Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег
Еще в начале сезона режиссер Иван Поповски, ярко начавший в 90-е выпускник того самого первого курса Петра Фоменко, из которого позднее и родилась знаменитая Мастерская, рассказал журналистам: он работает над «Сном в летнюю ночь». И вот в конце сезона новая сцена Мастерской Фоменко получила почти четырехчасовой шекспировский полет — во снах и наяву.
Кажется, что в этом «Сне» парят все, включая текст знаменитой комедии в новом переводе Осии Сороки. Соединяясь с фирменным «легким дыханием» актеров театра, Шекспир звучит нежно и свежо — как шелест ветра в ночном лесу.
Складывается впечатление, что знаменитая комедия — идеальный материал для актеров этого театра, с их тонкой акварельной игрой, бесконечной тягой к лицедейству. Тут охотно меняются ролями, бесстрашно парят над сценой и пролетают прямо над головами испуганных зрителей, держась лишь за кажущиеся совершенно воздушными ткани, которые трансформируются то в колонны Афин, а то в лесную чащу.
В экспозиции режиссер ненадолго возводит две пары влюбленных на котурны (в центре сюжета пьесы — в том числе и любовный четырехугольник, в котором оказываются герои пьесы — Гермия, Лизандр, Елена и Деметрий).
Затем дает волю иронии, заставляя всех четверых героев смешно ковылять, передвигаясь на одной подставке, а потом и вовсе заставляет выделывать невероятные трюки, граничащие с балетом и акробатикой. Впрочем, «заставляет» слово неуместное — слишком заразительны те кураж и азарт, с которым недавние стажеры Серафима Огарева (Гермия), Ирина Горбачева (Елена), Александр Мичков (Лизандр) и Юрий Буторин (Деметрий) разбираются с любовным четырехугольником. В палитре их игры — невероятные па, неожиданные интонации вроде кошачьего шипенья, с которым бросаются друг на друга девушки в момент, когда под влиянием волшебного сока оба молодых человека меняют адресатов своих любовных признаний.
Но сюжет «Сна в летнюю ночь», как мы помним, не ограничивается историей влюбленных. Есть еще как минимум три линии — царицы эльфов Титании, влюбившейся в ремесленника, который репетировал в лесу вместе с товарищами пьесу к свадьбе герцога; герцога, женившегося на предводительнице амазонок Ипполите; и вставной сюжет с пьесой, которую ремесленники и разыгрывают на свадьбе.
На сцене Мастерской сюжеты переплетаются, объединяя актеров трех поколений. Театральность действия всячески подчеркивается. Например, и Оберон, и Тезей (которых играет Карэн Бадалов) смотрят в один и тот же театральный бинокль: Оберон наблюдает за влюбленными, а Тезей смотрит постановку ремесленников, по-режиссерски замечая: «Опять не там акценты расставят». На сцене Мастерской сюжеты переплетаются, объединяя фоменок трех поколений.
А «двойные» роли (Галина Тюнина играет Титанию и Ипполиту, Карэн Бадалов – Тезея и Оберона, эльфа Робина и распорядителя празднеств Филострата Амбарцум Кабанян) подчеркивают зеркальность миров, сильнее которых оказывается магия сна. В такие сны проваливаются без оглядки, сбегая от реальности. леса и дворца, сильнее которых оказывается магия сна. В такие сны проваливаются без оглядки, сбегая от реальности. И если приглядеться, то постановка Поповски – и есть такой театральный побег, попытка забыться в полетах и игре, опьянеть от витальности и не возвращаться в сегодня хотя бы на четыре часа спектакля, который, кстати, местами, несмотря на легкость и красоту, кажется затянутым.
«Мастерская» начиналась в девяностые, когда на ее сцене царили полет и легкое дыхание, а за ее стенами – прямо противоположное. «Сон в летнюю ночь» – снова один сплошной театральный полет, кажущийся на первый взгляд не связанным не только с сегодняшним театром, но и с сегодня вообще. Красивая сказка, позволяющая зрителям оказаться в чарах волшебства и забыться. И очень хочется, чтобы этот сон оставался просто сном, а не оказался театральным предвестником того, от чего спасались зрители, следя за снами первых фоменок.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Поповски, режиссер:
Спектакль создавался всем коллективом, все актеры работали над ним, вносили свою лепту. Так что это наше совместное творчество. И это, по-моему, заметно. Хотя я иногда пытался актеров останавливать в их порывах, где-то чуть-чуть направлять. А они меня. Признаюсь, меня-то часто «заносит»: я всегда люблю, чтобы были какие-то спецэффекты. Но эту шекспировскую историю как раз хотелось наоборот сделать как можно проще, как можно ближе к артистам и зрителям, чтобы при этом было больше воздуха и самого сна — «Сна в летнюю ночь».
