«Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»
Спектаклем «Египетская марка» по прозе и поэзии Осипа Мандельштама театр «Мастерская Петра Фоменко» открыл новое направление своей творческой деятельности «Пробы и ошибки».
По узенькой сцене (даже не верится, что когда-то здесь, в старом здании «Мастерской», играли «Безумную из Шайо» и «Войну и мир») мечется скорченный человечек в черном. У него измазанное белой краской лицо, брови домиком, как у классического Пьеро, и трагический голос. Его короткий, но путаный маршрут отмечают выставленные дорожкой вдоль сцены вещицы, которые обычно находят себе пристанище в лавке броканта. Кроме папирос «Ира» от старого мира остались серебряные рюмки, подсвечники, щипцы для сахара, пустые флаконы от духов и бронзовые колпачки на длинной ручке, чтобы гасить свечи. Это не только приметы той жизни, которая еще не совсем ушла в прошлое в середине 1917 года, когда «стояло лето Керенского и заседало лимонадное правительство», как пишет Мандельштам, и когда герой «Египетской марки» Парнок начал свой бег по Петербургу. Любовно подобранное серебро и кружево поклон тем старым, «кружевным» спектаклям, которые связаны с именем Петра Наумовича Фоменко.
Идея перенести на сцену прозу Мандельштама, трудную даже для чтения, принадлежала самому мастеру. Молодые артисты, ученики стажерской студии при театре, приняли этот вызов десять лет спустя. Такова краткая предыстория спектакля, самим театром отведенного к разряду «проб».
Иначе, наверное, и быть не могло, поскольку постановка такой сложной прозы всегда экс╜перимент. Пересказать сюжет «Египетской марки» невозможно. Спектакль собран из ассоциаций, обрывков стихов, прозаических строчек и повествует не столько о приключениях главного героя, сколько о судьбе самого Осипа Эмильевича Мандельштама, о его взаимоотношениях с Петербургом и о том страшном беге, который начался для поэта душным летом 1917 года и окончился в 1937-м. За каждым стихотворением, включенным в композицию, всплывает какой-нибудь эпизод послереволюционной Одиссеи Мандельштама Крым, воронежская ссылка… Конечно, лучше идти на этот спектакль, подготовившись. Соседка, сидевшая на стуле справа, встала со своего места со словами: «Я так и не поняла, о чем все это».
По узенькой сцене (даже не верится, что когда-то здесь, в старом здании «Мастерской», играли «Безумную из Шайо» и «Войну и мир») мечется скорченный человечек в черном. У него измазанное белой краской лицо, брови домиком, как у классического Пьеро, и трагический голос. Его короткий, но путаный маршрут отмечают выставленные дорожкой вдоль сцены вещицы, которые обычно находят себе пристанище в лавке броканта. Кроме папирос «Ира» от старого мира остались серебряные рюмки, подсвечники, щипцы для сахара, пустые флаконы от духов и бронзовые колпачки на длинной ручке, чтобы гасить свечи. Это не только приметы той жизни, которая еще не совсем ушла в прошлое в середине 1917 года, когда «стояло лето Керенского и заседало лимонадное правительство», как пишет Мандельштам, и когда герой «Египетской марки» Парнок начал свой бег по Петербургу. Любовно подобранное серебро и кружево поклон тем старым, «кружевным» спектаклям, которые связаны с именем Петра Наумовича Фоменко.
Идея перенести на сцену прозу Мандельштама, трудную даже для чтения, принадлежала самому мастеру. Молодые артисты, ученики стажерской студии при театре, приняли этот вызов десять лет спустя. Такова краткая предыстория спектакля, самим театром отведенного к разряду «проб».
Иначе, наверное, и быть не могло, поскольку постановка такой сложной прозы всегда экс╜перимент. Пересказать сюжет «Египетской марки» невозможно. Спектакль собран из ассоциаций, обрывков стихов, прозаических строчек и повествует не столько о приключениях главного героя, сколько о судьбе самого Осипа Эмильевича Мандельштама, о его взаимоотношениях с Петербургом и о том страшном беге, который начался для поэта душным летом 1917 года и окончился в 1937-м. За каждым стихотворением, включенным в композицию, всплывает какой-нибудь эпизод послереволюционной Одиссеи Мандельштама Крым, воронежская ссылка… Конечно, лучше идти на этот спектакль, подготовившись. Соседка, сидевшая на стуле справа, встала со своего места со словами: «Я так и не поняла, о чем все это».
Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013