В авангарде тихих героев
27 февраля актёру 60 лет
Мне кажется, что Авангард ЛЕОНТЬЕВ ничего не боится. Ну как может бояться тот, которого нарекли Авангардом?
ЧЕЛОВЕК с таким именем всегда на передовой, где из всех качеств больше всего ценится отвага. Студент Леонтьев не побоялся заявить ректору Школы-студии МХАТ, что хочет работать не где-нибудь, а непременно в «Современнике». Молодой актёр Леонтьев на знаменитых «современниковских» посиделках не побоялся сказать худруку Ефремову, что тот поставил не очень удачный спектакль. Маститый артист Леонтьев после 36 лет работы в «Современнике» не побоялся бросить всё и уйти в МХТ к Табакову.
А ЕЩЁ он не боится играть маленьких людей. Несчастливцев в «Лесе», незадачливый, но любвеобильный помощник премьер-министра в «№ 13», водитель в «Утомлённых солнцем», который всё никак не может отыскать «нужный адрес»┘ Вообще-то актёры не очень любят такие роли на них зрительской любви не заработаешь. А Леонтьеву это удалось.
Умение «доить» роль
МНЕ кажется, Судьба мне улыбнулась если она, конечно, есть, когда я попал в «Современник». Но Судьба эта творилась живыми людьми. На выпускном курсе ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский спросил меня: «В каком театре ты хотел бы работать?» И я сказал:"Хочу в «Современник». Слава «Современника» тогда гремела. Спектаклей такой степени искренности и такого гражданского темперамента открытого, протестного не было ни в одном театре.
Одной из первых моих работ там стал безымянный ночлежник в горьковском «На дне». Нам, молодым, Галина Волчек предложила самим выстроить себе рольки не просто на сцене торчать, заполняя пространство. Этому же потом учил и Табаков. Он говорил: «Надо уметь выдоить роль» вытащить из неё все возможности. Большие роли я редко получал, а маленькие часто. Поэтому необходимо было уметь не потеряться на сцене, чтобы зритель тебя запомнил.
Я застал два года работы Ефремова в «Современнике». Он был главным идеологом жизни театра честной, искренней. Степень откровенности там была абсолютная. На собрании по итогам сезона Ефремов говорил каждому всё, что думает, и порой звучали очень жёсткие оценки. Он считал, что нельзя держать в театре «балласт». И результат был заметен труппа не расслабляла мускулатуры. Мы называли это «китайскими собраниями». Китай времён Мао Цзэдуна вёл себя достаточно экстремистски. А что может быть более экстремистским, чем говорить правду в лицо?
Я настолько уважал и любил Ефремова, что мне казалось, не имею права солгать ему. Поэтому резал правду-матку. Как-то Олег Николаевич поставил спектакль, и я ему сказал, что эта постановка недостойна быть включённой в репертуар. Но Ефремов настолько крупная личность, что был выше обид. Он понимал прекрасно, что люди говорят о деле и его критикуют ради дела, и мщением не реагировал на критику.
Не участвовать в гадости
В КАКОЙ-ТО степени Ефремову тогда было проще. Потому что он был один. Или вдвоём с Любимовым. Или втроём с Эфросом. А сейчас, когда цензура ещё отдыхает, всё труднее добиться, чтобы тебя услышали и твои укусы почувствовали. Сейчас, когда всем всё можно, театр потерял эту функцию гражданской трибуны. Сейчас, наверное, не столько нужно властям указывать на их недостатки, сколько всем людям говорить о потере нравственных ориентиров. Совесть вот о чём должны люди думать. Жизнь так поворачивается, что мы порой забываем о ней и делаем бессовестные вещи.
Остались ли в нашем обществе маленькие герои? Конечно! На таком тихом героизме и держится земля. Подвиг маленького человека не в том, чтобы совершить громкий поступок, а в том, чтобы не принять участия в гадости. И этого героизма больше, чем нам иногда кажется. И хороших людей, способных поддержать тебя в трудную минуту, много. Честный, нетрусливый журналист это герой. Или врач-бюджетник, который лечит больного по госстраховке и не требует вознаграждения в конверте. Я таких людей вижу, и они меня очень вдохновляют.
