Театр «ТЕНЬ»
Театр «ТЕНЬ» родился в Москве в 1988 как первый в России частный семейный театр. В 1991 получил статус муниципального.
Организаторы театра супружеская пара Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Илья по образованию художник (Строгановское художественное училище), Майя актриса театра кукол (курс актеров театра кукол Гнесинского училища). В театре «Тень» оба делают практически все: от административно-хозяйственной работы до встречи зрителей; от оформления спектаклей до исполнения ролей; от изготовления декораций, кукол и реквизита до любых невероятных акций, необходимых каждому конкретному спектаклю. Однако главная деятельность Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской генерация и воплощение самых неожиданных театрально-художественных идей.
То, что «Тень» театр семейный, чувствуется уже с порога. Атмосфера маленького фойе ассоциируется не с преддверием храма искусства, а с теплым уютным домом, в котором всегда рады гостям. На стенах огромные листы бумаги, на которых зрители могут рисовать (в спектакле Красные шапочки именно эти рисунки станут художественным оформлением спектакля); в крошечном буфете все яства можно брать самим (никто не сомневается, что вы не забудете оставить на блюдечке деньги и сами отсчитаете положенную сдачу); на полочке лежат программки и хорошие книжки (хотите купить? Берите, пожалуйста!); при малейшем затруднении к вам на помощь придут приветливые хозяева; а иногда в самом центре фойе оказывается бассейн с настоящей водой, и можно гонять по нему самодельные кораблики.
Начинался театр с изысканно-красивого спектакля «Волшебная дудочка». Это был театр теней, что и определило само название театра. Однако дальнейшая жизнь театра показала, что «Тень» категорически отвергает какие бы то ни было жанровые или видовые рамки. Этот театр принципиально открыт любому эксперименту; его лицо творческое разнообразие; здесь используются все средства художественной выразительности. Даже само название театра варьируется в зависимости от спектакля: «Тень оперы», «Тень отца» (Гамлет), и, конечно, «Тень театра». В спектаклях «заняты» любые куклы профессиональные (перчаточные, тростевые, марионетки) и домашние (среди них не совсем куклы, а просто игрушки: кегли, мячик, экскаватор; а то и домашняя утварь). В «живом плане» на сценической площадке работают актеры как профессиональные, так и зрители от мала до велика. В постановках широко используются приемы и самых разных жанров театра (теневого, оперного, балетного и даже мистериального), и других видов искусства (изобразительного, кино и т.д.). Каждый новый спектакль принципиально не похож на предыдущий.
Спектакль «Парус» был целиком выстроен на музыкально-изобразительном ряде: в ритме и характере прихотливо меняющейся музыкальной партитуры перед зрителем возникали рисунки, создаваемые Ильей Эпельбаумом каждый раз заново. В Концерте превращений визуальный ряд дополнялся графическими изображениями, сиюминутно созданными из песка.
«Щелкунчик» «спектакль-угощение», на протяжении которого каждый из зрителей получал солидную порцию сладких «обитателей» Конфетенбурга. А в финале спектакля из декоративных сценических фонтанов разливались не только пепси и фанта, но и вино (ведь нужно угостить не только маленьких гостей, но и их родителей).
«Красные шапочки» спектакль, во время которого происходили съемки нового мультфильма на всем известный сюжет. При этом в создании фильма участвовал весь зрительный зал, и дети, и взрослые: кто рисовал декорации; кто создавал звуковую партитуру (вплоть до озвучения разнообразных домашних животных и скрипа двери); кто оживлял кукол; кто командовал световыми эффектами. Заканчивался спектакль демонстрацией только что отснятого фильма, в финале которого на экране возникали «авторы» сегодняшние зрители, которых успевали заснять перед входом в зрительный зал.
Со спектакля «Гастроли Большого Королевского Лиликанского театра» в России в театре «Тень» началась новая эра эра мистификации. И началась она почти случайно (что по диалектике можно расценивать как закономерность). И. Эпельбаумом и М. Краснопольской была придумана страна маленьких, но весьма значительных людей (потому-то они и называются не «лилипуты», а «лиликане»; а вот мы, те, кто не может попасть внутрь театра и вынужден смотреть представление через окна, зовемся «велипутами»). Однако, неожиданно для авторов, часть зрителей отнеслась к слову «гастроли» совершенно серьезно. И потому крошечные куколки, разыгрывающие перед своими согражданами трагический оперный спектакль, обзавелись огромным социо-культурным фоном, включающим в себя массу лиликанских реалий от микроскопических бутербродов и пирожных в буфете театра «Тень» до официальной таблички у входа в театр: «Генеральное консульство королевства Лиликания».
