Балаганчик Крымова
В третий раз звенит колокольчик – традиционный для театра “Мастерская Петра Фоменко” сигнал к началу спектакля. Но на сцену вдруг высыпают неожиданные люди: монтировщики, реквизиторы, звукотехники… Театр врывается в жизнь или жизнь врывается в театр? Всего пара минут, и готов демонтаж нескольких кресел первых рядов (ошарашенные зрители смиренно пересаживаются), а на их месте появляются режиссерский столик со стулом (их долго и придирчиво подбирают), лампой и чаем, а следом и сам мэтр. Режиссер Евгений Эдуардович.
Пройдет немного времени, и троих актеров в роскошных белых костюмах, исполняющих арии Моцарта, постановщик хладнокровно застрелит из ружья. Помпезные белоснежные декорации будут забрызганы бутафорской кровью, а оперные партии заглохнут под мелодию “Дельтаплана” в исполнении Валерия Леонтьева. Так с ироническим оскалом, мучительно болезненно, но с пронзительной любовью к жизни и ремеслу художника раскрывается принцип дуализма в новом спектакле Дмитрия Крымова “Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция”. Речь о двоемирии, в котором театр и жизнь, жизнь и смерть, опера и ретрошлягеры, смех и боль переплетаются и меняются местами. Жизнь прикидывается театром, театр оказывается жизнью, а смерть отступает и перед тем и перед другим.
В премьере Мастерской Дмитрий Крымов продолжает со свойственным ему черным юмором, тягой к карикатуре и глубоким экзистенциальным подтекстом препарировать тему театра и себя в нем, которая прослеживается в последних его постановках. Спектакль “Все тут” в “Школе современной пьесы” был посвящен погружению в прошлое театральной семьи постановщика, ее окружению и размышлениям о ценности жизни и профессии. И если во “Все тут” у Крымова разговор был о конкретных людях, событиях и обстоятельствах, то “Дон Жуан”, несмотря на безусловно личную, интимную интонацию, это сочинение о мире театра как таковом: о его сумасшествии, рыданиях и ликованиях; и о тех, чья жизнь немыслима вне сцены.
Первый акт – перевертыш, режиссер в нем обманчиво уводит зрителя в сторону по-настоящему смешного театрального капустника. Обманка, как в блоковском “Балаганчике”, представляющемся поначалу буффонадой, комедией дель арте, но в интонациях которого с самого начала чувствуется и подвох, и издевка, и сумасбродство. Так и у Крымова, умело усыпляющего зрительскую бдительность. Кажется, что публике предстоит увидеть безобидное представление в духе “веселых и славных”. Но все пойдет иначе, и этот нелепый и больной мир театральных подмостков отразится в каждом зрителе, даже в том, кто не знаком близко с его безумной реальностью.
Несмотря на густонаселенность спектакля и крепкий актерский ансамбль из нескольких поколений “фоменок” (прекрасные работы у Розы Шмуклер, Тагира Рахимова, Александра Моровова), Дмитрий Крымов концентрирует всю историю вокруг главного героя. Престарелый режиссер в исполнении Евгения Цыганова пытается репетировать сцены из оперы Моцарта “Дон Жуан”. Он известен, немощен душой и телом, обречен на славу былых побед и признаний, опустошен, но все еще беспощадно влюблен в театр. Цыганов – артист с мощной харизмой и драматическим магнетизмом взгляда – лишен в этой работе своего лица. На нем – морщинистая маска старика, и он вынужден обходиться (совершенно виртуозно) только пластикой и интонациями. Роль рождается из внутренней энергетики исполнителя. Движения персонажа Цыганова неспешны, но одновременно по-старчески суетливы; а за хриплым, убаюкивающим голосом кроется истерика, готовая разразиться в любую секунду. Она и случается: режиссер, не добившись от актеров чистого исполнения, стреляет в них из ружья. Только происходит это равнодушно, обыденно, как в фильмах Тарантино, где герои могут внешне не демонстрировать готовность к выстрелу, но внутри них идет процесс концентрации (как доктор Шульц в тарантиновском “Джанго освобожденный”: “Извините, не мог устоять”).
Во втором акте стрельбище превращается в погост. Декорации к “Дон Жуану” становятся руинами (театрик исчезает на глазах у зрителя), и на их месте вырастает кладбище старых вещей и воспоминаний (художник Мария Трегубова). Детский стульчик, холодильник-рухлядь и даже макет завода в Кривом Роге с дымящимися трубами – все это помогает герою воскресить щемящую боль и живую радость прошлого. Он возвращает себе способность ценить подлинное, настоящее, а не восхищаться поддельным, бутафорским. “Кто-то здесь гениальнее меня?” – искренне потрясается мэтр при виде настоящего снега, сыплющегося с колосников.
Дмитрий Крымов создает два глобальных финала, словно споря и с жизнью, и со смертью одновременно. В первом история заканчивается пафосной смертью героя, проваливающегося под сцену в преисподнюю, во втором – его чудесным воскрешением, происходящим под рингтон мобильного телефона. Медленно, в полной темноте уплывает под колосники мобильник ожившего режиссера с горящими кнопками-звездами. Символ? Аллюзия? – Просто театр. Театрик. Но почему-то вслед за Пьеро из “Балаганчика” хочется произнести: “Мне очень грустно. А вам смешно?”.
