Одна абсолютно театральная деревня
Июнь, финал театрального сезона. 20 числа состоялась премьера спектакля, который может по праву считаться в этом сезоне одним из лучших. Петр Фоменко поставил в своей «Мастерской» фантазию на тему повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Спектакль на немодную нынче военную тему.
Впрочем, не будем ограничивать эту работу тематически. В спектакле Фоменко есть и война, и мир, и рождение, и смерть, и любовь┘ Много-много любви и совсем немного ненависти.
Любви к предвоенной деревне и ее чудаковатым обитателям, любви к речке и к выпалывающим поле деревенским бабам, любви живых к мертвым и мертвых к живым, и, в конце концов, любви главных героев спектакля Полины и Михеева, настолько огромной, что преодолевает она границы жизни и смерти, пространства и времени. А ненависти разве что к глупости человеческих существ, которые вот уже много тысяч лет пишут-пишут, придумывают-придумывают, но так и не придумали ничего, чтобы перестала литься кровь и прекратилась война.
Спектакль этот, полный света, полон и трагизма. Причем не пафосного, а самого что ни на есть человечного, хватающего за душу и разрывающего порой сердце. Этот спектакль, как эпос, воплощает в себе полную картину предвоенного и военного мироздания, и как самая сокровенная лирика, заставляет переживать горе его героев как свое собственное. И все это на миниатюрном пространстве собственной сцены театра на Кутузовском проспекте, и все это на протяжении всего двух с половиной часов без антракта┘
Петр Фоменко обладает многими редчайшими режиссерскими свойствами, среди которых умение выстраивать спектакли по законам музыкальной гармонии и умение находить удивительные, абсолютно театральные образы для явлений и событий. В тексте повести так и говорится, что «Одна абсолютно счастливая деревня» это не повесть, это песня. Слова эти неоднократно в спектакле повторены, и сам спектакль становится песней. Не только и не столько потому, что в нем много поют, но и потому, что круговорот его мизансцен напоминает танец рифмованных строчек, что интонации и ритмика произносимых в нем слов стихотворны, что диалоги его героев похожи то на кружение в вальсе, то на объятия танго. Работа в поле обращается в детскую считалочку, починка трактора в акробатический трюк┘ Во время спектакля на сцене течет река, идут поезда, оживает колодец с журавлем, обожествляется корова, проходит (в прямом, не переносном смысле в человеческом облике) война, а загробный мир соседствует с земным. И все это воплощается не каскадом новомодных режиссерских ребусов, а абсолютно узнаваемыми и внешне простыми образами. Настолько действенными, что невозможно вообразить, насколько изощренная фантазия их изобрела.
В этом спектакле вы не увидите актерских лиц, ставших за последнее время «визитной карточкой» «Мастерской Фоменко»: в нем не заняты ни сестры Кутеповы, ни Галина Тюнина, ни Юрий Степанов┘ Зато в нем играют актеры нескольких поколений учеников Петра Фоменко: от Людмилы Арининой, работавшей с ним еще в 70-е годы, от Сергея Тарамаева в роли Михеева, учившегося у Фоменко в ГИТИСе в середине 80-х, до Полины Агуреевой в роли Полины, выпустившейся из ГИТИСа в 1998-м. Дуэт Тарамаева и Агуревой центральный в спектакле, герои проживают в его рамках и сватовство, и любовь, и смерть, и новую любовь┘ Дуэт их редкостно пронзителен и непривычно светел для современного театра.
Вообще, у нас давно не ставилось таких светлых спектаклей. Деревня остается счастливой, несмотря на все трагические повороты ее судьбы, потому что все эти повороты не новы перед лицом мироздания, где даже война всего лишь тяжелая работа, и даже смерть не страшна, поскольку предшествовала ей пусть короткая, но абсолютно счастливая жизнь┘
Петр Фоменко не в первый раз попытался поставить спектакль по повести Вахтина, ему уже запретили одну такую попытку в середине 60-х, сославшись на невозможность финала, в котором пленный немец остается жить в советской деревне на правах погибшего советского бойца. Но сегодня эта ситуация не выглядит кощунственной, наоборот человечной. Как и вся повесть, как и весь спектакль.
Жанр «Одной абсолютно счастливой деревни» определен театром как «Этюды мастерской по одноименной повести». Сам Фоменко утверждает, что эта работа несет явный учебный уклон, и что в процессе ее создания режиссер и актеры вспоминали методику обучения в театральном вузе. В театре даже размежевали специфику двух залов: тот, в котором идут спектакли основного репертуара, обозначен табличкой «Театр», а другой, в котором играют «Деревню┘», табличкой «Мастерская». И зрителей в этот зал вмещается всего ничего меньше сотни. Часть из них обычно выходит после спектакля с заплаканными глазами, но печаль их светла. По-другому и не может быть после посещения одной абсолютно счастливой деревни, про которую, как говорится в спектакле, мы не скажем, где она расположена, а не то обязательно найдется кто-нибудь, кто захочет пойти и проверить┘
Впрочем, не будем ограничивать эту работу тематически. В спектакле Фоменко есть и война, и мир, и рождение, и смерть, и любовь┘ Много-много любви и совсем немного ненависти.
