Подпевая и закусывая
Марк Розовский, кажется, поставил один из шлягеров летнего сезона
Поставить гениальный спектакль, в сущности, не так уж и трудно, хотя, конечно, не всякому по плечу. А вот поставить спектакль, который станет любимым, позатейливее будет. Об этом, к слову, было интересно и подробно написано несколько лет тому назад в статье Инны Соловьевой «Как быть любимым» (статья была опубликована в журнале «Московский наблюдатель»).
«Песни нашего двора» даже и спектаклем-то назвать нельзя. В строгом смысле слова. (Хотя кто знает? быть может, на самом пределе строгости как раз и выяснится, что именно такое «стечение» песен, исполняемых одна за другой, разыгрываемых одной дворовой гоп-компанией, имеет полное право именоваться спектаклем и даже мюзиклом?) Но совершенно очевидно, что не только актерам нравится петь песни 30-х, военных и после прожитых лет (ими, к слову, прожитых только в песне, они-то моложе), зрители ловят такой кайф, что не остается сомнений: постараются прийти еще раз. И не только потому, что за два часа представления публику, которая довольно тесно рассажена в уютном маленьком дворике (скорее, даже не московском, а каком-то украинском екатеринославско-днепропетровском или одесском) театра «У Никитских ворот», трижды обносят водочкой с бутербродами.
И все это входит в стоимость билета и в «предлагаемые обстоятельства» в программке-приглашении и на афише так и значится: «Зрители слушают, подпевают, пьют и закусывают ». Жаль, что по российским условиям спектакль обречен на летнее существование: климат у нас суровый, и три рюмочки не спасут нашего зрителя при 20-градусном морозе (в энтузиазме актеров, способных петь и летом, и зимой у меня сомнений нет). В то же, что подобное зрелище можно без потерь перенести в закрытое помещение, я не верю такие игры имеют смысл и ценятся на открытом воздухе.
Непременная для любого такого «домашнего» дворика бельевая веревка оказывается частью художественного решения сценографа Юрия Махнова, а совершенно случайная решетка в стене (скорее всего, давно не действующий вентиляционный люк, уже с полвека используемый как уличная пепельница или мусорка для фантиков, огрызков и прочей мелочи) как будто нарочно выдолблена в этом самом месте. Чтобы в нужный момент Розовский приткнулся к ней, в ушанке и зековской телогрейке, пронзительно затягивая про «товарища Сталина». Фасады домов самые затрапезные, не парадные (сюда вели «черные» лестницы) вписались в интерьер уличного торжества. Именно торжества столько бы стульев и понадобилось, если бы здесь решили справить свадьбу или чье-то возвращение с фронта, что вообразить в таком дворе не составит труда. Маленькие театральные ухищрения вроде уже помянутой бельевой веревки (с бельем на ней на тех самых, знакомых по каким-то детским играм деревянных прищепках, которые так смешно болтаются, если их укрепить на носу), длинного шеста непременного реквизита всякого голубятника, китайских зонтиков (для чего?) все поначалу кажутся необязательными, слишком случайными, взятыми из того, что оказалось под рукой. На самом же деле по ходу спектакля это становится понятным, причем довольно скоро здесь каждая деталь «прошла по конкурсу» и, что называется, «к слову», имеет важный, почти что знаковый смысл. Бывает, что у разведчиков во время конспиративных встреч тоже какая-нибудь бытовая мелочь (скажем, цветок на окне или тумбочка) играет такую же, невторостепенную роль.
Вдруг во время песенки «Помнишь ли меня, моя Татьяна » кто-то выглянет в окно и потому, что не все дома в этом дворе выселены, или потому, что дворик остался таким уютным, начинаешь воспринимать и эти песенки, и совершенно реальную летнюю жару, помноженную на легкое похмелье, не театрально, а вживую, что ли И хочется подпевать, а не только слушать, пить и закусывать. С другой стороны, не раздражает и не мешает никому, что Розовский может вдруг прикрикнуть на публику: мол, что вы сидите, песню поют уже не перед вами, а за вашей спиной да вот же, вот, поднимите головы там, наверху, на самой верхней ступеньке пожарной лестницы. И мы, задрав головы, вывернувшись к тому же на 180 градусов, наконец замечаем высвеченного прожектором актера. Хотя и просто слушать в удовольствие. И комары не кусают, поскольку рядом кто-то покуривает и разгоняет своим дымом всю мошкару.
Кто-то в кепке и старой застиранной красного (когда-то) цвета майке, немного дырявой, поет: «А почеши мне, Роза, позвоночник. ..» и эта песня, которую, как и все здесь, хочется именовать уменьшительно-ласкательно песенкой, звучит ничем не хуже, чем какой-нибудь «Гимн демократической молодежи». Но если бы кто-то запел этот самый гимн, мы и ему бы подпели по своей сентиментальной силе они давно уже уравнены в правах. «Песни нашего двора» изрядно хороши еще тем, что песни и даже то, что их много 40! не мешают время от времени отвлекаться на какие-то собственные мысли по поводу, по содержанию иногда далеко отстоящие от «побудительных мотивов»-песен; с такой же легкостью можно вернуться обратно и подпевать дальше. А можно одновременно и думать, и подпевать.
