RuEn

Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко

Спор «физиков» и «лириков» по-английски

Чем дальше развивается театр, тем менее уместно рассуждать, а что такое «идеальная постановка»? Современный театр позволяет играть мужчинам женские роли, и, наоборот, есть спектакли, поставленные в форме танца, спектакли, сыгранные без слов и на языке жестов. Меняются времена, эпохи, костюмы, мотивы персонажей, но, тем не менее, хочется иметь в театральном анамнезе и спектакль, который передаст сюжет пьесы максимально близко к оригиналу с учётом исторического и культурного контекста. Таким спектаклем можно назвать постановку Евгения Каменьковича в Мастерской Петра Фоменко по пьесе Тома Стоппарда «Аркадия» – первую премьеру 2025 года в этом театре.

Et in Arcadia ego…

Аркадия – страна идиллического счастья, наиболее известным выражение стало благодаря картинам Никола Пуссена из жизни аркадских пастухов. Лейтмотив пьесы Стоппарда — тоска о потерянном рае, что особенно остро ощущается в контексте времени создания пьесы, когда человечество увидело ужасы мировых войн и в какой-то степени разочаровалось в идеях гуманизма.

Текст предваряется авторской ремаркой – «воспоминания о будущем в двух актах», что проявляется в том, что действие разворачивается одновременно в двух временных пластах – в начале XIX века и в условно наши дни. Сценограф Андрей Трегубов (для которого это первый опыт работы с Мастерской) погружает зрителя в уютный и предсказуемый мир комнаты большого загородного дома в графстве Дербишир, чем-то напоминающей кукольный домик. При этом в спектакле нашлось место и современным видеопроекциям, отсылающим к альбомам ландшафтного архитектора Хамфри Рептона, упоминаемого в пьесе. И это как раз знакомая нам Англия – Англия готическая, Англия романтическая, Англия пасторальная. Но хорошую пьесу отличает универсальность затрагиваемых ей проблем, и потому уже становятся не таким важным и локации, и имена. Главное – люди всегда и везде одинаковы.

Тринадцатилетняя девочка-подросток Томасина Каверли (Екатерина Новокрещенова) изучает математику и жизнь. К математике у неё явные способности – Томасина формулирует второй закон термодинамики задолго до его открытия. К жизни тоже – у Томасины есть отличный наставник и друг Септимус Ходж (Фёдор Малышев), она не боится шутить и высказывать собственное мнение и с удовольствием познает взрослый мир. Отдельно стоит отметить, насколько удачно вместе смотрятся в паре Томасина вместе с ее матерью леди Крум (Екатерина Смирнова). В девочке уже проявляется очарование и свежесть ее чувственной и обаятельной матушки, и в целом, уже и этой части было бы достаточно для хорошего вечера в театре, но спектакль по воле авторов 20 и 21 столетий оказался гораздо сложнее и интереснее. Параллельно мы наблюдаем исследования увлеченных своей работой филологов Ханны Джарвис (Полина Айрапетова) и Бернарда Солоуэя (Юрий Буторин), и в случайно оброненных фразах понимаем, что история, которая развивается перед нами, глубже и трагичнее.

Несмотря на практически дословную передачу текста и духа пьесы Стоппарда, постановка позволяет себе вступать со зрителем в изящную игру. Ломается четвертая стена, звучат на сцене стихи Пушкина и Байрона (который является незримым участником некоторых конфликтов пьесы), в определенные моменты включается песня Rolling Stones, тонкие образцы английского юмора чередуются со сленговыми словечками – и все это играет на то, что 4 часа спектакля пролетают на одном дыхании. 

Отдельное удовольствие – разглядывать костюмы персонажей. Все связи между героями пьесы проявляются в парных цветах и элементах одежды, которая отражает лучшее, что представляет из себя английский стиль – удобство, скромность, изящество и комфорт.

Актерский состав, как всегда, гармоничен и слажен, труппу Мастерской в целом отличает особенный контакт со своим зрителем, но невозможно не отметить отдельно игру Екатерины Новокрещеновой. Это первая роль актрисы в театре с момента присоединения к труппе, и ее энергия и задор охватывают весь зрительный зал, от первого до последнего ряда. Прекрасные актерские работы демонстрируют Павел Яковлев в роли дворецкого Джелаби (или все же автора?Вопрос!), Иван Верховых (поэт Эзра Чейтер), София Лукиных (Хлоя Каверли) и Дмитрий Рудков в роди влюбленного в Ханну скромного математика с аристократическими корнями.

Возвращаясь к названию пьесы и постановки, спектакль тоже получился немного «Аркадией» для театра. Пусть и не потерянным раем – и это прекрасно, что рай где-то рядом, что есть театр, который развлекает и радует глаз, но при этом дает пищу для ума и сердца.

Источник: Porusski.me
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.