Любви к предвоенной деревне и ее чудаковатым обитателям, любви к речке и к выпалывающим поле деревенским бабам, любви живых к мертвым и мертвых к живым, и, в конце концов, любви главных героев спектакля Полины и Михеева, настолько огромной, что преодолевает она границы жизни и смерти, пространства и времени. А ненависти разве что к глупости человеческих существ, которые вот уже много тысяч лет пишут-пишут, придумывают-придумывают, но так и не придумали ничего, чтобы перестала литься кровь и прекратилась война.
Спектакль этот, полный света, полон и трагизма. Причем не пафосного, а самого что ни на есть человечного, хватающего за душу и разрывающего порой сердце. Этот спектакль, как эпос, воплощает в себе полную картину предвоенного и военного мироздания, и как самая сокровенная лирика, заставляет переживать горе его героев как свое собственное. И все это на миниатюрном пространстве собственной сцены театра на Кутузовском проспекте, и все это на протяжении всего двух с половиной часов без антракта┘
Петр Фоменко обладает многими редчайшими режиссерскими свойствами, среди которых умение выстраивать спектакли по законам музыкальной гармонии и умение находить удивительные, абсолютно театральные образы для явлений и событий. В тексте повести так и говорится, что «Одна абсолютно счастливая деревня» это не повесть, это песня. Слова эти неоднократно в спектакле повторены, и сам спектакль становится песней. Не только и не столько потому, что в нем много поют, но и потому, что круговорот его мизансцен напоминает танец рифмованных строчек, что интонации и ритмика произносимых в нем слов стихотворны, что диалоги его героев похожи то на кружение в вальсе, то на объятия танго. Работа в поле обращается в детскую считалочку, починка трактора в акробатический трюк┘ Во время спектакля на сцене течет река, идут поезда, оживает колодец с журавлем, обожествляется корова, проходит (в прямом, не переносном смысле в человеческом облике) война, а загробный мир соседствует с земным. И все это воплощается не каскадом новомодных режиссерских ребусов, а абсолютно узнаваемыми и внешне простыми образами. Настолько действенными, что невозможно вообразить, насколько изощренная фантазия их изобрела.
В этом спектакле вы не увидите актерских лиц, ставших за последнее время «визитной карточкой» «Мастерской Фоменко»: в нем не заняты ни сестры Кутеповы, ни Галина Тюнина, ни Юрий Степанов┘ Зато в нем играют актеры нескольких поколений учеников Петра Фоменко: от Людмилы Арининой, работавшей с ним еще в 70-е годы, от Сергея Тарамаева в роли Михеева, учившегося у Фоменко в ГИТИСе в середине 80-х, до Полины Агуреевой в роли Полины, выпустившейся из ГИТИСа в 1998-м. Дуэт Тарамаева и Агуревой центральный в спектакле, герои проживают в его рамках и сватовство, и любовь, и смерть, и новую любовь┘ Дуэт их редкостно пронзителен и непривычно светел для современного театра.
Вообще, у нас давно не ставилось таких светлых спектаклей. Деревня остается счастливой, несмотря на все трагические повороты ее судьбы, потому что все эти повороты не новы перед лицом мироздания, где даже война всего лишь тяжелая работа, и даже смерть не страшна, поскольку предшествовала ей пусть короткая, но абсолютно счастливая жизнь┘
Петр Фоменко не в первый раз попытался поставить спектакль по повести Вахтина, ему уже запретили одну такую попытку в середине 60-х, сославшись на невозможность финала, в котором пленный немец остается жить в советской деревне на правах погибшего советского бойца. Но сегодня эта ситуация не выглядит кощунственной, наоборот человечной. Как и вся повесть, как и весь спектакль.
Жанр «Одной абсолютно счастливой деревни» определен театром как «Этюды мастерской по одноименной повести». Сам Фоменко утверждает, что эта работа несет явный учебный уклон, и что в процессе ее создания режиссер и актеры вспоминали методику обучения в театральном вузе. В театре даже размежевали специфику двух залов: тот, в котором идут спектакли основного репертуара, обозначен табличкой «Театр», а другой, в котором играют «Деревню┘», табличкой «Мастерская». И зрителей в этот зал вмещается всего ничего меньше сотни. Часть из них обычно выходит после спектакля с заплаканными глазами, но печаль их светла. По-другому и не может быть после посещения одной абсолютно счастливой деревни, про которую, как говорится в спектакле, мы не скажем, где она расположена, а не то обязательно найдется кто-нибудь, кто захочет пойти и проверить┘
Игорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000