Возвращение «датских» спектаклей
(Отрывок)
Редкий театральный столичный сезон имеет, как нынешний (достаточно ровный), столь радостный финал (┘) Спектакль Фоменко возвращает нас к войне, 1941-му и сделан как бы к юбилею Победы, а премьера, прошла 22 июня. (┘) Стало быть, жива традиция «датских» спектаклей? От любых традиций избавляться трудно. Но в этом случае как раз странным и счастливым образом с датами совпало давнее желание и боль Фоменко на седьмом десятке лет сделать наконец спектакль, связанный с войной. (┘) Главное, когда импульс исходит не от календаря и не «сверху», а рождается в самом художнике, авторе спектакля.
Еще раз про войну
Спектакль Фоменко называется декларативно и простодушно «Одна абсолютно счастливая деревня». Разве такое бывает? Бывает разве что только в сказке. Но какая уж тут сказка, когда время начало войны. Великой Отечественной? Спектакль сделан по прозе малоизвестного широкой публике писателя Бориса Вахтина, которого давно нет на свете (когда-то он печатался в скандально известном «Метрополе», потом за рубежом). И это открытие Фоменко, с ним дружившего.
Итак, это именно сказка, мудрая и наивная, как все сказки. Здесь, в этой белоснежно-чистой деревне, где все в кипенно-белом (как, наверное, в раю), корова поет и танцует, колодец-журавль и огородное пугало разговаривают, а трактор матерится все, как у людей. Здесь любят тоже чисто и простодушно. Здесь переживают не надрывно, а как бы понарошку, не всерьез. Ведь все в жизни проходит: и плохое, и хорошее. Это удивительно светлый спектакль. Хотя сюжет не очень-то веселый: молодой муж (его играет Сергей Тарамаев) уходит воевать, и его убивают, а юная вдова Полина (Полина Агуреева), родив близняшек, погоревав, сходится с пленным немцем Францем (Илья Любимов), и потихоньку и жизнь налаживается, и любовь. Вот и все.
В спектакле этом, лиричном, как песня, поэтическом, порой беззлобно-грубоватом (а какая же деревенская жизнь без этого?), более всего поражает изумительная свежесть, нежность и какое-то юношески-романтическое восприятие жизни. И в то же время мудрое ее приятие со всем, что в ней есть, со всем, что выпадает человеку. Это, последнее, диктуется лишь опытом и мудростью, что даются тому, кто уже немало прожил и пережил на свете. Тем, что один философ назвал «благоговением перед жизнью». И еще это, в сущности, очень простой, бесхитростный и безыскусный спектакль. Но безыскусность эта как высшее проявление искусства.
Можно пытаться сколько угодно искать определения: наивный театр, поэтический, эпический, народный театр┘ Но лучше просто, притихнув, восхититься по-детски чистым максимализмом и неизжитой добротой зрелого мастера, вновь изумившего нас своим даром. Даром на склоне лет впасть, по словам Пастернака, «как в ересь, в неслыханную простоту».
Еще раз про войну
Спектакль Фоменко называется декларативно и простодушно «Одна абсолютно счастливая деревня». Разве такое бывает? Бывает разве что только в сказке. Но какая уж тут сказка, когда время начало войны. Великой Отечественной? Спектакль сделан по прозе малоизвестного широкой публике писателя Бориса Вахтина, которого давно нет на свете (когда-то он печатался в скандально известном «Метрополе», потом за рубежом). И это открытие Фоменко, с ним дружившего.
Итак, это именно сказка, мудрая и наивная, как все сказки. Здесь, в этой белоснежно-чистой деревне, где все в кипенно-белом (как, наверное, в раю), корова поет и танцует, колодец-журавль и огородное пугало разговаривают, а трактор матерится все, как у людей. Здесь любят тоже чисто и простодушно. Здесь переживают не надрывно, а как бы понарошку, не всерьез. Ведь все в жизни проходит: и плохое, и хорошее. Это удивительно светлый спектакль. Хотя сюжет не очень-то веселый: молодой муж (его играет Сергей Тарамаев) уходит воевать, и его убивают, а юная вдова Полина (Полина Агуреева), родив близняшек, погоревав, сходится с пленным немцем Францем (Илья Любимов), и потихоньку и жизнь налаживается, и любовь. Вот и все.
В спектакле этом, лиричном, как песня, поэтическом, порой беззлобно-грубоватом (а какая же деревенская жизнь без этого?), более всего поражает изумительная свежесть, нежность и какое-то юношески-романтическое восприятие жизни. И в то же время мудрое ее приятие со всем, что в ней есть, со всем, что выпадает человеку. Это, последнее, диктуется лишь опытом и мудростью, что даются тому, кто уже немало прожил и пережил на свете. Тем, что один философ назвал «благоговением перед жизнью». И еще это, в сущности, очень простой, бесхитростный и безыскусный спектакль. Но безыскусность эта как высшее проявление искусства.
Можно пытаться сколько угодно искать определения: наивный театр, поэтический, эпический, народный театр┘ Но лучше просто, притихнув, восхититься по-детски чистым максимализмом и неизжитой добротой зрелого мастера, вновь изумившего нас своим даром. Даром на склоне лет впасть, по словам Пастернака, «как в ересь, в неслыханную простоту».
Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000