«Безумная из Шайо»
Эту пьесу Петр Фоменко ставил в начале 2000-х, когда у его театра еще не было нового здания. Париж, придуманный Фоменко, еле умещался в помещении бывшего кинотеатра «Киев». Тогда понадобилось сразу два зала: в одном была улица с кафе, в другом – жилище главной героини Орели. Пространство спектакля, обжитое фантазиями и снами, казалось притягательным и уютным. Но многонаселенному действию в такой обстановке, конечно, было тесно. Перенести «Безумную из Шайо» на Большую сцену Петр Наумович так и не успел. Возобновление осуществил Кирилл Пирогов.
Декорации, музыка, костюмы, мизансцены и основные интонации остались прежними. Но, оказавшись в ином измерении, постановка обрела масштаб. Сгустились краски, усилились контрасты. Одиннадцать лет спустя после первого представления Галина Тюнина вновь играет роль Орели. И если раньше ее роскошная парижанка без возраста больше удивляла странным поведением, то теперь восхищает мудростью. Она безумная только потому, что презирает практицизм. Не хочет быть как все и одерживает верх над любой ситуацией. Даже, казалось бы, совсем безнадежной. Учредители какого-то «О. Б. П. Н.», обнаружив нефтяной источник под домиком Орели, вздумали завладеть богатством, отправив хозяйку в сумасшедший дом навсегда. Но «безумная» не теряет бдительности. В итоге с лица земли исчезают те, кто жаждет наживы. А те, кто предпочитает более высокие ценности, счастливы и бессмертны. Коллизия пьесы укладывается в несколько слов. Но содержание спектакля не поддается краткому пересказу. В нем есть и атмосфера беспечного праздника, словно позаимствованная с картин Тулуз-Лотрека и Писсарро. Есть и едкая издевка над дельцами, точно удавшаяся Евгению Цыганову, Никите Тюнину, Олегу Ниряну, Юрию Буторину. Есть и магия воспоминаний, благодаря которым подруги Орели похожи на сказочных призраков, особенно Габриэль (Мадлен Джабраилова) – воздушное создание не от мира сего. Есть запредельная театральная фантазия Петра Фоменко, искусство ради искусства, объясняющее мир точнее любых рациональных формул.
Статья «Безумная из Шайо» взята с сайта «Театральная афиша» www.teatr.ru
Декорации, музыка, костюмы, мизансцены и основные интонации остались прежними. Но, оказавшись в ином измерении, постановка обрела масштаб. Сгустились краски, усилились контрасты. Одиннадцать лет спустя после первого представления Галина Тюнина вновь играет роль Орели. И если раньше ее роскошная парижанка без возраста больше удивляла странным поведением, то теперь восхищает мудростью. Она безумная только потому, что презирает практицизм. Не хочет быть как все и одерживает верх над любой ситуацией. Даже, казалось бы, совсем безнадежной. Учредители какого-то «О. Б. П. Н.», обнаружив нефтяной источник под домиком Орели, вздумали завладеть богатством, отправив хозяйку в сумасшедший дом навсегда. Но «безумная» не теряет бдительности. В итоге с лица земли исчезают те, кто жаждет наживы. А те, кто предпочитает более высокие ценности, счастливы и бессмертны. Коллизия пьесы укладывается в несколько слов. Но содержание спектакля не поддается краткому пересказу. В нем есть и атмосфера беспечного праздника, словно позаимствованная с картин Тулуз-Лотрека и Писсарро. Есть и едкая издевка над дельцами, точно удавшаяся Евгению Цыганову, Никите Тюнину, Олегу Ниряну, Юрию Буторину. Есть и магия воспоминаний, благодаря которым подруги Орели похожи на сказочных призраков, особенно Габриэль (Мадлен Джабраилова) – воздушное создание не от мира сего. Есть запредельная театральная фантазия Петра Фоменко, искусство ради искусства, объясняющее мир точнее любых рациональных формул.
Статья «Безумная из Шайо» взята с сайта «Театральная афиша» www.teatr.ru
Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- «Безумная из Шайо» снова на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК Daily», 15.03.2013