ЧЕЛОВЕК с таким именем всегда на передовой, где из всех качеств больше всего ценится отвага. Студент Леонтьев не побоялся заявить ректору Школы-студии МХАТ, что хочет работать не где-нибудь, а непременно в «Современнике». Молодой актёр Леонтьев на знаменитых «современниковских» посиделках не побоялся сказать худруку Ефремову, что тот поставил не очень удачный спектакль. Маститый артист Леонтьев после 36 лет работы в «Современнике» не побоялся бросить всё и уйти в МХТ к Табакову.
А ЕЩЁ он не боится играть маленьких людей. Несчастливцев в «Лесе», незадачливый, но любвеобильный помощник премьер-министра в «№ 13», водитель в «Утомлённых солнцем», который всё никак не может отыскать «нужный адрес»┘ Вообще-то актёры не очень любят такие роли на них зрительской любви не заработаешь. А Леонтьеву это удалось.
Умение «доить» роль
МНЕ кажется, Судьба мне улыбнулась если она, конечно, есть, когда я попал в «Современник». Но Судьба эта творилась живыми людьми. На выпускном курсе ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский спросил меня: «В каком театре ты хотел бы работать?» И я сказал:"Хочу в «Современник». Слава «Современника» тогда гремела. Спектаклей такой степени искренности и такого гражданского темперамента открытого, протестного не было ни в одном театре.
Одной из первых моих работ там стал безымянный ночлежник в горьковском «На дне». Нам, молодым, Галина Волчек предложила самим выстроить себе рольки не просто на сцене торчать, заполняя пространство. Этому же потом учил и Табаков. Он говорил: «Надо уметь выдоить роль» вытащить из неё все возможности. Большие роли я редко получал, а маленькие часто. Поэтому необходимо было уметь не потеряться на сцене, чтобы зритель тебя запомнил.
Я застал два года работы Ефремова в «Современнике». Он был главным идеологом жизни театра честной, искренней. Степень откровенности там была абсолютная. На собрании по итогам сезона Ефремов говорил каждому всё, что думает, и порой звучали очень жёсткие оценки. Он считал, что нельзя держать в театре «балласт». И результат был заметен труппа не расслабляла мускулатуры. Мы называли это «китайскими собраниями». Китай времён Мао Цзэдуна вёл себя достаточно экстремистски. А что может быть более экстремистским, чем говорить правду в лицо?
Я настолько уважал и любил Ефремова, что мне казалось, не имею права солгать ему. Поэтому резал правду-матку. Как-то Олег Николаевич поставил спектакль, и я ему сказал, что эта постановка недостойна быть включённой в репертуар. Но Ефремов настолько крупная личность, что был выше обид. Он понимал прекрасно, что люди говорят о деле и его критикуют ради дела, и мщением не реагировал на критику.
Не участвовать в гадости
В КАКОЙ-ТО степени Ефремову тогда было проще. Потому что он был один. Или вдвоём с Любимовым. Или втроём с Эфросом. А сейчас, когда цензура ещё отдыхает, всё труднее добиться, чтобы тебя услышали и твои укусы почувствовали. Сейчас, когда всем всё можно, театр потерял эту функцию гражданской трибуны. Сейчас, наверное, не столько нужно властям указывать на их недостатки, сколько всем людям говорить о потере нравственных ориентиров. Совесть вот о чём должны люди думать. Жизнь так поворачивается, что мы порой забываем о ней и делаем бессовестные вещи.
Остались ли в нашем обществе маленькие герои? Конечно! На таком тихом героизме и держится земля. Подвиг маленького человека не в том, чтобы совершить громкий поступок, а в том, чтобы не принять участия в гадости. И этого героизма больше, чем нам иногда кажется. И хороших людей, способных поддержать тебя в трудную минуту, много. Честный, нетрусливый журналист это герой. Или врач-бюджетник, который лечит больного по госстраховке и не требует вознаграждения в конверте. Я таких людей вижу, и они меня очень вдохновляют.
Юлия Шигарева, «Аргументы и факты», 21.02.2007
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются»Артур Соломонов, «Новое время (The new times)», 26.03.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006