Источник: «Экран и Сцена»
Пройдет немного времени, и троих актеров в роскошных белых костюмах, исполняющих арии Моцарта, постановщик хладнокровно застрелит из ружья. Помпезные белоснежные декорации будут забрызганы бутафорской кровью, а оперные партии заглохнут под мелодию “Дельтаплана” в исполнении Валерия Леонтьева. Так с ироническим оскалом, мучительно болезненно, но с пронзительной любовью к жизни и ремеслу художника раскрывается принцип дуализма в новом спектакле Дмитрия Крымова “Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция”. Речь о двоемирии, в котором театр и жизнь, жизнь и смерть, опера и ретрошлягеры, смех и боль переплетаются и меняются местами. Жизнь прикидывается театром, театр оказывается жизнью, а смерть отступает и перед тем и перед другим.
В премьере Мастерской Дмитрий Крымов продолжает со свойственным ему черным юмором, тягой к карикатуре и глубоким экзистенциальным подтекстом препарировать тему театра и себя в нем, которая прослеживается в последних его постановках. Спектакль “Все тут” в “Школе современной пьесы” был посвящен погружению в прошлое театральной семьи постановщика, ее окружению и размышлениям о ценности жизни и профессии. И если во “Все тут” у Крымова разговор был о конкретных людях, событиях и обстоятельствах, то “Дон Жуан”, несмотря на безусловно личную, интимную интонацию, это сочинение о мире театра как таковом: о его сумасшествии, рыданиях и ликованиях; и о тех, чья жизнь немыслима вне сцены.
Первый акт – перевертыш, режиссер в нем обманчиво уводит зрителя в сторону по-настоящему смешного театрального капустника. Обманка, как в блоковском “Балаганчике”, представляющемся поначалу буффонадой, комедией дель арте, но в интонациях которого с самого начала чувствуется и подвох, и издевка, и сумасбродство. Так и у Крымова, умело усыпляющего зрительскую бдительность. Кажется, что публике предстоит увидеть безобидное представление в духе “веселых и славных”. Но все пойдет иначе, и этот нелепый и больной мир театральных подмостков отразится в каждом зрителе, даже в том, кто не знаком близко с его безумной реальностью.
Несмотря на густонаселенность спектакля и крепкий актерский ансамбль из нескольких поколений “фоменок” (прекрасные работы у Розы Шмуклер, Тагира Рахимова, Александра Моровова), Дмитрий Крымов концентрирует всю историю вокруг главного героя. Престарелый режиссер в исполнении Евгения Цыганова пытается репетировать сцены из оперы Моцарта “Дон Жуан”. Он известен, немощен душой и телом, обречен на славу былых побед и признаний, опустошен, но все еще беспощадно влюблен в театр. Цыганов – артист с мощной харизмой и драматическим магнетизмом взгляда – лишен в этой работе своего лица. На нем – морщинистая маска старика, и он вынужден обходиться (совершенно виртуозно) только пластикой и интонациями. Роль рождается из внутренней энергетики исполнителя. Движения персонажа Цыганова неспешны, но одновременно по-старчески суетливы; а за хриплым, убаюкивающим голосом кроется истерика, готовая разразиться в любую секунду. Она и случается: режиссер, не добившись от актеров чистого исполнения, стреляет в них из ружья. Только происходит это равнодушно, обыденно, как в фильмах Тарантино, где герои могут внешне не демонстрировать готовность к выстрелу, но внутри них идет процесс концентрации (как доктор Шульц в тарантиновском “Джанго освобожденный”: “Извините, не мог устоять”).
Во втором акте стрельбище превращается в погост. Декорации к “Дон Жуану” становятся руинами (театрик исчезает на глазах у зрителя), и на их месте вырастает кладбище старых вещей и воспоминаний (художник Мария Трегубова). Детский стульчик, холодильник-рухлядь и даже макет завода в Кривом Роге с дымящимися трубами – все это помогает герою воскресить щемящую боль и живую радость прошлого. Он возвращает себе способность ценить подлинное, настоящее, а не восхищаться поддельным, бутафорским. “Кто-то здесь гениальнее меня?” – искренне потрясается мэтр при виде настоящего снега, сыплющегося с колосников.
Дмитрий Крымов создает два глобальных финала, словно споря и с жизнью, и со смертью одновременно. В первом история заканчивается пафосной смертью героя, проваливающегося под сцену в преисподнюю, во втором – его чудесным воскрешением, происходящим под рингтон мобильного телефона. Медленно, в полной темноте уплывает под колосники мобильник ожившего режиссера с горящими кнопками-звездами. Символ? Аллюзия? – Просто театр. Театрик. Но почему-то вслед за Пьеро из “Балаганчика” хочется произнести: “Мне очень грустно. А вам смешно?”.
Источник: «Экран и Сцена»
Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Культурные события мая: куда пойти в Москве и ПетербургеАнастасия Каменская, «РБК Стиль», 1.05.2021
- Что посмотреть в театре в маеАнна Юсина, «Афиша Daily», 1.05.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»«Esquire», 29.04.2021
- Водянова, Триер и Шагал: чем заняться с 27 апреля по 2 мая«Harpers Bazaar», 27.04.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021