Честно заработанная шестипенсия
«Сон в летнюю ночь» приснился публике в такое время, когда, казалось бы, ничто не располагает к радостной театральной игре, – и произвел эффект кислородной подушки для задыхающихся. Для самого театра, пережившего смерть своего лидера, для обретения почвы под ногами спектакль стал возвращением на круги своя, но на новом витке развития. Иван Поповски «сшил» спектакль как будто по старинному лекалу, заставив вспомнить и про психологические кружева, и про легкое дыхание, и про победительное лицедейство, но на дефиле театральных премьер его работа выглядит просто сногсшибательно.
Иван Поповски наследует не только своему учителю Петру Фоменко. В цирковом буйстве его «Сна» нельзя не узнать приметы знаменитого спектакля Питера Брука, который требовал от актеров на репетициях полного раскрепощения, которое затем было обуздано с помощью цирковых трюков. Здесь «шумит» афинский лес из длинных полос ткани. И две запутавшиеся в своих чувствах пары влюбленных бегут в этот лес на зов жизни, сбрасывая на ходу котурны приличий и устоев и пускаясь в полет своих чувств на струящихся «деревьях». Вместе с ними бредут в лес угрюмые бывалые мужики – афинские ремесленники, чтобы срепетировать «прежалостную комедию», выслужиться перед герцогом и заработать себе «шестипенсию», – и в уморительной самоцензуре этих простолюдинов таится горькая ирония на ситуацию, в которую попал весь наш театр, вынужденный задумываться, чьи чувства могут быть им оскорблены. Здесь скачет упругим мячиком вкусный текст нового для российского театра перевода Осии Сороки и льется изпод колосников «музыка сфер» в исполнении музыкантов в многометровых кринолинах.
Несколько поколений фоменок, от основоположников до новобранцев этого сезона, встречаются в этой работе, точно передавая из рук в руки тайны ремесла. Особенно бросается в глаза эстетическое родство Карэна Бадалова (Тезей и Оберон) и Амбарцума Кабаняна (Устроитель празднеств и Робин). Точно внимательный учитель, Оберон наблюдает за тем, как творит волшебство его лучший ученик, и подправляет по мере надобности. Наблюдает, что характерно, в театральный бинокль, ведь весь мир – театр, ну а афинскому лесу сам Бог велел.
Иван Поповски наследует не только своему учителю Петру Фоменко. В цирковом буйстве его «Сна» нельзя не узнать приметы знаменитого спектакля Питера Брука, который требовал от актеров на репетициях полного раскрепощения, которое затем было обуздано с помощью цирковых трюков. Здесь «шумит» афинский лес из длинных полос ткани. И две запутавшиеся в своих чувствах пары влюбленных бегут в этот лес на зов жизни, сбрасывая на ходу котурны приличий и устоев и пускаясь в полет своих чувств на струящихся «деревьях». Вместе с ними бредут в лес угрюмые бывалые мужики – афинские ремесленники, чтобы срепетировать «прежалостную комедию», выслужиться перед герцогом и заработать себе «шестипенсию», – и в уморительной самоцензуре этих простолюдинов таится горькая ирония на ситуацию, в которую попал весь наш театр, вынужденный задумываться, чьи чувства могут быть им оскорблены. Здесь скачет упругим мячиком вкусный текст нового для российского театра перевода Осии Сороки и льется изпод колосников «музыка сфер» в исполнении музыкантов в многометровых кринолинах.
Несколько поколений фоменок, от основоположников до новобранцев этого сезона, встречаются в этой работе, точно передавая из рук в руки тайны ремесла. Особенно бросается в глаза эстетическое родство Карэна Бадалова (Тезей и Оберон) и Амбарцума Кабаняна (Устроитель празднеств и Робин). Точно внимательный учитель, Оберон наблюдает за тем, как творит волшебство его лучший ученик, и подправляет по мере надобности. Наблюдает, что характерно, в театральный бинокль, ведь весь мир – театр, ну а афинскому лесу сам Бог велел.
Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015