ФИЛЬМ-БАЛЕТ «СПАРТАК»
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ МИР
В Линкольн центре начался фестиваль балетных фильмов, Dance on Camera Festival 2008, который ежегодно организуют Film Society of Lincoln совместно с Center Dance Films Association. Из фильмов разных стран мира составлено четырнадцать программ, в дни фестиваля проводятся встречи с кинокритиками и артистами и директорами, участниками фильмов. Каждая программа включает несколько отдельных сюжетов, и только первая, которой открылся фестиваль, состояла из одного фильма-балета: «Спартака» хореографа Юрия Григоровича и режиссера Вадима Дербенева (музыка Арама Хачатуряна). Балет поставлен в 1968 году в Большом театре, снят в 1975 году. Реставрация 2007-го года сделана так превосходно, что нет ощущения, будто смотришь старый фильм. И романтическая драма, созданная Григоровичем, по-прежнему, притягивает трагической судьбой обреченного на гибель героя, поднявшего бунт против могущественной власти за честь и свободу человека.
Съемка театрального спектакля, тем более, балетного очень сложная съемка. Часто в фильме магия спектакля исчезает, потому что нарушен контакт со зрителем. К тому же в балетном спектакле крупные планы актеров могут выглядеть менее выразительно, а иногда и фальшиво: танцовщик, все-таки, прежде всего, «говорит» телом.
Всего этого почти удалось избежать постановщикам фильма. Они нашли необходимый баланс, сохранили достоинства постановки и хореографии, выразительность сценического оформления С. Вирсаладзе. Актерские удачи танцовщиков не пропали на экране.
Какие-то претензии к фильму все равно есть. Например, мне кажется ненужным сдвоенное изображение пляски пастухов на экране. Эта пляска одно из лучших кордебалетных сцен, созданных Григоровичем, ее не нужно еще усиливать: внимание зрителя рассеивается из-за киношного трюка, и эффект получается обратный задуманному. Мне жаль, что в конце экран заполняет женский кордебалет «плакальщицы». Опять таки, рассеивается впечатление от «пиеты», от скорбной группы в черноте почти космического пространства, каким оно мне казалось, когда я смотрела спектакль на сцене. Во всяком случае, так было в дни премьеры. Плакальщицы, которые появились в спектакле позднее, все-таки, находятся на заднем плане, а в фильме они занимают слишком много места. Но это придирки. По сравнению с тем «живым» спектаклем, который привозил Большой театр в Нью-Йорк несколько лет назад, фильм сохраняет все, что потеряно сегодня молодыми исполнителями «Спартака», как премьерами, так и кордебалетом. В кино, таким образом, сохранили не только шедевр балетного искусства ХХ века, но и великолепие премьерного состава, что послужит когда-нибудь «учебником» для следующих поколений.
Начинается фильм, как и балет, с торжествующего шествия зла могущественный римский полководец, победитель в очередной войне, въезжает на колеснице в Рим. Красс в великолепном исполнении Мариса Лиепы блистательный и ничтожный, обуреваемый страстями почти по бешенства, до безумия, до патологии. .. Блестят щиты легионеров, движется золотая колесница полководца И этому государственному могуществу, этой страшной, бесчеловечной, вооруженной непобедимой силе противостоит один полуобнаженный человек: Спартак Владимира Васильева. Танец Васильева и сегодня на экране поражает нас, как поражал в период расцвета творчества танцовщика. И дело не только в способности Васильева «лететь» в пространстве, хотя и его « летящие» прыжки это уникальный дар танцовщика. Но, что не менее важно, на экране мужественный, прекрасный герой, каких давно уже нет на русской балетной сцене. Когда Васильева показывали крупным планом, у меня, зрителя, замирало сердце от лицезрения того, что излучало это лицо: от душевной чистоты этого Спартака, кристальной, почти неправдоподобной чистоты. Да, Лиепа очень хорош в роли Красса, он разнообразен, и точен, и выразителен во всех актерских нюансах. Фонд имени Мариса Лиепы, созданный его детьми, должен был бы первым делом поставить в Москве памятник Юрию Григоровичу. Если бы Григорович не создал роль Красса для Мариса Лиепы, тот остался бы в анналах Большого театра как один из премьеров, не больше. Блестяще созданный образ римского полководца бросил отсвет на все творчество танцовщика. Так бывает в театре.
Васильев от природы гениальный танцовщик, он был действительно «богом» мужского танца. В этом ничем не измеряемое отличие Васильева от всех других московских танцовщиков его поколения. И фильм сохраняет и его танец, и это завораживающее сценическое обаяние артиста.
В роли Фригии, подруги Спартака, снята Наталья Бессмертнова, эта очарованная «нимфа» русской балетной сцены. Григорович нашел в Бессмертновой идеальную балерину на роли романтических женщин своих балетов.
Я еще раз убедилась на сеансе фильма «Спартак»: какой это был роскошный тандем хореографа и артистов в те времена!
Единственная актерская неудача фильма Нина Тимофеева в роли куртизанки Эгины. Тимофеева в фильме холодна, в ее Эгине нет ни величия, ни порочности, ни той сексуальной притягательности, которая сводит с ума мужчин вокруг нее. Поэтому пропадает не только один из лучших эпизодов ее роли эротический танец с шестом, но и отношения с Крассом: героиня только исполняет хореографию, ничем ее не наполняя.
