RuEn

Службу доставки заказывали?

Пока зрители рассаживаются, главный герой (Сергей – Андрей Миххалев) уже сидит на своем рабочем месте – у домашнего компьютера, сосредоточенно вглядываясь в невидимый экран. Под сценой — электронное табло, на котором высвечивается надпись: «Не мешайте Сереже работать». В ожидании начала спектакля, можно неторопливо изучать скромную, без излишеств обстановку Маши-Сережиной квартиры, а можно складывать программку по намеченным сгибам…получается коробочка. О таинственной коробочке дальше и пойдет речь. Что-то откроется по ходу пьесы, а что-то… так и останется тайной.

Спектакль «Сережа очень тупой» поставлен режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым по новой пьесе Дмитрия Данилова. Получилась реальная и абсурдная, смешная и страшная история про нашу сегодняшнюю жизнь, в которой уже существует «служба доставки», которую не ждешь. Благодаря мобильной связи, мы все — под учетом и контролем. Можно отсиживаться дома, но, если понадобится, тебя достанут и доставят.

Состояние «Не мешайте работать…» прерывается звонком на мобильный: «Сергей Николаевич? Вам посылка, курьер будет у вас в течение часа…нормально?». И неважно, что Сергей никакой посылки не ждал, уже курьеры звонят в дверь… и их почему-то трое. Вежливо, но настойчиво они проходят в дом, что странно и неприятно. Историческая память по ходу общения героя с непрошенными гостями, подводит чуть ли не к сталинским репрессивным «тройкам» с безграничными полномочиями.

«Ничего не понимаю, нормальные курьеры приходят по одному, отдают посылку под роспись и уходят, а тут…», — недоумевает хозяин. «Сережа – очень тупой…», — подытожит в финале его жена Маша. А как на его месте поступил бы любой интеллигентный человек? Работники службы доставки в стандартной зеленой форме и супер-бахиллах – спокойные, предупредительные, но чересчур настойчивые. Не вручая посылки, отчего-то целый час высиживают в квартире. Попытки защитить свое личное пространство, вызвать полицию оканчиваются ничем. Неизвестная государственная машина работает четко, исключительно по своему секретному плану.

Главный представитель странной тройки (Василий Фирсов) звонким голосом диктора объясняет: «Я же вам сказал, курьер будет у вас в течение часа, нормально? Вы ответили: нормально. Другие курьерские службы халтурят, а вот мы пробудем с вами оговоренное время…». Хорошо, что только час, а то ведь бывает, посылка доставляется и три часа, и сутки.

Курьеры – разные, несхожие ни возрастом, ни интересами. Старший (Тагир Рахимов) – типичный «совок», советчик, незатейливый, внятный, ратующий за порядок. Ворчливо, по-стариковски, оглядывается вокруг: мол, в наше-то время, у молодых отдельных квартир не водилось, а детей рожали…

Средний (Василий Фирсов) – вероятно, старший по званию: именно на него равняются чудная пара коллег, знатный запевала, что с удовольствием демонстрирует, когда общение идет по намеченному плану.

Младший (Николай Орловский) – пока еще ходит (точнее, высиживает) в «подмастерьях», он по возрасту ближе всего к Сергею – живо интересуется работой программера, даже кое-какие современные термины знает…

Курьеры назойливы и обидчивы, при этом, невероятно забавны. Правда, их вежливые служебные улыбки быстро исчезают, как только Сережа пытается уклониться от заданной программы, но, лишь разговор налаживается — лица курьеров вновь теплеют: «С человеком надо посидеть, поговорить, в „города“ поиграть. Час времени будет непременно высижен.

Когда „клиент“ смелеет и сам начинает задавать вопросы, выясняются занятные вещи. Курьеры с птичьими фамилиями (Скворцов, Лебедев и Птицын) „прилетели“ в „службу доставки“ одним неведомым путем – после службы в армии в Подмосковье. Без блата, но избранные. Как водится, избранность тут же становится семейственной: дети идут по стопам отца, дети детей тоже: „А куда ж еще…“. При „службе“ и свой институт есть, ведь курьеры должны обладать высоким IQ, мало ли что, разные случаи на работе бывают. Вот одного мужчину даже хоронить пришлось: пока высиживали положенное время, он взял да помер. Так вечером и похоронили во дворе. Омыли, обрядили, как положено, отпели (тут „курьеры“ вполне профессионально исполнили часть панихиды), лопаткой вырыли могилку да похоронили. Вместе с Сережей вдруг ощущаешь ползучий холодок по спине: как это — похоронили?! А скорая, полиция, патологоанатом, родственники, наконец?

Следует еще несколько абсурдных историй про „клиентов“, и час заканчивается, когда возвращается с работы Маша (Мария Большова). Маша вежливо и мило разряжает обстановку, поит гостей чаем, они, наконец, отдают Сереже посылку и исчезают. Вся Машина милота тут же растворяется в крике: „Сережа, ты - очень тупой!!!“. Действительно, Маша права, и мы все уже научены, что неизвестную коробку нельзя трогать. Маша велит отнести ее подальше, метров за двести, к другому подъезду… Такой конкретный смысл вытекает из этого абсурда, который также неожиданно может вторгнуться и в вашу жизнь. Легкий ироничный спектакль оставляет простор серьезным мыслям, фантазиям и переживаниям, а в финальной сцене, когда Сережа и Маша остаются вдвоем, вызывает почти чувство умиления (там Сережа – этакий „Ежик в тумане“). Новая работа „фоменок“ из цикла „Проб и ошибок“ вышла точной и безошибочной. И выходишь из театра в прекрасном настроении, что в нынешнем московском театральном сезоне случается нечасто…

И ведь не так уж много надо: интересная пьеса, внятная постановка и хорошая игра актеров.

Источник: интернет-журнал „Мнение