RuEn

«Жизнь лучше снов┘»

Недавно выступив в нашем городе, она их не только не разочаровала, но поразила неиссякаемым творческим поиском. Сохранив все чудесные качества своего таланта: огромный голосовой диапазон, тонкий вкус в выборе репертуара, театральность подачи песен, драматические краски в исполнении, — Елена познакомила слушателей с новыми направлениями ее поиска — духовной поэзией, положенной на музыку. Еще спела песни-размышления о Родине: «Моя Родина, мой последний дом, все грехи твои на себя приму…». Порадовала юмором и самоиронией. Сыграла в одной песне «Рио-Рита» три женских возраста. Увела слушателей в далекий и прекрасный мир французских шансонье… О Камбуровой музыканты говорят: «Она поет наш мир. Не тот, внешний, что определяется бегом секундной стрелки, а тот, что внутри нас. Тот, где все мы чутки, внимательны, благородны, ранимы и беззащитны». Она песнями хочет достучаться до сердца каждого, кто пришел ее слушать, чтобы вместе задуматься о «теченье дней и шелестенье лет», о том, «зачем на земле этой грешной живем…».
Много лет Елена Камбурова ни на кого не похожа и хорошо знает об этом, признаваясь слушателям: «Среди нехоженых путей один — путь мой, среди непройденных дорог одна — моя…» Это сложная миссия: проповедовать высокие ценности на эстраде, уверенно держась вне моды. Однако истинным миссионерам трудности только укрепляют дух.

 — Елена Антоновна, когда-то вы называли Омск в числе нескольких своих городов, где с публикой у вас полное взаимопонимание. Отчего же давно не приезжали?
 — Я не была в Омске 10 лет и уже распрощалась с городом. Все изменилось на эстраде…
 — Но зал встречал Вас восторженно, как будто это была долгожданная встреча. Кто Ваш зритель? Интеллигенция?
 —' Не только интеллигенция. Люди с доброй душой, которые способны не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть.
 — Много ли вы выступаете?
 — 10-12 раз в месяц.
 — Другую певицу, которая много лет работает в таком напряженном режиме, спросили бы, как ей удается сохранить голос. А ваше пение сегодня совершеннее и богаче, чем 20 лет назад. Что вы делаете, чтобы постоянно развиваться?
 — В партитуре песни много инструментов. У рук свой рисунок. Глаза. Голос. Никто не может со стороны подсказать исполнителю, как петь новую песню. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он не задумывается о том, каким голосом кричит, появляется такой голос, которого раньше не было. Работа с песней — это экстремальная ситуация. Голос развивается вместе с рождением нового образа. А я сыграла целую галерею характерных ролей. Песни становятся учителями. Не только утверждением морально-нравственных принципов. Они учат и мой голос. Голосовым связкам даешь задание — они начинают его выполнять.
 — В вашем репертуаре стихи великих поэтов, положенные на музыку композиторами наших дней. А поэзия наших современников вам не интересна?
 — Это очень непростой вопрос. Я много читаю, перелистываю. Сейчас мне интересна поэзия Олеси Николаевой: (О. Николаева — православная поэтесса, жена священника храма Св. Татианы при МГУ. — Прим. С. В. ).
 — Случается ли так: вы предлагаете композитору написать музыку на понравившиеся вам стихи?
 — Это идеальный вариант. У меня так было только раза четыре.
 — Расскажите о своем театре. В свое время несколько певиц собирались создавать театры песни. Но только вам удалось осуществить мечту.
 — Театр Музыки и Поэзии долго существовал только на бумаге. Но вот уже четвертый сезон он работает, как положено театру. У нас два небольших зала на 130 и 80 мест. От того, что зрителей мало, ценность каждого вырастает намного. Сначала мы боялись, что к нам не придут люди. Сейчас проблема усадить всех желающих. У нас уютно, часто проходят выставки. В репертуаре —8 спектаклей. Первым был «Здравствуйте, Жак Брель» — о великом певце, потом «Абсент» — по французскому шансону и импрессионистской музыке. В «Каплях датского короля» звучат произведения Б. Окуджавы. Пианист Олег Синкин предложил идею спектакля «Грезы», где звучит музыка Шуберта и Шумана. Мы считаем, что нашли в театре особый способ жизни музыки. Режиссер Иван Поповски поставил у нас большинство спектаклей. Он говорит, что ему очень нравится атмосфера нашего театра.
 — Как тесен мир искусства! Режиссер Иван Поповски поставил в Омском камерном «Пятом театре» спектакль «Емельян Пугачев». Пианист Олег Синкин — омич, выпускник музучилища им. В. Я. Шебалина. Его привел к вам другой бывший омич — гитарист Александр Винницкий. 
 — Олег не только пианист, он поет в спектакле «Капли Датского короля», я считаю его голос очень красивым. Но в нашем театре не только песни. Я играю в спектакле «Антигона» Софокла все роли, мне интересно пробовать себя в драматическом амплуа. В нашем театре с чтецкими программами выступают Сергей Юрский, Антонина Кузнецова, Александр Филиппенко.
 — Жаль, что мы не видим вас и ваш театр на телевидении. Даже на канале «Культура».
 — Я и сама не могу понять, почему так происходит. Ну ясно, что там, где звучат пустые песенки, мы не нужны. В моем окружении появляются предельно талантливые певицы. Елена Веремеенко, Анна Комова, Ирина Евдокимова, Елена Фролова — это настоящие звезды. Только наше сумасшедшее время гасит все талантливое. Нужно обязательно быть на телеэкране. Инна Тудакова, у которой голос такой, что мурашки по коже, — решила сдаться, во имя популярности поступиться хорошим репертуаром. Но ее все равно не взялись раскручивать — слишком много слов в песнях!
Для меня загадкой является то, что каналу «Культура» мы пока тоже; не интересны. А ведь могли бы предложить интересные проекты с телевизионной драматургией. Авторкая песня понемногу возвращается на телевидение, может быть, и наше время придет. Есть очень много зрителей в России, которые никогда не увидят меня на сцене и были бы рады встрече на телеэкране.
 — Раньше, если говорили о своеобразии манеры исполнения, о высоком профессионализме, употребляли выражение «русский шансон». А сегодня так называют тюремные песни и их исполнителей. Как вы к этому относитесь?
 — Конечно, плохо. Время изменилось, и об этом можно судить по песням. «Не запирайте вашу дверь, пусть будет дверь открыта», — написал Булат Окуджава. Как это звучит сегодня? Но множество людей и сегодня согласны с тем, что «дверям закрытым грош цена». И я чувствую себя солдатом Армии Спасения, спасая себя, моих друзей и зрителей от бездушия, пошлости и грубости.
 — Вам должно быть очень неуютно на эстраде, где искусство в плену у коммерции, но вы заряжаете слушателей одной с вами группы крови надеждой на то, что профессионализм и романтика живы. На чем основан оптимизм Елены Камбуровой?
 — На том, что есть единомышленники. И все-таки случилось чудо — наш кораблик — театр плывет…
В песне на слова Ап. Григорьеева певица обращается к слушателям: «Жизнь лучше снов… Смотри впереди светло…»
Зал ее слышит. 
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.