Кажется, что в этом «Сне» парят все, включая текст знаменитой комедии в новом переводе Осии Сороки. Соединяясь с фирменным «легким дыханием» актеров театра, Шекспир звучит нежно и свежо — как шелест ветра в ночном лесу.
Складывается впечатление, что знаменитая комедия — идеальный материал для актеров этого театра, с их тонкой акварельной игрой, бесконечной тягой к лицедейству. Тут охотно меняются ролями, бесстрашно парят над сценой и пролетают прямо над головами испуганных зрителей, держась лишь за кажущиеся совершенно воздушными ткани, которые трансформируются то в колонны Афин, а то в лесную чащу.
В экспозиции режиссер ненадолго возводит две пары влюбленных на котурны (в центре сюжета пьесы — в том числе и любовный четырехугольник, в котором оказываются герои пьесы — Гермия, Лизандр, Елена и Деметрий).
Затем дает волю иронии, заставляя всех четверых героев смешно ковылять, передвигаясь на одной подставке, а потом и вовсе заставляет выделывать невероятные трюки, граничащие с балетом и акробатикой. Впрочем, «заставляет» слово неуместное — слишком заразительны те кураж и азарт, с которым недавние стажеры Серафима Огарева (Гермия), Ирина Горбачева (Елена), Александр Мичков (Лизандр) и Юрий Буторин (Деметрий) разбираются с любовным четырехугольником. В палитре их игры — невероятные па, неожиданные интонации вроде кошачьего шипенья, с которым бросаются друг на друга девушки в момент, когда под влиянием волшебного сока оба молодых человека меняют адресатов своих любовных признаний.
Но сюжет «Сна в летнюю ночь», как мы помним, не ограничивается историей влюбленных. Есть еще как минимум три линии — царицы эльфов Титании, влюбившейся в ремесленника, который репетировал в лесу вместе с товарищами пьесу к свадьбе герцога; герцога, женившегося на предводительнице амазонок Ипполите; и вставной сюжет с пьесой, которую ремесленники и разыгрывают на свадьбе.
На сцене Мастерской сюжеты переплетаются, объединяя актеров трех поколений. Театральность действия всячески подчеркивается. Например, и Оберон, и Тезей (которых играет Карэн Бадалов) смотрят в один и тот же театральный бинокль: Оберон наблюдает за влюбленными, а Тезей смотрит постановку ремесленников, по-режиссерски замечая: «Опять не там акценты расставят». На сцене Мастерской сюжеты переплетаются, объединяя фоменок трех поколений.
А «двойные» роли (Галина Тюнина играет Титанию и Ипполиту, Карэн Бадалов – Тезея и Оберона, эльфа Робина и распорядителя празднеств Филострата Амбарцум Кабанян) подчеркивают зеркальность миров, сильнее которых оказывается магия сна. В такие сны проваливаются без оглядки, сбегая от реальности. леса и дворца, сильнее которых оказывается магия сна. В такие сны проваливаются без оглядки, сбегая от реальности. И если приглядеться, то постановка Поповски – и есть такой театральный побег, попытка забыться в полетах и игре, опьянеть от витальности и не возвращаться в сегодня хотя бы на четыре часа спектакля, который, кстати, местами, несмотря на легкость и красоту, кажется затянутым.
«Мастерская» начиналась в девяностые, когда на ее сцене царили полет и легкое дыхание, а за ее стенами – прямо противоположное. «Сон в летнюю ночь» – снова один сплошной театральный полет, кажущийся на первый взгляд не связанным не только с сегодняшним театром, но и с сегодня вообще. Красивая сказка, позволяющая зрителям оказаться в чарах волшебства и забыться. И очень хочется, чтобы этот сон оставался просто сном, а не оказался театральным предвестником того, от чего спасались зрители, следя за снами первых фоменок.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Поповски, режиссер:
Спектакль создавался всем коллективом, все актеры работали над ним, вносили свою лепту. Так что это наше совместное творчество. И это, по-моему, заметно. Хотя я иногда пытался актеров останавливать в их порывах, где-то чуть-чуть направлять. А они меня. Признаюсь, меня-то часто «заносит»: я всегда люблю, чтобы были какие-то спецэффекты. Но эту шекспировскую историю как раз хотелось наоборот сделать как можно проще, как можно ближе к артистам и зрителям, чтобы при этом было больше воздуха и самого сна — «Сна в летнюю ночь».
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015