорил наш учитель Гончаров. Хотя я думаю, меняется еще чаще.
Сегодняшняя театральная молодежь пытливая“
- Вы преподаете больше 40 лет. Какие на ваш взгляд существуют проблемы в театральном образовании?
Бесконечное число платных школ и техникумов, которые выпускают огромное количество актеров. Я, наверное, не имею права говорить, я в этих заведениях не был, но моя интуиция подсказывает, что это невозможно. Как и соотношение – 5 мальчиков и 55 девочек на курсе. Это позорит театральное образование, и я не знаю, что с этим делать. Мне могут ответить, люди платят деньги, имеют право. Но совесть какая-то должна быть.
Кроме того, я ратую за институт вольнослушательства. Пусть не очень большой, но он нужен. В жизни бывают разные обстоятельства, кто-то захотел поменять профессию, кто-то наоборот понял, что театр не его. Мне кажется, в театральном образовании, как в спорте, должен быть дублирующий состав.
- Что сейчас происходит в вашей гитисовской Мастерской. Что это за ребята ваши ученики, которых называют камни“? По какому критерию вы их отбираете? Что их объединяет?
Для меня главное, что ребята были талантливыми и разными. Много лет не могу хорошего толстяка найти (смеется). Баскетболистов“ много хороших, а толстяка почему-то нет. Я не боюсь возрастных людей. А с недавнего времени еще и гендерного перекоса. В этом году взял в режиссерскую группу на бюджетные места только девочек. Предыдущие годы я женщин уничтожал“, как мог, но с каждым новым набором это получалось все хуже (смеется).
- Как и в чем повлияли на вас ваши ученики, чему вы у них научились?
Бесстрашию. Они не боятся отсекать в классике второстепенное. Я сам раб текста, мне это сложно. Но жизнь идет вперед, и идет стремительно. Раньше в шахматы играли четыре часа, а сейчас 15–20 минут от силы. Времени нет ни на что. Я не утверждаю, что надо ставить короткие спектакли, но надо уметь слышать время.
- Что вообще думаете о нынешнем молодом поколении — актерах, режиссерах? Какое будущее у театра в широком смысле этого слова с этим поколением?
Сегодняшняя театральная молодежь пытливая, рисковая и образованная. Интернет в этом смысле дает большие возможности. Я, когда поступал в ГИТИС, был наивным до неприличия. И когда я смотрю на тех, кто приходит поступать, не перестаю удивляться уровню их подготовки. Все прошли через студии, кружки, молодежные театры. Жизненного опыта, конечно, не хватает, но он неизбежно придет. А пока у них есть самое главное – знания и талант. И если ребятам не обрежут крылья, смею верить, что у российского театра большое будущее.
Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993