Лучше Толстого
Петр Фоменко поставил «Семейное счастие»
Лев Николаевич Толстой сочинил исповедь очаровательной женщины, искренне кающейся в том, что ей чего-то всегда недоставало в жизни, чего-то непременно хотелось, несмотря на любовь мужа, безбедное существование, природную красоту и здоровых детей. Представил подробнейшее исследование на тему: как, куда и почему уходит та неповторимая легкость отношений между мужчиной и женщиной, называемая любовью, что тому причиной, кто виноват и что следует предпринять. Под предлогом художественного произведения под названием «Семейное счастие» Толстой соорудил чуть ли не классификацию, сродни дарвиновской, и ответил на все мучающие человечество вопросы. Его диагноз семейного счастья прост, как средство от насморка: «Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вернуться к самой жизни», чтобы потом «новое чувство любви к детям и к отцу детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни».
Петр Фоменко, будучи не только режиссером-постановщиком, но и автором композиции, все резонерство тактично, как он это умеет, опустил и толстовское резюме не озвучил. Пересказал его повесть иначе, мягче и изящнее. Убрал поучительный пафос, оставив фантастическую точность толстовских наблюдений и описаний. То, как Ксения Кутепова (Маша) тончайшим голоском едва выводит томную вязь романса: «о, как я верю, что мы встретимся снова┘» восхитило бы самого Льва Николаевича, у которого было особое отношение к прекрасным переливам нот, фортепианным концертам, пьесам и сонатам. В ее неумелом, нетвердом пении есть и искренность, и желание нравиться, и страх не выдержать взятых манер светской дамы, и скрытые, тайные, неведомые желания┘ Все то, что по мнению Толстого пробуждает в человеке, а особенно в женщине, музыка. Совсем толстовская, прямиком из воспоминаний Сухотиной-Толстой, почти геройская сцена, когда влюбленный Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев) ловит уже у самой земли стремительно летящую с лестницы прелестницу Машу.
Фоменко точно знает, что составляет настоящую прелесть писателя. Толстовскую декларацию под названием «Семейное счастье» он наполнил красотой и живостью лучших сцен «Войны и мира». Из двух слов, составляющих название повести, Фоменко больше любит второе «счастье». Понятие более зыбкое и неуловимое, чем рассматриваемый Львом Николаевичем институт брака. Поэтому фоменковское «Семейное счастье» получилось с вопросами без ответов, с многоточиями взамен пространных предложений Толстого, драматичных, как ссора двух дорогих друг другу людей. И завершил Фоменко толстовскую повесть иначе. Не уверенностью в некоем составленном кодексе жизни, а женскими упреками и извечными вопросами, остающимися без определенного ответа. Его «Семейное счастье» о том, что то самое счастье, дни любви, «сладкие грезы весны» удалились куда-то и никто не знает, как их воротить.
Петр Фоменко, будучи не только режиссером-постановщиком, но и автором композиции, все резонерство тактично, как он это умеет, опустил и толстовское резюме не озвучил. Пересказал его повесть иначе, мягче и изящнее. Убрал поучительный пафос, оставив фантастическую точность толстовских наблюдений и описаний. То, как Ксения Кутепова (Маша) тончайшим голоском едва выводит томную вязь романса: «о, как я верю, что мы встретимся снова┘» восхитило бы самого Льва Николаевича, у которого было особое отношение к прекрасным переливам нот, фортепианным концертам, пьесам и сонатам. В ее неумелом, нетвердом пении есть и искренность, и желание нравиться, и страх не выдержать взятых манер светской дамы, и скрытые, тайные, неведомые желания┘ Все то, что по мнению Толстого пробуждает в человеке, а особенно в женщине, музыка. Совсем толстовская, прямиком из воспоминаний Сухотиной-Толстой, почти геройская сцена, когда влюбленный Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев) ловит уже у самой земли стремительно летящую с лестницы прелестницу Машу.
Фоменко точно знает, что составляет настоящую прелесть писателя. Толстовскую декларацию под названием «Семейное счастье» он наполнил красотой и живостью лучших сцен «Войны и мира». Из двух слов, составляющих название повести, Фоменко больше любит второе «счастье». Понятие более зыбкое и неуловимое, чем рассматриваемый Львом Николаевичем институт брака. Поэтому фоменковское «Семейное счастье» получилось с вопросами без ответов, с многоточиями взамен пространных предложений Толстого, драматичных, как ссора двух дорогих друг другу людей. И завершил Фоменко толстовскую повесть иначе. Не уверенностью в некоем составленном кодексе жизни, а женскими упреками и извечными вопросами, остающимися без определенного ответа. Его «Семейное счастье» о том, что то самое счастье, дни любви, «сладкие грезы весны» удалились куда-то и никто не знает, как их воротить.
Майа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000