Счастье выдохлось
Лев Толстой написал историю чувств «Семейное счастие» накануне бурных 60-х годов. Аполлон Григорьев в статье «Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой» потом пенял демократической критике, озабоченной все больше социальными вопросами, за пропуск «лучшего произведения» Толстого. Петр Фоменко поставил одноименный спектакль тоже явно поперек всяких актуальностей они для него суета сует. Просто рассказал о том, как выдыхается точно открытое вино вкус счастья, как невозможно проанализировать и постичь этот алхимический процесс. Словно сказал нам смотрите, смотрите, вот оно, счастье, зародилось, а значит, обязательно исчезнет. И не обманывайтесь его ярким сиянием и легким прикосновением, а постарайтесь поточнее его запомнить этой памятью вы будете жить дальше. У такого состояния есть много синонимов невыносимая легкость бытия, утраченные иллюзии, ускользающая красота. Легкий бег вверх-вниз по ступенькам в такт фортепианным пассажам, легкий шлейф, что струится следом по воздуху, едва не касаясь пламени свечей и можно почти физически ощутить тревогу, вызванную этим ускользанием и утратой.
Вот уже который раз (а дальше вообще будет «Война и мир», прочитанная вслух полностью и разобранная всей «Мастерской») Фоменко берется не за пьесу, чей драматургический каркас позволяет нанизывать смыслы, достраивать вторые планы и вообще чувствовать себя увереннее. А за прозу, которая дарит абсолютную свободу и таит большую опасность с точки зрения театра. Здесь приходится играть не действие и диалог, а поток сознания лирического героя.
В данном случае молоденькой девушки, вышедшей замуж (Полина Кутепова), от ее лица рассказана история того, что на обывательском языке называется «притираться друг к другу». И нельзя сказать, чтобы автор (в данном случае Петр Наумович, а не Лев Николаевич) только любовался бы своей героиней иронии на грани сарказма ей достается предостаточно. Но и полюбоваться дал вдоволь этим непобедимым сочетанием искренности и кокетства, которое и называется женственностью (попробуйте-ка сделать из женщины «настоящего человека» человек, может, и получится, но женщину потеряете). Как и насопереживаться ее мужу Сергею Михайловичу (Сергей Тарамаев), который стоически вытерпел угасание счастья, как долгую тупую боль, и к концу успокоился: былое счастье осталось чем-то вроде еле заметного рубца.
Говорят, Петр Наумович, репетируя, предлагает вариантов по двести на каждую фразу а выбрав, мучает актеров и еще больше мучается сам, добиваясь микронной точности игры. Из этих вкусных мелочей и точных подробностей складывается рукотворная поэзия его театра. Вишенка, раздавленная языком во рту, откуда лениво сочатся слова про народ, который трудится, когда мы отдыхаем, и от этого, право, совестно. Испуг прелестного женского голоска, который всякий раз тормозит перед самой верхней нотой под извиняющийся кокетливый жест мол, не обессудьте, сегодня не в голосе. Звон осколков разбитой чашки (разбитой любви), которые муж кидает на поднос, заглушая любимый и мучающий его голос жены словно затыкая ей рот.
По фоменковским же меркам «Семейное счастие» по смыслам, масштабам и воздействию будет, скажем так, миниатюрнее (не путать с «хуже») предыдущей «Одной абсолютно счастливой деревни». Однако участь одноименной толстовской повести попасть в число «явлений, пропущенных нашей критикой» ей явно не грозит.
Вот уже который раз (а дальше вообще будет «Война и мир», прочитанная вслух полностью и разобранная всей «Мастерской») Фоменко берется не за пьесу, чей драматургический каркас позволяет нанизывать смыслы, достраивать вторые планы и вообще чувствовать себя увереннее. А за прозу, которая дарит абсолютную свободу и таит большую опасность с точки зрения театра. Здесь приходится играть не действие и диалог, а поток сознания лирического героя.
В данном случае молоденькой девушки, вышедшей замуж (Полина Кутепова), от ее лица рассказана история того, что на обывательском языке называется «притираться друг к другу». И нельзя сказать, чтобы автор (в данном случае Петр Наумович, а не Лев Николаевич) только любовался бы своей героиней иронии на грани сарказма ей достается предостаточно. Но и полюбоваться дал вдоволь этим непобедимым сочетанием искренности и кокетства, которое и называется женственностью (попробуйте-ка сделать из женщины «настоящего человека» человек, может, и получится, но женщину потеряете). Как и насопереживаться ее мужу Сергею Михайловичу (Сергей Тарамаев), который стоически вытерпел угасание счастья, как долгую тупую боль, и к концу успокоился: былое счастье осталось чем-то вроде еле заметного рубца.
Говорят, Петр Наумович, репетируя, предлагает вариантов по двести на каждую фразу а выбрав, мучает актеров и еще больше мучается сам, добиваясь микронной точности игры. Из этих вкусных мелочей и точных подробностей складывается рукотворная поэзия его театра. Вишенка, раздавленная языком во рту, откуда лениво сочатся слова про народ, который трудится, когда мы отдыхаем, и от этого, право, совестно. Испуг прелестного женского голоска, который всякий раз тормозит перед самой верхней нотой под извиняющийся кокетливый жест мол, не обессудьте, сегодня не в голосе. Звон осколков разбитой чашки (разбитой любви), которые муж кидает на поднос, заглушая любимый и мучающий его голос жены словно затыкая ей рот.
По фоменковским же меркам «Семейное счастие» по смыслам, масштабам и воздействию будет, скажем так, миниатюрнее (не путать с «хуже») предыдущей «Одной абсолютно счастливой деревни». Однако участь одноименной толстовской повести попасть в число «явлений, пропущенных нашей критикой» ей явно не грозит.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000