Объяснение в любви
«Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Петра Фоменко»
Повесть о том, как простой деревенский парень Михеев полюбил простую деревенскую девушку Полину, пошел на войну и был там убит, написанная покойным ленинградским писателем Борисом Вахтиным в 1965 г., легла в основу очень неожиданного спектакля Петра Фоменко.
С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом).
На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает».
Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина».
Автор повести, положенной в основу спектакля китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства).
Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина».
Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет.
Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом).
На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает».
Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина».
Автор повести, положенной в основу спектакля китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства).
Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина».
Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет.
Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
Полина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000