Рыжий
Трагическая судьба поэта-современника стала поводом стажерам Петра Фоменко для разговора об эпохе.
Екатеринбургский поэт Борис Рыжий покончил с собой в 2001-м в возрасте Лермонтова. В его биографии не разглядеть ничего, что объяснило бы неодолимую тягу молодого человека к смерти. Ничего, что приоткрыло бы истоки зачарованности ею. Ни намека, откуда эти прогулки «со смертью-одноклассницей под ручку», увенчанные петлей на собственном балконе и запиской с пронзительным финалом: «Я всех любил. Без дураков». Именно тогда литературный успех вплотную приблизился к младшему научному сотруднику Института геофизики Уральского отделения Академии наук. Стажерская группа «Мастерской Фоменко» решила предпринять музыкально-поэтическое путешествие в прошлое по местам юности поэта: Екатеринбург Свердловск Екатеринбург.
Зрителей сопровождает лихо накрашенная проводница, дежурным безликим голосом предлагающая чай, бутерброды, шашки, нарды и объявляющая остановки: «Общежитие», «Промзона», «Парк культуры и отдыха», «Крыша», «Санта-Барбара». Зрительские ряды плавно вращаются, доставляя публику к месту очередного фрагмента. У Бориса Рыжего в спектакле несколько ипостасей влюбленный поэт, неуправляемый поэт, неприкаянный поэт, человек дна. Воплощают их, и обаятельно, и залихватски, сразу четыре исполнителя. Так в свое время множили героя знаменитые поэтические представления «Таганки» «Послушайте!» (пять Маяковских) или «Товарищ, верь…» (пять Пушкиных).
И все-таки спектакль «Рыжий» получился не о поэте Рыжем и не о поэзии. Актеры вместе с режиссером Юрием Буториным (он же - один из исполнителей главной роли), а вслед за ними и руководитель постановки Евгений Каменькович оказались несомненными заложниками оксюморона Бориса Рыжего «Как хорошо мы плохо жили» строки, сделанной подзаголовком спектакля. Это причудливое ностальгическое высказывание и стало сверхсюжетом нынешних «путевых наблюдений» театра. Вглядываясь в короткую поэтическую судьбу и недоумевая по поводу добровольной «прерванности полета», актеры почти ровесники Рыжего невольно идеализируют разгульные и нищие девяностые годы. Вместо поэта в герои спектакля выходит эпоха и не вполне по заслугам.
Зрителей сопровождает лихо накрашенная проводница, дежурным безликим голосом предлагающая чай, бутерброды, шашки, нарды и объявляющая остановки: «Общежитие», «Промзона», «Парк культуры и отдыха», «Крыша», «Санта-Барбара». Зрительские ряды плавно вращаются, доставляя публику к месту очередного фрагмента. У Бориса Рыжего в спектакле несколько ипостасей влюбленный поэт, неуправляемый поэт, неприкаянный поэт, человек дна. Воплощают их, и обаятельно, и залихватски, сразу четыре исполнителя. Так в свое время множили героя знаменитые поэтические представления «Таганки» «Послушайте!» (пять Маяковских) или «Товарищ, верь…» (пять Пушкиных).
И все-таки спектакль «Рыжий» получился не о поэте Рыжем и не о поэзии. Актеры вместе с режиссером Юрием Буториным (он же - один из исполнителей главной роли), а вслед за ними и руководитель постановки Евгений Каменькович оказались несомненными заложниками оксюморона Бориса Рыжего «Как хорошо мы плохо жили» строки, сделанной подзаголовком спектакля. Это причудливое ностальгическое высказывание и стало сверхсюжетом нынешних «путевых наблюдений» театра. Вглядываясь в короткую поэтическую судьбу и недоумевая по поводу добровольной «прерванности полета», актеры почти ровесники Рыжего невольно идеализируют разгульные и нищие девяностые годы. Вместо поэта в герои спектакля выходит эпоха и не вполне по заслугам.
Мария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Стихи на сценеИрина Михайловская, «Numéro», 02.2015
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010