Не плюсуя, не навязывая ничего сверхожидаемого этому спектаклю, все же нельзя увиденное обозвать всего лишь монтажом из когда-то петого, да забытого по причине прожитых лет. Есть какая-то нить, которая ведет от открывающей спектакль песни «В нашем доме большом» через «Пуговку» (про коричневую, не нашу пуговку, которую нашли пионеры и помогли пограничникам обезвредить шпиона, когда красный чулок на шее с успехом играет роль пионерского галстука) к преисполненной уже не революционной, а вполне блатной романтики «Городскому романсу» («Я однажды гулял по столице. Двух прохожих случайно зашиб. И попавши за это в милицию, я увидел ее - и погиб!» Кажется, ранний Высоцкий. ..) А дальше: «Мама, я летчика люблю », «Помнишь ли меня, моя Татьяна », «Утомленное солнце», про которое начинают петь из окна, в котором девушка в белой блузке и соломенной шляпке, а кто-то внизу, имитируя старый патефон, поет гнусаво, зажав ноздри бельевой прищепкой. А дальше: «Крутится-вертится», «Моя Марусечка», «Пьяный я», «Черная моль», и целая серия песен-путешествий «Надену я черную шляпу, поеду я в город Анапу», «На острове Таити жил негр Тити-Мити», «Девушка из Нагасаки» жестокий романс. И под конец про товарища Сталина, потом «Советская пасхальная» и на финал снова «В нашем доме большом раньше пьянка была ». Такой вот репертуар. Не зря Виктор Славкин в своей книге «Памятник неизвестному стиляге» благодарил Розовского за помощь в припоминании куплетов и строчек из «песен нашей юности», в театре «У Никитских ворот» вольно соединенных с «песнями нашего двора».
Можете себе представить нежелание зрителей расходиться. Из зала сыплются просьбы спеть что-то по второму разу, а актеры Ирина Морозова (в белой кофточке это она), Маргарита Рассказова, Александр Вилков (он был в красной майке), Игорь Старосельцев, Валентина Ломаченкова (она не только поет, но еще и на скрипке играет), Виктор Глазунов, Татьяна Ревзина (она же - музыкальный руководитель спектакля), Марк Розовский (он же - постановщик и художественный руководитель театра) с удовольствием бисируют. Спектакль кончается в тот момент, когда Розовский вспоминает, что в доме еще остались жилые квартиры и людям пора спать. Мы бы пели и дальше. И слушали бы, и выпивали, и закусывали
«Песни нашего двора» даже и спектаклем-то назвать нельзя. В строгом смысле слова. (Хотя кто знает? быть может, на самом пределе строгости как раз и выяснится, что именно такое «стечение» песен, исполняемых одна за другой, разыгрываемых одной дворовой гоп-компанией, имеет полное право именоваться спектаклем и даже мюзиклом?) Но совершенно очевидно, что не только актерам нравится петь песни 30-х, военных и после прожитых лет (ими, к слову, прожитых только в песне, они-то моложе), зрители ловят такой кайф, что не остается сомнений: постараются прийти еще раз. И не только потому, что за два часа представления публику, которая довольно тесно рассажена в уютном маленьком дворике (скорее, даже не московском, а каком-то украинском екатеринославско-днепропетровском или одесском) театра «У Никитских ворот», трижды обносят водочкой с бутербродами.
И все это входит в стоимость билета и в «предлагаемые обстоятельства» в программке-приглашении и на афише так и значится: «Зрители слушают, подпевают, пьют и закусывают ». Жаль, что по российским условиям спектакль обречен на летнее существование: климат у нас суровый, и три рюмочки не спасут нашего зрителя при 20-градусном морозе (в энтузиазме актеров, способных петь и летом, и зимой у меня сомнений нет). В то же, что подобное зрелище можно без потерь перенести в закрытое помещение, я не верю такие игры имеют смысл и ценятся на открытом воздухе.
Непременная для любого такого «домашнего» дворика бельевая веревка оказывается частью художественного решения сценографа Юрия Махнова, а совершенно случайная решетка в стене (скорее всего, давно не действующий вентиляционный люк, уже с полвека используемый как уличная пепельница или мусорка для фантиков, огрызков и прочей мелочи) как будто нарочно выдолблена в этом самом месте. Чтобы в нужный момент Розовский приткнулся к ней, в ушанке и зековской телогрейке, пронзительно затягивая про «товарища Сталина». Фасады домов самые затрапезные, не парадные (сюда вели «черные» лестницы) вписались в интерьер уличного торжества. Именно торжества столько бы стульев и понадобилось, если бы здесь решили справить свадьбу или чье-то возвращение с фронта, что вообразить в таком дворе не составит труда. Маленькие театральные ухищрения вроде уже помянутой бельевой веревки (с бельем на ней на тех самых, знакомых по каким-то детским играм деревянных прищепках, которые так смешно болтаются, если их укрепить на носу), длинного шеста непременного реквизита всякого голубятника, китайских зонтиков (для чего?) все поначалу кажутся необязательными, слишком случайными, взятыми из того, что оказалось под рукой. На самом же деле по ходу спектакля это становится понятным, причем довольно скоро здесь каждая деталь «прошла по конкурсу» и, что называется, «к слову», имеет важный, почти что знаковый смысл. Бывает, что у разведчиков во время конспиративных встреч тоже какая-нибудь бытовая мелочь (скажем, цветок на окне или тумбочка) играет такую же, невторостепенную роль.
