Осенняя заметка о летнем впечатлении
Бывает, что вдруг, трудно сказать почему, снова потянет на когда-то виденный спектакль. Понимаешь, что он идет годы и годы, давно мог выветриться, как чаще всего и бывает. К тому же за окном разгар позднего лета, люди в Москве бродят, как сонные мухи. У актеров вот-вот начнется отпуск. Совсем не тот случай, когда нужно спешить в театр. Испортить себе былую радость, то и дело воскресающую в душе, замутить прежнее впечатление легче легкого. Так стоит ли рисковать? Оказалось – стоит.
Речь идет об одном из последних созданий Петра Фоменко – “Бесприданнице” А. Н. Островского.
Свидетельствую: зал битком, словно конец июля – это самый пик сезона. Спектакль свеж, как на премьере, краски его нисколько не потускнели. Фоменки разных поколений ничуть не берегут себя на сцене, самоотдача, как в лучшие времена, полнейшая. Подмостками всецело владеет пленительно печальный дух старого романса: Фоменко чувствовал его, как никто, и сам изумительно пел романсы (слава Богу, записи сохранились). Публика на “Бесприданнице”, как всегда в этом театре, отзывалась на малейшее движение актерских душ. Словом, у всех тихое театральное счастье.
Лучшее в спектакле, понятно, – Лариса в исполнении Полины Агуреевой. Так, собственно, было и прежде. Кто из видевших эту “Бесприданницу” не помнит сцену, которая на премьере была кульминацией, высшей точкой всей постановки – песню Ларисы. Тогда вспоминались слова Феди Протасова, внимающего цыганской “невечерней”: “тут не свобода, тут воля!”. И на этот раз Полина Агуреева пела так, что в зале наступила та особая, ни с чем не сравнимая тишина, сопутствующая мгновениям, ради которых, может быть, и существует театр.
Стало быть, ничего неожиданного, что расходилось бы с давним впечатлением, в “Бесприданнице” лета 2017 года не было? Пожалуй, не было. Кроме последней сцены.
Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что Агуреева в финале рассказала совсем иную историю, чем привыкли видеть в пьесе Островского и чем то, что она сама играла в первых спектаклях. Возможно, впрочем, тогда я просто не смог избавиться от засевшей в памяти традиционной трактовки.
На этот раз в предсмертной сцене актриса сыграла другое, чем сотни прежних Ларис, несчастных жертв денежных расчетов. Она сыграла абсолютное, безраздельное счастье. Счастье души, только что пережившей высший миг женской судьбы – ночь любви с давно и без удержу любимым человеком. Хмельное счастье тела, потрясенного слияньем с плотью возлюбленного, священным – вопреки всему на свете – актом любви, даровавшим всей ее жизни, всем ее мукам и унижениям смысл и оправдание. Лариса не слепа, она знает, что там, за Волгой, ей досталась последняя, прощальная ночь, что Паратов ее предал и жизнь ее кончена. Но горечь этого сознания не мешает чувствовать, что высшая цель всей жизни достигнута и что этой ночи никому у нее не отнять. Ее тело, все ее существо обретает вдруг головокружительную свободу. Она сидит босая, раскинув складки свободного платья по ступеням лестницы, и вы чуть ли не физически ощущаете, как, в сущности, она – обманутая, подло брошенная – блаженно счастлива. Лариса твердо знает: лучше, чем теперь, ей больше никогда не будет. Значит, незачем дальше тянуть постылую жизнь. Слова благодарности, которые она посылает убившему ее, – непритворны.
Все благие рассуждения “островсковедов” об участи женщины, обреченной быть предметом купеческого торга (“я – вещь” и так далее) кажутся худосочными перед этим неудержимым потоком женского счастья.
Простой урок старым и молодым коллегам, да и себе самому: нужно, нужно ходить на старые спектакли.
Источник: «Экран и Сцена»
Речь идет об одном из последних созданий Петра Фоменко – “Бесприданнице” А. Н. Островского.
Свидетельствую: зал битком, словно конец июля – это самый пик сезона. Спектакль свеж, как на премьере, краски его нисколько не потускнели. Фоменки разных поколений ничуть не берегут себя на сцене, самоотдача, как в лучшие времена, полнейшая. Подмостками всецело владеет пленительно печальный дух старого романса: Фоменко чувствовал его, как никто, и сам изумительно пел романсы (слава Богу, записи сохранились). Публика на “Бесприданнице”, как всегда в этом театре, отзывалась на малейшее движение актерских душ. Словом, у всех тихое театральное счастье.
Лучшее в спектакле, понятно, – Лариса в исполнении Полины Агуреевой. Так, собственно, было и прежде. Кто из видевших эту “Бесприданницу” не помнит сцену, которая на премьере была кульминацией, высшей точкой всей постановки – песню Ларисы. Тогда вспоминались слова Феди Протасова, внимающего цыганской “невечерней”: “тут не свобода, тут воля!”. И на этот раз Полина Агуреева пела так, что в зале наступила та особая, ни с чем не сравнимая тишина, сопутствующая мгновениям, ради которых, может быть, и существует театр.
Стало быть, ничего неожиданного, что расходилось бы с давним впечатлением, в “Бесприданнице” лета 2017 года не было? Пожалуй, не было. Кроме последней сцены.
Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что Агуреева в финале рассказала совсем иную историю, чем привыкли видеть в пьесе Островского и чем то, что она сама играла в первых спектаклях. Возможно, впрочем, тогда я просто не смог избавиться от засевшей в памяти традиционной трактовки.
На этот раз в предсмертной сцене актриса сыграла другое, чем сотни прежних Ларис, несчастных жертв денежных расчетов. Она сыграла абсолютное, безраздельное счастье. Счастье души, только что пережившей высший миг женской судьбы – ночь любви с давно и без удержу любимым человеком. Хмельное счастье тела, потрясенного слияньем с плотью возлюбленного, священным – вопреки всему на свете – актом любви, даровавшим всей ее жизни, всем ее мукам и унижениям смысл и оправдание. Лариса не слепа, она знает, что там, за Волгой, ей досталась последняя, прощальная ночь, что Паратов ее предал и жизнь ее кончена. Но горечь этого сознания не мешает чувствовать, что высшая цель всей жизни достигнута и что этой ночи никому у нее не отнять. Ее тело, все ее существо обретает вдруг головокружительную свободу. Она сидит босая, раскинув складки свободного платья по ступеням лестницы, и вы чуть ли не физически ощущаете, как, в сущности, она – обманутая, подло брошенная – блаженно счастлива. Лариса твердо знает: лучше, чем теперь, ей больше никогда не будет. Значит, незачем дальше тянуть постылую жизнь. Слова благодарности, которые она посылает убившему ее, – непритворны.
Все благие рассуждения “островсковедов” об участи женщины, обреченной быть предметом купеческого торга (“я – вещь” и так далее) кажутся худосочными перед этим неудержимым потоком женского счастья.
Простой урок старым и молодым коллегам, да и себе самому: нужно, нужно ходить на старые спектакли.
Источник: «Экран и Сцена»
Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви»Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданымОлеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость"Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007