Для спектакля «Лебединое озеро. Опера» мистификация уже осознанно застраивалась Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской на весьма серьезном уровне. В ее основу легло «открытие в архивах» черновиков П. И. Чайковского, первоначально замышлявшего Лебединое озеро именно как оперу. Как всегда в театре «Тень», был тщательно разработан антураж спектакля: от буклета с солидными цитатами и воспоминаниями до «искусствоведческой» лекции перед началом. Именно спектакль «Лебединое озеро. Опера» принес театру «Тень» сразу три национальные театральные премии «Золотая Маска».
Из идеи Лиликанского театра шестью годами позже возник едва ли не самый значительный театральный проект сезона 2001/2002: «Лиликанский Музей театральных идей». Проект предполагает возможность постановки в театре «Тень» любых спектаклей любыми режиссерами при единственном условии: продолжительность такого спектакля не должна превышать 15 минут. Первыми премьерами в рамках проекта Лиликанского Музея театральных идей стали «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера в постановке Анатолия Васильева и авторский спектакль «Дождь после потопа» знаменитого итальянского сценариста и режиссера Тонино Гуэрра. В дальнейших планах проекта Лиликанского Музея театральных идей фигурируют не менее громкие режиссерские имена: Петр Фоменко, Сергей Юрский, Евгений Гришковец, Роберт Стуруа, Роман Виктюк, Михаил Левитин, Константин Райкин, Александр Бакши. Некоторые из этих замыслов уже представлены в Музее видеозаписью авторских изложений. Вне зависимости от того, получат ли все эти замыслы конкретное театральное воплощение, каждый из них уже обладает несомненной художественной ценностью свободным движением творческой мысли, не скованной реалиями драматического театра (возможностями живых актеров или техникой безопасности). Проект «Лиликанский Музей театральных идей» в 2002 был удостоен «Золотой Маски» в номинации «Новации». Это шестая на сегодняшний день «Золотая Маска» театра «Тень» (и первая, выводящая театр за рамки номинаций Театра кукол).
Театр «Тень» участник более чем тридцати международных фестивалей театров кукол. Принимает активное участие во многих российских и международных театральных проектах. В 1995 театр «Тень» организовал и провел в Москве первый в России международный Фестиваль Семейных театров. На базе театра «Тень» в течение нескольких лет проводит свои занятия Лаборатория режиссеров и художников театра кукол Кабинета театров для детей Союза Театральных Деятелей РФ.
Другие спектакли: «Сказка без названия», «Легенда о Тем-Лине», «Балет бумажных теней», «Домашний театр», «Два дерева (Гастроли Лиликанского Большого Королевского театра в России)», «Иоланта», «Гамлет».
Неосуществленный проект: «Немая опера»
Организаторы театра супружеская пара Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Илья по образованию художник (Строгановское художественное училище), Майя актриса театра кукол (курс актеров театра кукол Гнесинского училища). В театре «Тень» оба делают практически все: от административно-хозяйственной работы до встречи зрителей; от оформления спектаклей до исполнения ролей; от изготовления декораций, кукол и реквизита до любых невероятных акций, необходимых каждому конкретному спектаклю. Однако главная деятельность Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской генерация и воплощение самых неожиданных театрально-художественных идей.
То, что «Тень» театр семейный, чувствуется уже с порога. Атмосфера маленького фойе ассоциируется не с преддверием храма искусства, а с теплым уютным домом, в котором всегда рады гостям. На стенах огромные листы бумаги, на которых зрители могут рисовать (в спектакле Красные шапочки именно эти рисунки станут художественным оформлением спектакля); в крошечном буфете все яства можно брать самим (никто не сомневается, что вы не забудете оставить на блюдечке деньги и сами отсчитаете положенную сдачу); на полочке лежат программки и хорошие книжки (хотите купить? Берите, пожалуйста!); при малейшем затруднении к вам на помощь придут приветливые хозяева; а иногда в самом центре фойе оказывается бассейн с настоящей водой, и можно гонять по нему самодельные кораблики.
Начинался театр с изысканно-красивого спектакля «Волшебная дудочка». Это был театр теней, что и определило само название театра. Однако дальнейшая жизнь театра показала, что «Тень» категорически отвергает какие бы то ни было жанровые или видовые рамки. Этот театр принципиально открыт любому эксперименту; его лицо творческое разнообразие; здесь используются все средства художественной выразительности. Даже само название театра варьируется в зависимости от спектакля: «Тень оперы», «Тень отца» (Гамлет), и, конечно, «Тень театра». В спектаклях «заняты» любые куклы профессиональные (перчаточные, тростевые, марионетки) и домашние (среди них не совсем куклы, а просто игрушки: кегли, мячик, экскаватор; а то и домашняя утварь). В «живом плане» на сценической площадке работают актеры как профессиональные, так и зрители от мала до велика. В постановках широко используются приемы и самых разных жанров театра (теневого, оперного, балетного и даже мистериального), и других видов искусства (изобразительного, кино и т.д.). Каждый новый спектакль принципиально не похож на предыдущий.