Вдруг во время песенки «Помнишь ли меня, моя Татьяна » кто-то выглянет в окно и потому, что не все дома в этом дворе выселены, или потому, что дворик остался таким уютным, начинаешь воспринимать и эти песенки, и совершенно реальную летнюю жару, помноженную на легкое похмелье, не театрально, а вживую, что ли И хочется подпевать, а не только слушать, пить и закусывать. С другой стороны, не раздражает и не мешает никому, что Розовский может вдруг прикрикнуть на публику: мол, что вы сидите, песню поют уже не перед вами, а за вашей спиной да вот же, вот, поднимите головы там, наверху, на самой верхней ступеньке пожарной лестницы. И мы, задрав головы, вывернувшись к тому же на 180 градусов, наконец замечаем высвеченного прожектором актера. Хотя и просто слушать в удовольствие. И комары не кусают, поскольку рядом кто-то покуривает и разгоняет своим дымом всю мошкару.
Кто-то в кепке и старой застиранной красного (когда-то) цвета майке, немного дырявой, поет: «А почеши мне, Роза, позвоночник. ..» и эта песня, которую, как и все здесь, хочется именовать уменьшительно-ласкательно песенкой, звучит ничем не хуже, чем какой-нибудь «Гимн демократической молодежи». Но если бы кто-то запел этот самый гимн, мы и ему бы подпели по своей сентиментальной силе они давно уже уравнены в правах. «Песни нашего двора» изрядно хороши еще тем, что песни и даже то, что их много 40! не мешают время от времени отвлекаться на какие-то собственные мысли по поводу, по содержанию иногда далеко отстоящие от «побудительных мотивов»-песен; с такой же легкостью можно вернуться обратно и подпевать дальше. А можно одновременно и думать, и подпевать.
Не плюсуя, не навязывая ничего сверхожидаемого этому спектаклю, все же нельзя увиденное обозвать всего лишь монтажом из когда-то петого, да забытого по причине прожитых лет. Есть какая-то нить, которая ведет от открывающей спектакль песни «В нашем доме большом» через «Пуговку» (про коричневую, не нашу пуговку, которую нашли пионеры и помогли пограничникам обезвредить шпиона, когда красный чулок на шее с успехом играет роль пионерского галстука) к преисполненной уже не революционной, а вполне блатной романтики «Городскому романсу» («Я однажды гулял по столице. Двух прохожих случайно зашиб. И попавши за это в милицию, я увидел ее - и погиб!» Кажется, ранний Высоцкий. ..) А дальше: «Мама, я летчика люблю », «Помнишь ли меня, моя Татьяна », «Утомленное солнце», про которое начинают петь из окна, в котором девушка в белой блузке и соломенной шляпке, а кто-то внизу, имитируя старый патефон, поет гнусаво, зажав ноздри бельевой прищепкой. А дальше: «Крутится-вертится», «Моя Марусечка», «Пьяный я», «Черная моль», и целая серия песен-путешествий «Надену я черную шляпу, поеду я в город Анапу», «На острове Таити жил негр Тити-Мити», «Девушка из Нагасаки» жестокий романс. И под конец про товарища Сталина, потом «Советская пасхальная» и на финал снова «В нашем доме большом раньше пьянка была ». Такой вот репертуар. Не зря Виктор Славкин в своей книге «Памятник неизвестному стиляге» благодарил Розовского за помощь в припоминании куплетов и строчек из «песен нашей юности», в театре «У Никитских ворот» вольно соединенных с «песнями нашего двора».
Можете себе представить нежелание зрителей расходиться. Из зала сыплются просьбы спеть что-то по второму разу, а актеры Ирина Морозова (в белой кофточке это она), Маргарита Рассказова, Александр Вилков (он был в красной майке), Игорь Старосельцев, Валентина Ломаченкова (она не только поет, но еще и на скрипке играет), Виктор Глазунов, Татьяна Ревзина (она же - музыкальный руководитель спектакля), Марк Розовский (он же - постановщик и художественный руководитель театра) с удовольствием бисируют. Спектакль кончается в тот момент, когда Розовский вспоминает, что в доме еще остались жилые квартиры и людям пора спать. Мы бы пели и дальше. И слушали бы, и выпивали, и закусывали
Григорий Заславский, ««Независимая газета»», 7.08.1996