Любовь и смерть под звон вилок
«Бесприданница» в театре Фоменко
В театре Петра Фоменко, в новом здании, возвышающемся над Москвой-рекой, премьера. Театр набит до отказа, зрители непростые Владимир Войнович, Михаил Козаков, бизнесмены, шикарные дамы┘ По окончании спектакля мордоворотистая охрана встречает своих хозяев с шубами в руках. Дают «Бесприданницу» Островского. Пьеса уже навязла на зубах особенно после фильма «Жестокий романс». Что сделает Петр Наумович с героями, знакомыми уже до боли? Взгляд получился более чем необычный.
У каждой эпохи свое лицо. Вот XIX век, вторая половина. Достаточно посмотреть на портреты, фотографии глаза у людей такие, как будто их обладатели рождены для страданий и серьезных размышлений. «Бесприданница» у Фоменко, поставленная с молодыми актерами, имеет лицо нашей эпохи. Паратов словно сошел с буклета, рекламирующего парфюм или сигареты. Карандышев с ямочками на щеках, Лариса Дмитриевна, постоянно смеющаяся┘ Трагизм в спектакле появляется только к финалу. Зато какой!
А начинается все легко и приятно. Вожеватов с Кнуровым пьют шампанское из чайничка. Вспоминают всю печальную историю Ларисы Дмитриевны как Паратов с ней погулял да и уехал. История и правда печальная, Ларисе Дмитриевне веселиться не с чего. Однако появляется счастливое семейство: Лариса (Полина Агуреева), Карандышев (Евгений Цыганов) и Харита Игнатьевна (Наталия Курдюбова). Лариса Дмитриевна жениха то целует, то обнимает, то по голове гладит, все время улыбается и смеется. И видно, что она заставила себя всю боль, связанную с Паратовым, забыть. А Карандышев очень даже мил, ничего в нем отвратительного и напыщенного нет. Разве что глуп?
Особая интонация всего спектакля это плывущие движения и голоса, некая плавность, медленный поток. Спектакль словно бы специально поставлен очень холодно. Попробуйте на расстоянии 15 метров сказать человеку «люблю»! Ноги сами поднесут вас к нему поближе. Однако Паратов склоняет Ларису поехать с ними на Волгу, сидя на каком-то столике. И становится ясно, что ни Паратов не любит Ларису ни капли, ни она его┘ Так почему ж она поехала? Она наивный ребенок, вещь, кукла, она благостно принимает все. Карандышев хорошо. Паратов хорошо. И только когда между ней и Паратовым случилось ЭТО┘ Все рушится.
Мать Ларисы, по возрасту больше похожая на сестру, как будто живет не проблемами дочери, а какой-то своей жизнью, скрытой за пределами сцены. Тетка Карандышева уморительный персонаж. Все бутылки вина посчитала, о серебряных вилках беспокоится, поет романс: «Ше-е-епчут во мраке ночно-о-ом┘ Ло-о-ожечка┘ Где ж ты, голубка родна-а-ая┘ Ви-и-илочка┘» Звон этих вилок-ложек проходит сквозь весь спектакль.
У каждой эпохи свое лицо. Вот XIX век, вторая половина. Достаточно посмотреть на портреты, фотографии глаза у людей такие, как будто их обладатели рождены для страданий и серьезных размышлений. «Бесприданница» у Фоменко, поставленная с молодыми актерами, имеет лицо нашей эпохи. Паратов словно сошел с буклета, рекламирующего парфюм или сигареты. Карандышев с ямочками на щеках, Лариса Дмитриевна, постоянно смеющаяся┘ Трагизм в спектакле появляется только к финалу. Зато какой!
А начинается все легко и приятно. Вожеватов с Кнуровым пьют шампанское из чайничка. Вспоминают всю печальную историю Ларисы Дмитриевны как Паратов с ней погулял да и уехал. История и правда печальная, Ларисе Дмитриевне веселиться не с чего. Однако появляется счастливое семейство: Лариса (Полина Агуреева), Карандышев (Евгений Цыганов) и Харита Игнатьевна (Наталия Курдюбова). Лариса Дмитриевна жениха то целует, то обнимает, то по голове гладит, все время улыбается и смеется. И видно, что она заставила себя всю боль, связанную с Паратовым, забыть. А Карандышев очень даже мил, ничего в нем отвратительного и напыщенного нет. Разве что глуп?
Особая интонация всего спектакля это плывущие движения и голоса, некая плавность, медленный поток. Спектакль словно бы специально поставлен очень холодно. Попробуйте на расстоянии 15 метров сказать человеку «люблю»! Ноги сами поднесут вас к нему поближе. Однако Паратов склоняет Ларису поехать с ними на Волгу, сидя на каком-то столике. И становится ясно, что ни Паратов не любит Ларису ни капли, ни она его┘ Так почему ж она поехала? Она наивный ребенок, вещь, кукла, она благостно принимает все. Карандышев хорошо. Паратов хорошо. И только когда между ней и Паратовым случилось ЭТО┘ Все рушится.
Мать Ларисы, по возрасту больше похожая на сестру, как будто живет не проблемами дочери, а какой-то своей жизнью, скрытой за пределами сцены. Тетка Карандышева уморительный персонаж. Все бутылки вина посчитала, о серебряных вилках беспокоится, поет романс: «Ше-е-епчут во мраке ночно-о-ом┘ Ло-о-ожечка┘ Где ж ты, голубка родна-а-ая┘ Ви-и-илочка┘» Звон этих вилок-ложек проходит сквозь весь спектакль.
Вера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007