Пошли лесом
В спектакле по шекспировским мотивам бард Юлий Ким подкинул фоменковской молодежи коварный вопрос: «Медам, месье, синьоры, к чему играть спектакли, когда весь мир театр и все мы в нем актеры?»
Первое, о чем надо забыть, отправляясь на новый спектакль Петра Фоменко, так это о Шекспире. Ну да, либретто Юлия Кима, придуманное на молодом кураже сорок лет назад с группой единомышленников, среди которых был и сам Фоменко, послушно следует сюжетным линиям комедии «Как вам это понравится», но все же это совсем другая история. Обойдясь по-свойски с Великим Бардом, просто бард Юлий Ким насочинял массу смешных шуток, положил их на музыку и создал таким образом канву то ли для непритязательного мюзикла, то ли для качественного капустника. Эта история не столько о герцогах и пастухах, сколько о великом актерском братстве.
Петр Фоменко ставит этот спектакль уже третий раз в жизни: первая версия родилась в 1968 году в Театре на Малой Бронной, вторая в 1981-м в ленинградском Театре комедии. После нынешней премьеры сделалось ясно, отчего он с такой настырностью возвращается к этой кимовской «Сказке»: похоже, сам Фоменко родом из этого Арденнского леса. В понимании Кима и Фоменко Арденнский лес это, конечно, метафора земного рая, но что такое рай? Если задать этот вопрос Петру Наумовичу, то наверняка получим ответ: «Рай это место, где хорошие люди заняты бесконечной репетицией какого-то увлекательного спектакля». Поэтому «Сказка Арденнского леса» строится именно как репетиция, в ходе которой доказывается: а) все люди братья (или в крайнем случае сестры); б) весь мир театр. Двоим актерам, загнанным на стремянки в разных углах сцены, поручено вести эту репетицию, важно оглашая названия эпизодов и выкликая нужных по ходу дела персонажей. В этом раю всем положено быть не только счастливыми, но еще и молодыми: для работы над спектаклем Фоменко мобилизовал совсем юную актерскую поросль, еще не нюхавшую сцены. Это так называемые фоменковские стажеры, разбавленные несколькими ветеранами театра (Кирилл Пирогов, Иван Поповски, Олег Нирян и Никита Тюнин). Все они, остря и подтрунивая друг над дружкой, заняты коллективным сочинением спектакля под названием «жизнь». Эта бесконечная репетиция, разбитая фоменковскими отточиями на короткие эпизоды, мчится вперед словно бы вприпрыжку, и каждый из актеров в любой момент готов сыграть хоть герцога, хоть пастушку. Потому что весь мир театр.
Первое, о чем надо забыть, отправляясь на новый спектакль Петра Фоменко, так это о Шекспире. Ну да, либретто Юлия Кима, придуманное на молодом кураже сорок лет назад с группой единомышленников, среди которых был и сам Фоменко, послушно следует сюжетным линиям комедии «Как вам это понравится», но все же это совсем другая история. Обойдясь по-свойски с Великим Бардом, просто бард Юлий Ким насочинял массу смешных шуток, положил их на музыку и создал таким образом канву то ли для непритязательного мюзикла, то ли для качественного капустника. Эта история не столько о герцогах и пастухах, сколько о великом актерском братстве.
Петр Фоменко ставит этот спектакль уже третий раз в жизни: первая версия родилась в 1968 году в Театре на Малой Бронной, вторая в 1981-м в ленинградском Театре комедии. После нынешней премьеры сделалось ясно, отчего он с такой настырностью возвращается к этой кимовской «Сказке»: похоже, сам Фоменко родом из этого Арденнского леса. В понимании Кима и Фоменко Арденнский лес это, конечно, метафора земного рая, но что такое рай? Если задать этот вопрос Петру Наумовичу, то наверняка получим ответ: «Рай это место, где хорошие люди заняты бесконечной репетицией какого-то увлекательного спектакля». Поэтому «Сказка Арденнского леса» строится именно как репетиция, в ходе которой доказывается: а) все люди братья (или в крайнем случае сестры); б) весь мир театр. Двоим актерам, загнанным на стремянки в разных углах сцены, поручено вести эту репетицию, важно оглашая названия эпизодов и выкликая нужных по ходу дела персонажей. В этом раю всем положено быть не только счастливыми, но еще и молодыми: для работы над спектаклем Фоменко мобилизовал совсем юную актерскую поросль, еще не нюхавшую сцены. Это так называемые фоменковские стажеры, разбавленные несколькими ветеранами театра (Кирилл Пирогов, Иван Поповски, Олег Нирян и Никита Тюнин). Все они, остря и подтрунивая друг над дружкой, заняты коллективным сочинением спектакля под названием «жизнь». Эта бесконечная репетиция, разбитая фоменковскими отточиями на короткие эпизоды, мчится вперед словно бы вприпрыжку, и каждый из актеров в любой момент готов сыграть хоть герцога, хоть пастушку. Потому что весь мир театр.
Глеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008