«Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко
Добро пожаловать в салон княгини Д. Открытый кинокадр, где каждый из персонажей вполне понятен и прост. Слова- как заученный жизнью текст. Но в одну секунду один кадр разбивается на множество закрытых, а слова, наконец, становятся живыми. Всему виной Пушкин, Брюсов и свалившийся с неба импровизатор.
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018