Спектакль «Парус» был целиком выстроен на музыкально-изобразительном ряде: в ритме и характере прихотливо меняющейся музыкальной партитуры перед зрителем возникали рисунки, создаваемые Ильей Эпельбаумом каждый раз заново. В Концерте превращений визуальный ряд дополнялся графическими изображениями, сиюминутно созданными из песка.
«Щелкунчик» «спектакль-угощение», на протяжении которого каждый из зрителей получал солидную порцию сладких «обитателей» Конфетенбурга. А в финале спектакля из декоративных сценических фонтанов разливались не только пепси и фанта, но и вино (ведь нужно угостить не только маленьких гостей, но и их родителей).
«Красные шапочки» спектакль, во время которого происходили съемки нового мультфильма на всем известный сюжет. При этом в создании фильма участвовал весь зрительный зал, и дети, и взрослые: кто рисовал декорации; кто создавал звуковую партитуру (вплоть до озвучения разнообразных домашних животных и скрипа двери); кто оживлял кукол; кто командовал световыми эффектами. Заканчивался спектакль демонстрацией только что отснятого фильма, в финале которого на экране возникали «авторы» сегодняшние зрители, которых успевали заснять перед входом в зрительный зал.
Со спектакля «Гастроли Большого Королевского Лиликанского театра» в России в театре «Тень» началась новая эра эра мистификации. И началась она почти случайно (что по диалектике можно расценивать как закономерность). И. Эпельбаумом и М. Краснопольской была придумана страна маленьких, но весьма значительных людей (потому-то они и называются не «лилипуты», а «лиликане»; а вот мы, те, кто не может попасть внутрь театра и вынужден смотреть представление через окна, зовемся «велипутами»). Однако, неожиданно для авторов, часть зрителей отнеслась к слову «гастроли» совершенно серьезно. И потому крошечные куколки, разыгрывающие перед своими согражданами трагический оперный спектакль, обзавелись огромным социо-культурным фоном, включающим в себя массу лиликанских реалий от микроскопических бутербродов и пирожных в буфете театра «Тень» до официальной таблички у входа в театр: «Генеральное консульство королевства Лиликания».
Для спектакля «Лебединое озеро. Опера» мистификация уже осознанно застраивалась Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской на весьма серьезном уровне. В ее основу легло «открытие в архивах» черновиков П. И. Чайковского, первоначально замышлявшего Лебединое озеро именно как оперу. Как всегда в театре «Тень», был тщательно разработан антураж спектакля: от буклета с солидными цитатами и воспоминаниями до «искусствоведческой» лекции перед началом. Именно спектакль «Лебединое озеро. Опера» принес театру «Тень» сразу три национальные театральные премии «Золотая Маска».
Из идеи Лиликанского театра шестью годами позже возник едва ли не самый значительный театральный проект сезона 2001/2002: «Лиликанский Музей театральных идей». Проект предполагает возможность постановки в театре «Тень» любых спектаклей любыми режиссерами при единственном условии: продолжительность такого спектакля не должна превышать 15 минут. Первыми премьерами в рамках проекта Лиликанского Музея театральных идей стали «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера в постановке Анатолия Васильева и авторский спектакль «Дождь после потопа» знаменитого итальянского сценариста и режиссера Тонино Гуэрра. В дальнейших планах проекта Лиликанского Музея театральных идей фигурируют не менее громкие режиссерские имена: Петр Фоменко, Сергей Юрский, Евгений Гришковец, Роберт Стуруа, Роман Виктюк, Михаил Левитин, Константин Райкин, Александр Бакши. Некоторые из этих замыслов уже представлены в Музее видеозаписью авторских изложений. Вне зависимости от того, получат ли все эти замыслы конкретное театральное воплощение, каждый из них уже обладает несомненной художественной ценностью свободным движением творческой мысли, не скованной реалиями драматического театра (возможностями живых актеров или техникой безопасности). Проект «Лиликанский Музей театральных идей» в 2002 был удостоен «Золотой Маски» в номинации «Новации». Это шестая на сегодняшний день «Золотая Маска» театра «Тень» (и первая, выводящая театр за рамки номинаций Театра кукол).
Театр «Тень» участник более чем тридцати международных фестивалей театров кукол. Принимает активное участие во многих российских и международных театральных проектах. В 1995 театр «Тень» организовал и провел в Москве первый в России международный Фестиваль Семейных театров. На базе театра «Тень» в течение нескольких лет проводит свои занятия Лаборатория режиссеров и художников театра кукол Кабинета театров для детей Союза Театральных Деятелей РФ.
Другие спектакли: «Сказка без названия», «Легенда о Тем-Лине», «Балет бумажных теней», «Домашний театр», «Два дерева (Гастроли Лиликанского Большого Королевского театра в России)», «Иоланта», «Гамлет».
Неосуществленный проект: «Немая опера»
Татьяна Шабалина, «Энциклопедия «Кругосвет»»,