Иван Поповски построил для Алисы Зазеркалье
В Мастерской Петра Фоменко режиссёр Иван Поповски выпустил «Алису в Зазеркалье»
Как известно, Чарльз Лутвидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, является одним из основателей математической логики. Тем «страньше» и «чудесатее» выглядят его абсурдистские построения, словесная эквилибристика и фантастическая логика в сказках про Алису. Абстрактное мышление, столь необходимое для математики, отозвалось в литературе самым фантастическим образом. Режиссер «Мастерской Петра Фоменко» Иван Поповски послушался совета писателя не объяснять его выдумки, а задался целью воплотить их на сцене.
Явить миру реальных ШалтайБолтая, Труляля и Траляля, битву Льва и Единорога, поедание устриц, да и само попадание в Зазеркалье в конце концов! Над его воплощением потрудился целый «союз художников» (куда входят даже такие экзотические специалисты, как мастер по светящимся объектам и консультант по иллюзиям), перед которым хочется снять шляпу более красивого и изобретательного спектакля во всей Москве не сыщешь. Особенно это касается фантастической красоты костюмов сербской художницы Ангелины Атлагич.
В наших театральных школах режиссеров не особенно-то и учат технологиям чудес жизнь человеческого духа важнее.
Однако македонец Иван Поповски практически никогда не интересовался бытовым театром: поэзия, опера, музыкальные спектакли в театре Камбуровой (в обозримом будущем мюзикл, а в мечтах даже цирковое представление) заставляли его искать соответствующий театральный язык, который усложнялся от спектакля к спектаклю. Кроме того, Поповски всегда интересовался фокусами и шоу иллюзионистов. Разумеется, он вовсю использовал видеопроекции и совершил почти невероятное реабилитировал этот уже заигранный прием, которым художники и режиссеры часто компенсируют провалы в театральном мышлении.
В «Алисе» видеопроекции с английскими замками, летающими слонами, подземными рощами корней и курительной трубкой вместо дымовой трубы радуют глаз, как хорошие иллюстрации для детской книжки.
Впрочем, самые лучшие чудеса, как водится, изготовлены на чистом сливочном масле театральных средств. Граница реального и зазеркального мира проходит по колеблющемуся черному занавесу с прорезью этакий горизонт событий.
Оттуда же в финале высунется черная невидимая рука и конфискует у вернувшейся Алисы (Вера Строкова) зазеркальный реквизит королевскую корону.
Морж и Плотник (они же Труляля и Траляля) в исполнении Игоря Войнаровского и Дмитрий Рудкова поедают устриц в исполнении актрис в шляпках-чепчиках с испуганными лицами поедаемого деликатеса; поворот вокруг своей оси и вот в руках двух обжор пустая шляпа-раковина. У массивного шкафа ловко опускаются створки, Алиса быстро укладывается на полочку, по заднику бежит водная рябь с проплывающими кувшинками и вот вам, пожалуйста, вид сверху на плывущую лодку готов.
Ностальгические стихи Кэрролла об ушедшем времени и постоянстве памяти, обрамляющие «Алису в Зазеркалье», в спектакль не вошли. Ностальгии в нем нет, как нет и личного сюжета, позволяющего критику бойко сформулировать о чем спектакль. Зато есть абсолютный восторг ребенка, которому позволено придумать, сделать и всласть наиграться в любые самые фантастические игры и игрушки.
Явить миру реальных ШалтайБолтая, Труляля и Траляля, битву Льва и Единорога, поедание устриц, да и само попадание в Зазеркалье в конце концов! Над его воплощением потрудился целый «союз художников» (куда входят даже такие экзотические специалисты, как мастер по светящимся объектам и консультант по иллюзиям), перед которым хочется снять шляпу более красивого и изобретательного спектакля во всей Москве не сыщешь. Особенно это касается фантастической красоты костюмов сербской художницы Ангелины Атлагич.
В наших театральных школах режиссеров не особенно-то и учат технологиям чудес жизнь человеческого духа важнее.
Однако македонец Иван Поповски практически никогда не интересовался бытовым театром: поэзия, опера, музыкальные спектакли в театре Камбуровой (в обозримом будущем мюзикл, а в мечтах даже цирковое представление) заставляли его искать соответствующий театральный язык, который усложнялся от спектакля к спектаклю. Кроме того, Поповски всегда интересовался фокусами и шоу иллюзионистов. Разумеется, он вовсю использовал видеопроекции и совершил почти невероятное реабилитировал этот уже заигранный прием, которым художники и режиссеры часто компенсируют провалы в театральном мышлении.
В «Алисе» видеопроекции с английскими замками, летающими слонами, подземными рощами корней и курительной трубкой вместо дымовой трубы радуют глаз, как хорошие иллюстрации для детской книжки.
Впрочем, самые лучшие чудеса, как водится, изготовлены на чистом сливочном масле театральных средств. Граница реального и зазеркального мира проходит по колеблющемуся черному занавесу с прорезью этакий горизонт событий.
Оттуда же в финале высунется черная невидимая рука и конфискует у вернувшейся Алисы (Вера Строкова) зазеркальный реквизит королевскую корону.
Морж и Плотник (они же Труляля и Траляля) в исполнении Игоря Войнаровского и Дмитрий Рудкова поедают устриц в исполнении актрис в шляпках-чепчиках с испуганными лицами поедаемого деликатеса; поворот вокруг своей оси и вот в руках двух обжор пустая шляпа-раковина. У массивного шкафа ловко опускаются створки, Алиса быстро укладывается на полочку, по заднику бежит водная рябь с проплывающими кувшинками и вот вам, пожалуйста, вид сверху на плывущую лодку готов.
Ностальгические стихи Кэрролла об ушедшем времени и постоянстве памяти, обрамляющие «Алису в Зазеркалье», в спектакль не вошли. Ностальгии в нем нет, как нет и личного сюжета, позволяющего критику бойко сформулировать о чем спектакль. Зато есть абсолютный восторг ребенка, которому позволено придумать, сделать и всласть наиграться в любые самые фантастические игры и игрушки.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Чтоб жить и чувствовать, нужен путь
»Ирина Тарабрина, «Сноб», 18.06.2019
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурдаМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на КутузовскомАда Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле»Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Энциклопедия абсурдаЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010