Когда фильм закончился, в зале некоторое время стояла такая напряженная тишина, какая бывает после пережитого потрясения. Аплодисменты начались только после того, как с экрана исчезли последние титры. Когда в зале зажегся свет, некоторые зрители еще продолжали сидеть на своих местах, обсуждая увиденное. А знаменитая Аллегра Кент (в прошлом прима-балерина труппы Дж. Баланчина) стояла и все повторяла, и повторяла перед окружившими ее зрителями последнее движение Бессмертновой, когда ее Фригия, поднятая воинами над телом убитого Спартака, воздевает свои прекрасные руки в пустоту черного пространства Словом, фильм произвел на публику такое впечатление, какое и должно производить высокое произведение искусства.
Съемка театрального спектакля, тем более, балетного очень сложная съемка. Часто в фильме магия спектакля исчезает, потому что нарушен контакт со зрителем. К тому же в балетном спектакле крупные планы актеров могут выглядеть менее выразительно, а иногда и фальшиво: танцовщик, все-таки, прежде всего, «говорит» телом.
Всего этого почти удалось избежать постановщикам фильма. Они нашли необходимый баланс, сохранили достоинства постановки и хореографии, выразительность сценического оформления С. Вирсаладзе. Актерские удачи танцовщиков не пропали на экране.
Какие-то претензии к фильму все равно есть. Например, мне кажется ненужным сдвоенное изображение пляски пастухов на экране. Эта пляска одно из лучших кордебалетных сцен, созданных Григоровичем, ее не нужно еще усиливать: внимание зрителя рассеивается из-за киношного трюка, и эффект получается обратный задуманному. Мне жаль, что в конце экран заполняет женский кордебалет «плакальщицы». Опять таки, рассеивается впечатление от «пиеты», от скорбной группы в черноте почти космического пространства, каким оно мне казалось, когда я смотрела спектакль на сцене. Во всяком случае, так было в дни премьеры. Плакальщицы, которые появились в спектакле позднее, все-таки, находятся на заднем плане, а в фильме они занимают слишком много места. Но это придирки. По сравнению с тем «живым» спектаклем, который привозил Большой театр в Нью-Йорк несколько лет назад, фильм сохраняет все, что потеряно сегодня молодыми исполнителями «Спартака», как премьерами, так и кордебалетом. В кино, таким образом, сохранили не только шедевр балетного искусства ХХ века, но и великолепие премьерного состава, что послужит когда-нибудь «учебником» для следующих поколений.
Начинается фильм, как и балет, с торжествующего шествия зла могущественный римский полководец, победитель в очередной войне, въезжает на колеснице в Рим. Красс в великолепном исполнении Мариса Лиепы блистательный и ничтожный, обуреваемый страстями почти по бешенства, до безумия, до патологии. .. Блестят щиты легионеров, движется золотая колесница полководца И этому государственному могуществу, этой страшной, бесчеловечной, вооруженной непобедимой силе противостоит один полуобнаженный человек: Спартак Владимира Васильева. Танец Васильева и сегодня на экране поражает нас, как поражал в период расцвета творчества танцовщика. И дело не только в способности Васильева «лететь» в пространстве, хотя и его « летящие» прыжки это уникальный дар танцовщика. Но, что не менее важно, на экране мужественный, прекрасный герой, каких давно уже нет на русской балетной сцене. Когда Васильева показывали крупным планом, у меня, зрителя, замирало сердце от лицезрения того, что излучало это лицо: от душевной чистоты этого Спартака, кристальной, почти неправдоподобной чистоты. Да, Лиепа очень хорош в роли Красса, он разнообразен, и точен, и выразителен во всех актерских нюансах. Фонд имени Мариса Лиепы, созданный его детьми, должен был бы первым делом поставить в Москве памятник Юрию Григоровичу. Если бы Григорович не создал роль Красса для Мариса Лиепы, тот остался бы в анналах Большого театра как один из премьеров, не больше. Блестяще созданный образ римского полководца бросил отсвет на все творчество танцовщика. Так бывает в театре.
Васильев от природы гениальный танцовщик, он был действительно «богом» мужского танца. В этом ничем не измеряемое отличие Васильева от всех других московских танцовщиков его поколения. И фильм сохраняет и его танец, и это завораживающее сценическое обаяние артиста.
В роли Фригии, подруги Спартака, снята Наталья Бессмертнова, эта очарованная «нимфа» русской балетной сцены. Григорович нашел в Бессмертновой идеальную балерину на роли романтических женщин своих балетов.
Я еще раз убедилась на сеансе фильма «Спартак»: какой это был роскошный тандем хореографа и артистов в те времена!
Единственная актерская неудача фильма Нина Тимофеева в роли куртизанки Эгины. Тимофеева в фильме холодна, в ее Эгине нет ни величия, ни порочности, ни той сексуальной притягательности, которая сводит с ума мужчин вокруг нее. Поэтому пропадает не только один из лучших эпизодов ее роли эротический танец с шестом, но и отношения с Крассом: героиня только исполняет хореографию, ничем ее не наполняя.
Когда фильм закончился, в зале некоторое время стояла такая напряженная тишина, какая бывает после пережитого потрясения. Аплодисменты начались только после того, как с экрана исчезли последние титры. Когда в зале зажегся свет, некоторые зрители еще продолжали сидеть на своих местах, обсуждая увиденное. А знаменитая Аллегра Кент (в прошлом прима-балерина труппы Дж. Баланчина) стояла и все повторяла, и повторяла перед окружившими ее зрителями последнее движение Бессмертновой, когда ее Фригия, поднятая воинами над телом убитого Спартака, воздевает свои прекрасные руки в пустоту черного пространства Словом, фильм произвел на публику такое впечатление, какое и должно производить высокое произведение искусства.
Нина Аловерт,
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007